Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Меморандум Джи-Би-Си



Меморандум Джи-Би-Си

по делу ЕС Нараяны Махараджа

июль 1996 г.

сохраняя верность в Шриле Прабхупаде

 

 


Часть 1/3

 

Это меморандум Управляющего Совета ИСККОН (Джи-Би-Си), декларирующий, что те, кто считают себя верными последователями Шрилы Прабхупады, не могут следовать наставлениям ЕС Нараяны Махараджа. Этот документ представлен исполнительным и философским комитетом Джи-Би-Си.

Его Святейшество Бхактиведанта Нараяна Махарадж недано начал свой проповеднический тур по западно-европейским странам. Его маршрут пролегает исключительно по храмам и общинам ИСККОН. Перед отъездом из Индии Нараяна Махарадж встретился с представителями Джи-Би-Си и сделал следующее заявление по поводу своего турне:

(1) Он является доброжелателем ИСККОН. Он не враг ИСККОН. И он считает Шрилу Прабхупаду своим шикша-гуру.

(2) Когда Шрила Прабхупада проповедовал в западно-европейских странах, он писал Нараяне Махараджу и в письмах приглашал его присоединиться к проповеди. В то время Нараяна Махарадж не проявлял к этому интереса. Но теперь это турне возникло спонтанно и он видит в нём волю Шрилы Прабхупады.

(3) Из уважения и благоговения перед Шрилой Прабхупадой Нараяна Махарадж хочет посетить основанные им в западных странах храмы. Они являются тиртхами. Если преданные ИССКОН не пустят его, он выразит своё почтение с порога и уйдёт. Но ИСККОН разрешает каждому человеку войти в свои храмы, даже хулиганам, так почему это запрещено ему? Если емы дадим ему от ворот поворот, его собственные последователи примут это за оскорбление.

(4) Если встаёт вопрос, может ли Нараяна Махарадж во время своих встреч с преданными и общинами ИСККОН открыто не соглашаться с философским пониманием, политикой ИССКОН/ Джи-Би-Си и т.д., он обещал, что этого не будет. Он сказал, что будет ли он выступать или нет, зависит от нашего решения.

Лидеры ИСККОН не сомневаются, что много лет назад Шрила Прабхупада приглашал Нараяну Махараджа. Они также признают, что с тех пор Нараяна Махарадж часто действовал как благожелатель ИСККОН. Однако теперь лидеры ИСККОН убеждены, что Шрила Прабхупада больше не захотел бы пригласить Нараяну Махараджа. Кроме того, хотя однажды Нараяна Махарадж получил шикшу от Шрилы Прабхупады, лидеры ИСККОН – Джи-Би-Си и президенты храмов – убеждены, что Нараяна Махарадж не может правильно представлять Шрилу Прабхупаду. Скорее Нараяна Махарадж говорит и действует вразрез с наставлениями и примером Шрилы Прабхупады. Даже если Нараяна Махарадж думает о себе как о благожелателе ИСККОН, в реальности его отношение к ИСККОН таково, что может причинить нашей организации большой вред. Коротко говоря, лидеры ИСККОН совершенно убеждены, что расхождения, отличающие Нараяну Махараджа от Шрилы Прабхупады, настолько глубоки и могут привести к таким далеко идущим последствиям, что для искренних и верных последователей Шрилв Прабхупады практически невозможно общаться с ним.

Этот вывод показался странным для некоторх последователей Нараяны Махараджа. Они считают, что это противоречит сиддханте[1]: самый лучший способ прогрессировать на духовном пути – общаться с садху. Более того, недавнее заявление одного из бывших преданных ИСККОН, который теперь общается с Нараяной Махараджем, оправдывает его пртензии на роль обожателя Шрилы Прабхупады и покровителя ИСККОН. Почему же лидеры ИСККОН другого мнения? Они должны предоставить факты и, самое главное, подтвердить свои выводы праманой[2].

Джи-Би-Си[3] признают, что запрет на то, что Нарана Махарадж не может проповедовать в западных странах, не является официальной позицией. Но Джи-Би-Си также считают, что они должны решить, может ли Нараяна Махарадж проповедовать в ИСККОН. Это является темой данного документа. Если бы Нараяна Махарадж проповедовал людям вне ИСККОН, даже если бы наши лидеры не согласились всеми его словами, у них нет никаких возражений. Но суть в том, что не член ИСККОН не имеет права работать в организации без официального приглашения наших лидеров.

