Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЕРВЫЙ ТУР. 9-11 КЛАССЫ. ЗАДАНИЯ.



ПЕРВЫЙ ТУР. 9-11 КЛАССЫ. ЗАДАНИЯ.

Время на подготовку– 1,5 часа.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ. Максимальная оценка – 50 баллов

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры, в том числе из историографии) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

 

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Оценивается вводная часть к работе- не более 10 баллов. Требуется внятное оригинальное объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме, и четкая постановка задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (может быть сформулировано до 4 задач и общая проблемавысказывания).

2. Оценка основной части к работе (макс. 35 баллов):

При оценке каждой из выделенных задач учитываются:

1. - грамотность использования исторических фактов и терминов;

2. – аргументированность авторской позиции.

3. - творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Требуетсяярко выраженная личная позиция, заинтересованность в теме, оригинальные (имеющие право на существование, исходя из фактов и историографии) мысли, задачи и пути их решения. Работа написана хорошим литературным языком с учетом всех жанровых особенностей эссе.

4. - знание различных точек зрения по избранному вопросу.

3. Умение автора делать конкретные выводы по сути своей позиции, исходя из смысла высказывания и задач, сформулированных во введении.Оценивается заключение к работе- не более 5 баллов.

ТЕМЫ

1. «Жители Новгорода, избрав себе вождей, обезопасили себя от безграничной власти варяжских князей тем, что расселили их на границах государства и заставили тем самым охранять как свою власть, так и покой граждан республики от вторжений внешних врагов» (Н.-Г. Леклерк)

2. «…Ни Иван Калита, ни Александр Тверской не проявили в событиях 1327/1328 гг. каких-то оригинальных подходов к решению политической проблемы. Оба действовали всецело в русле традиций своего княжеского дома. Однако московская традиция, восходившая к Александру Невскому, в той конкретно-исторической ситуации оказалась более реалистичной и перспективной» (Н.С. Борисов)

3. «Формирование самодержавных порядков началось в Северо-Восточной Руси в XIV-XV веках. Великое княжество Московское было зажато в тисках между Литвой и Ордой, поэтому в нем возник такой жесткий централизованный и военизированный тип государственности, где элита очень сильно зависела от князя. С другой политической системой <…> государство в те времена просто бы не выжило» (А.А. Горский в интервью Ленте.ру)

4. «Строй и управление Русским государством [при Иване IV] так изменилось против прежнего, что можно было назвать это государство совсем новым; все получило другой вид, противоположный старому…» (Д. Горсей)

5.  «Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе [Михаиле Фёдоровиче] не явилось ни Сильвестра, ни Адашева прежних времен» (Н.И. Костомаров)

6. «В его [Алексея Михайловича] характере соединились деятельная и сильная натура деда Филарета, склонного к государственной и политической деятельности и мягкий, спокойный, "домашний" нрав отца - Михаила Фёдоровича» (О.Е. Кошелева)

7. «Время от кончины Петра Великого до вступления на престол Екатерины II обыкновенно рассматривалось как время печальное, непривлекательное, время малоспособных правителей, дворцовых переворотов, недостойных любимцев. Но <…> названное время имеет высокий интерес именно потому, что здесь русские люди были предоставлены самим себе ввиду громадного материала, данного преобразованием…» (С.М. Соловьёв)

8. «Гвардия [в эпоху дворцовых переворотов] была военной силой, ближайшей к правительству. Важность политической роли, какую могла играть гвардия, не была тайной ни для самих гвардейцев, ни для правительства, которое не бывало равнодушно к настроению гвардии» (С.Ф. Платонов)

9. «Считать «семеновскую историю» предвестником восстания декабристов можно, однако не в смысле наличия какого-либо организационного преемства между двумя выступлениями, а в смысле обусловленного ими континуума сомнений, опасений и вопросов в связи с обеспечением государственной безопасности. Новые вызовы, с которыми самодержавное правительство столкнулось в 1820 г. и пять лет спустя, выявили неуверенность императора в собственной армии и особенно в гвардейских полках» (И.А. Иванов)

10. ««Весна народов» наглядно показала, что «Священному союзу» остается охранять только собственные троны, потому что «старые порядки», освященные традицией, окончательно исчезли. И главным их защитником выступил российский император Николай I» (С. Простаков)

11.  «Можно продолжать, но важно, что если мы обратим внимание на события 1905, 1906 и 1907 годов, то убедимся, что основным актором политического процесса выступает в данном случае государственная власть. Ни массы, ни толпа, ни партии, хотя они, конечно, участвуют, — это фон. А основной игрок — власть» (К. Соловьёв)

12. «Адмирал Колчак очевидно восстанавливал идею национальной, патриотической власти, «русской Руси», идею борьбы с разрушителями Державы, отрицания как «гибельного пути партийности», так и механического возврата к прошлому, - в сущности, идею живой, органической, творческой преемственности в развитии Государства Российского» (С.П. Мельгунов)

13.  «Политические и стратегические последствия разгрома немцев под Москвой огромны. Можно сказать, что значение победы над немцами в декабре 1941 г. В общем ходе настоящей мировой войны не меньше, чем значение знаменитой победы на Марне в 1914 г., послужившей поворотным пунктом в войне 1914–1918 гг. и приведшей в конечном счете к поражению Германии» (Е.А. Шиловский)

14. «Общество, партия, комсомол были в крайнем возбуждении. Одно новшество опережало другое. Спокойно жить и работать было невозможно: жизнь перешла в фазу героической борьбы всех за всё. Борьбы за рост рядов комсомола. Борьбы за научно-технический прогресс. <…> И так далее. Борьбы не на жизнь, а на смерть — «за» построение коммунизма, «против» капитализма и империализма. Или они — нас, или мы — их» (И.М. Ильинский о периоде «Оттепели»)

15. «Ельцин был на Руси первым самодержцем, который не только сам не покушался никогда на свободу слова, но и своим боярам делать этого не разрешал. Он, по сути, превратил Перестройку в революцию, сумел руководить ею практически бескровно (что есть чудо!), вернул Россию на торную дорогу цивилизации» (Б. Стругацкий)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.