Даже в собственном Гаудия Матхе Нараяны Махараджа – в любом Гаудия Матхе – вопиющим нарушением этикета считаются проповеди чужака перед общиной вайшнавов без разрешения или сотрудничества с руководством Матха. Вызывает удивление, что всё турне Нараяны Махараджа касается одного ИСККОН: встречи организуют бывшие преданные ИСККОН на намахатах преданных ИСККОН. Его слушатели – преданные, общины, пожизненные члены и бхакты ИСККОН. Всё это он делает без санкции Джи-Би-Си.

Следовательно, Джи-Би-Си, как уполномоченные представители Шрилы Прабхупады, имеют право и обязаны известить членов ИСККОН о расхождениях между Нараяной Махараджем и Шрилой Прабхупадой. Все, кто принял прибежище ИСККОН, имеет право на защиту от оскорблений в адрес Шрилы Прабхупады, и Джи-Би-Си обязаны защитить их. Они должны чётко понять, что наставления Нараяны Махараджа уведут в сторону, а не приблизят к Шриле Прабхупаде, ИСККОН, движению санкиртаны. Этот меморандум предоставит факты и доказательства, поддерживающие нашу позицию.

Члены ИСККОН в первый раз столкнулись с Нараяной Махараджем, когда тот заявил о своём намерении ввести практику рагануга-бхакти[4] в нашей организации. Он высказал это намерение на фестивалях ИСККОН, куда его пригласили. Он начал давать наставления старшим преданным ИСККОН, которые, игнорируя предупреждения своих духовных братьев, слушали его. Хотя Нараяна Махарадж заверил этих преданных, что обсуждаемые темы не предназначены для публики, эти беседы были записаны на плёнку, а его последователи публиковали их. «Секретность» лопнула словно иллюзия. Теперь лидеры ИСККОН признали, что исключительная приверженность Нараяны Махараджа принципам рагануга-бхакти напрямую противоречит наставлениям Шрилы Прабхупады, который предупреждал нас, что это может привести к сахаджияизму[5].

Ачарьи прошлого, как доподлинно известно, подробно обсуждали практику рагануга-бхакти. Шри Чаитанья Махапрабху обучал этой науке Шрилу Рупу Госвами и других преданных. Но, из-за современного падшего состояния социума и опасений, что рагануга-бхакти может – и уже смогла – быть неправильно истолкована и злоупотреблена, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Прабхупада серьёзно отговаривали людей от попыток незрелой медитации на сокровенные игры Радхи и Кришны и преждевременной практики рагануга-бхакти.

Где-то двадцать лет назад в ИСККОН небольшая группа учеников Шрилы Прабхупады начала регулярные встречи, посвящённые развитию возвышенных духовных сантиметов. Это был печально известный «Клуб гопи-бхавы». Шрила Прабхупада лично вмешался, чтобы пресечь их незрелое поведение. К несчастью, подобный феномен теперь возродился в форме Нараяны Махараджа и его последователей. Давайте послушаем, что Шрила Прабхупада говорил об этом. Эта история взята из «Трансцендентного дневника» Хари Шаури даса (т. 2, стр. 266-269[6]):

«[Лидер Клуба гопи-бхавы] попытался заверить его [Шрилу Прабхупаду], что они не пытаются имитировать любовь гопи к Кришне; они просто изучают описания, чтобы развить такие желания. Прабхупада вскричал, при этом его верхняя губа задрожала: ‘Сначала заслужите, потом желайте! Нет смысла говорить о желании, если вы не освобождены. А до этого момента прсто выполняйте то служение, которое вам дали. Пока остаётся даже малейшее материальное желание, вопрос о духовных желаниях даже не стоит!’ Он сказал, что Господь Чаитанья обсуждал сокровенные игры гопи только в кругу трёх Своих ближайших спутников – со Сварупой Дамодаром, Раманандой Раем и Шикхи Махити. Сиддха-деха[7] – это тема для освобождённых душ, больше ни для кого. [Другой лидер группы] сказал, что они, как им казалось, делали правильно, потому что это есть в книгах Прабхупады, а они только читали их. Прабхупада ответил, что, хотя в аптеке есть разные лекарства, это не значит, что всякий может принимать их без рецепта врача. Врач прописывает лекарство взависимости от болезни. Он сказал, что в его книгах можно найти всё, от начальных ступеней бхакти до высоких рас, но их [книги] нужно изучать последовательно»[8].

Этот случай обнаруживает глубокую разницу между тем, как Нараяна Махарадж объясняет философию гаудия-вайшнавов. Со своей стороны, Нараяна Махарадж утверждает, что, даже если преданный ещё материально обусловлен, он может слушать возвышенные беседы, касающиеся супружеских игр Кришны. С другой стороны, Шрила Прабхупада недвусмысленно подчёткивает, что свобода от материальных желаний – квалификация преданного, который достоин слушать такие беседы. Чёткий вывод, следующий из наставлений Шрилы Прабхупады, гласит, что никто не может погружаться в эти темы, пока анартхи гнездятся в сердце.

Если незрелые преданные интересуются играми Кришны и гопи, какой вред от этого? Разве Кришна-катха[9] не чиста и не очищает? Шрила Прабхупада ответил на это сомнение. Он объясняет, что, так как любовные игры между Кришной и гопи напоминают материальные отношения между парнями и девушками, вожделение преданного может усилиться благодаря сосредоточению на этих темах, и, как результат, духовный прогресс преданного остановится:

«Если человек находится на стадии освобождения и слушает о любовных играх Господа Кришны и Радхи, он не склонен к вожделению. Один мошенник сказал, что, когда вайшнавы, повторяют ‘Радха, Радха’, они просто вспоминают жену цирюльника по имени Радха. Это практический пример. Пока человек не освобождён и слушает о танце раса, ему на ум будут приходить мирские отношения и незаконные сексуальные связи с женщиной, которая также может иметь имя Радха. В обусловленном состоянии не стоит даже пытаться думать о таких вещах. С помощью регулирующих принципов нужно подняться на ступень спонтанной привязанности к Кришне. Только тогда человек станет достойным, чтобы слушать о Радха-Кришна-лиле[10]. Хотя эти игры могут нравится как обусловленным, так и освобождённым душам, обусловленным душам слушать их не стоит» (Чаитанья-чаритамрита, Мадхья 8.255, комм.).

В свете этих определённых утверждений Шрилы Прабхупады удивительно, как Нараяна Махарадж может думать о том, что проповедь раса-катхи[11] – это его служение Шриле Прабхупаде? Как он может служить Шриле Прабхупаде, попирая недвусмысленные наставления самого Прабхупады?

Некоторые люди предпочитают думать, что мы делаем слишком большой акцент на эти слова Шрилы Прабхупады. Они могут думать, что лидеры ИСККОН следуют Шриле Прабхупаде настолько педантично, что отрезают ИСККОН от «древа» гаудия-вайшнавизма. Отвечая этим людям, мы хотели бы процитировать недавние высказывания одного старшего санньяси Гаудия Матха ЕС Бхактипрамода Пури Махараджа, духовного брата Шрилы Прабхупады:

«Раса-катху нужно проводить только среди преданных, у которых есть адхикара[12] для обсуждения таких тем. Перед тем, как погрузиться в беседы о сокровенных развлечениях Кришны с гопи, мы доолжны честно протестировать степень обусловленности наших умов. С полной ли концентрацией мы слушаем Нам Прабху[13]? Или, когда мы видим, как попугай летит на дерево во время своей джапы[14], наш ум тоже летит с ним? Если это так, то адхикары нет. Когда мы видим красивую женщину, в нашем уме возникает привязанность? Если это так, то адхикары нет. Когда мы слушаем, как Кришна ложит Своу руку на грудь гопи, что привлекает нас в этой сцене? Малейшее пятно, и адхикары нет».

Гуру, который открыто говорит на такие темы может думать, что он своим общением наделяет своих слушателей адхикарой, но Пури Махарадж рассказал историю о бородатом гуру, который прилюдно говорил о любви Радхи к Кришне. Одна женщина, пристально смотревшая на гуру, вдруг расплакалась. Гуру про себя подума: «А, теперь она получила адхикару». На самом деле она смотрела на бороду гуру, так как она напомнила ей бороду её бывшего козла, которого она очень любила. Этого козла, которого недавно поразила болезнь, звали Радхой. И теперь, когда женщина услышала слова гуру о любви Радхи и увидела его бороду, похожую на бороду своего козла, она почувствовала острую разлуку со своим четырёхногим питомцем Радхой и не могла сдержать свою лобху[15] к общению с ним.

Пури Махарадж также заметил, что он сам очень хорошо знал духовного учителя Нараяны Махараджа – ЕС Кешаву Праджну Махараджа. Он сказал, что Кешава Махарадж никогда не говорил на такие темы. «Поэтому, - говорит Пури Махарадж, - от кого непонятно Нараяна Махарадж перенял эти темы о расе».

Конечно не от Шрилы Прабхупады, как мы уже видели. Может быть Нараяна Махарадж разговаривал со Шрилой Прабхупадой с глазу на глаз? Похоже нет. Когда один старший преданный ИСККОН спросил Нараяну Махараджа, обсуждал ли тот расу со Шрилой Прабхупадой, Нараяна Махарадж признался, что они никогда не делились этим друг с другом. Он сказал, политика его организации [ИСККОН] не позволяла вдаваться в такие темы; вместо этого они беседовали о Дхруве Махарадже, Прахладе Махарадже и подобных вещах. Но Нараяна Махарадж заявил лидерам ИСККОН, что он знает Шрилу Прабхупаду лучше, чем они, намекая на сокровенные отношения. Однако это противоречит его собственному признанию, что между ним и Шрилой Прабхупадой не было никаких бесед на эзотерические темы. Итак, меткий вопрос Пури Махараджа остаётся без ответа.

Политика Нараяны Махараджа в его собственной организации сейчас такая же, какой была раньше. Даже теперь склонность Нараяны Махараджа открыто обсуждать такие темы, которая со временем становится сильнее, наталкивается на недовольство и противодействие других старших лидеров его собственной организации.

Поэтому мы должны сохранять верность Шриле Прабхупаде и следовать его примеру. Всякий, кто изучает лекции и беседы Шрилы Прабхупады, особенно состоявшие во Вриндаване, обнаружит, что он скупо и осторожно говорит о сокровенной лиле Кришны в контексте основных принципов сиддханты. Кроме того, Шрила Прабхупада часто критиковал ораторов, которые фокусировались, главным образом, на раса-лиле на своих выступлениях перед аудиторией неофитов.

Речи Нараяны Махараджа во Вриндаване представляют собой прямо противоположное. Он много говорит об очень сокровенных играх Радха-Кришны и гопи. Например о том, как Кришна переодевается в одежды гопи, чтобы повидаться с Радхой. Он засовывает под Своё сари большие цветы, чтобы сделать красивые груди и т.д. Такие эпизоды слушали все присутствующие, прабху и матаджи. Разве Шрила Прабхупада подолгу останавливался на таких темах или ложил их в основу своей проповеди? Напротив, Прабхупада подчёркивал, что Сам Господь Чаитанья говорил об этом только за закрытыми дверями и только с одним или двумя наперстниками. Не удивительно, даже последователи Нараяны Махараджа, только что получившие у него посвящение, уже свободно говорят на эти темы. Разве можно ожидать от них другого, если их гуру подаёт такой пример?

Итак, Нараяна Махарадж своими действиями противоречит наставлениям Шрилы Прабхупады, проповедуя практику интенсивного слушания о супружеских играх Кришны тем, кто находится ещё в обусловленном состоянии. Он выносит эти темы в центр публичного обсуждения. Шрила Прабхупада открыто осуждал такую практику, и, где бы ни возникали такие поползновения в ИСККОН, он пресекал их на корню. Поэтому тот, кто хочет оставаться верным слугой Шрилы Прабхупады и сохранить его наследие, не пойдёт по стопам Нараяны Махараджа.

Есть также другое заметное отличие между Нараяной Махараджем и Шрилой Прабхупадой. Нараяна Махарадж намекает на свою духовную природу во взаимоотношениях с Кришной. По его словам, чтобы быть в линии Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, преданный должен культивировать мадхурья-бхаву[16]. Нараяна Махарадж заказал серию картин, на одной из которых изображены вместе Радха и Кришна в роще. На каждой из четырёх картин присутствует манджари[17]. Последователи Нараяны Махараджа медитируют на него как на одну из этих служанок манджари и развивают желание присоединиться к нему в подобном умонастроении. Копия картины, которая предположительно изображает манджари форму Нараяны Махараджа стоит на их алтарях.

Более того, Нараяна Махарадж публично заявил, что Шрила Прабхупада также является палия-даси[18] Шримати Радхики. Это намёк на то, что последователи Шрилы Прабхупады могут стать квалифицированными для служения своему собственному гуру в его вечной форме, после того как обучаться у достойного наставника (такого как Нараяна Махарадж).

Шрила Прабхупада напротив никогда не делал и не разрешал делать публичные заявления о себе. Шрила Прабхупада представлял себя просто смиренным слугой своего духовного учителя и Шри Чаитаньи Махапрабху, хотя в «Шри Чаитанья-чаритамрите» (Ади 1.46, комм.) он пишет: «Духовный учитель всегда считается либо одной из близких служанок Шримати Радхарани или представителем Шрилы Нитьянанды Прабху». В дни явления и во время других праздников некоторые гаудия-вайшнавы прославляют своего духовного учителя или ачарьев прошлого в свете их вечных отношений с Кришной, но Шрила Прабхупада делал это редко. Когда один ученик спросил Шрилу Прабхупаду о его вечных взаимоотношениях с Кришной, Шрила Прабхупада ответил, что ученику не подабает задавать такие вопросы. Мы должны быть осторожными во время обсуждения подобных тем, как это делал Шрила Прабхупада.

Этот документ высвечивает два фундаментальных различия. Первое, как мы видили, заключается в том, что Нараяна Махарадж говорит о своей расе с Кришной, хотя Шрила Прабхупада этого не делал. Второе состоит в том, что, по мнению Нараяны Махараджа, только культивирующий мадхурья-бхаву может считаться истинным последователем Шри Рупы и Шри Рагхунатхи. Прабхупада, с другой стороны, акцентирует, что всякий, кто посвещает свою жизнь миссии Шри Чаитаньи Махапрабху, является последователем Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, независимо от своей расы.

Шрила Прабхупада зажёг в нас искру надежды, что, несмотря на нашу неквалифицированность, однажды мы станем достойными титула «Рупануги», то есть станем настоящими последователями Шри Рупы и Шри Рагхунатхи. Но Нараяна Махарадж не только говорит, что для того, чтобы стать истинным Рупанугой, преданный должен культивировать мадхурья-бхаву, но и также учит, что преданный должен принять наставничество «расика-вайшнава»[19], чтобы развить в себе эту бхаву. Поэтому формула последователя Шри Рупы и Шри Рагхунатхи в редакции Нараяны Махараджа содержит два положения: преданный должен иметь мадхурья-бхаву и общаться с расика-вайшнавом.

Во-первых, Шрила Прабхупада не позволял преданным тратить своё время на такие темы, как раса с Кришной, пока сначала они не становились квалифицированными для этого. «Сначала заслужите; потом желайте». Более того, по мнению Шрилы Прабхупады, стать проповедником сознания Кришны – это цель и средство для того, чтобы стать последователем Шри Рупы и Шри Рагхунатхи. Только с помощью проповеди сознания Кришны мы можем проникнуться настроением Шри Чаитаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху, и только по Их беспричинной милости, полученной в ответ на наше служение, наши сердца очистятся от анартх. Это то, что мы узнали, общаясь со Шрилой Прабхупадой. Общаясь с Нараяной Махараджем, с другой стороны, преданный начинает верить, что настоящий духовный прогрес основан не на проповеди, а на практике рагануга-садханы.

Нараяна Махарадж затрагивает эти темы в своей книге «Шри Прабандха-вали»:

«Так как у Свамиджи [Шрилы Прабхупады] было мало времени, он в основном говорил о ваидхи-бхакти. Есть столько ступеней бхакти, но в сущности под бхакти подразумевается только рагануга-бхакти. Он также хотел проповедовать в западно-европейских странах то, что Рупа Госвами дал в Уджджвала-ниламани, а также то, что написали ачарьи, такие как Рагхунатх дас Госвами и Кришнадас Кавирадж Госвами, но он не смог сделать это в то время» (стр. 12).

 

Часть 2/3

 

«Есть два вида шраддхи[20] – ваидхи и рагануга. Свамиджиучил только ваидхи-бхакти, потому что в то время он не мог объяснить принципы рагануга-бхакти. В своих книгах он написал кое-что об этом, но, так как большинство читателей не имело достаточной квалификации, чтобы слушать об этом в то время, он не останавливался на этом подробно. Но с помощью практики ваидхи-бхакти мы можем, в итоге, подняться на ступень рагануга-бхакти, которая появляется из веры, основанной на жадности» (стр. 13).

«В короткие сроки он [Шрила Прабхупада] сделал всё это, но на самом деле он хотел обучить манджари-бхаве, поэтому мы не должны удовлетворятся тем, что получили от него в то время. Мне кажется, если бы он был сейчас рядом с нами, он рассказал бы нам о рагануга-бхакти» (стр. 16).

«Перед тем, как уйти из этого мира… он сказал, что, так как он не смог дать им [своим западным преданным] всё необходимое знание за время своего присутствия здесь, он хотел, чтобы я дал им следующие наставления о преданном служении и всегда по мере сил помогал им. Он также попросил меня совершить церемонию погребения его тела в самадхи» (стр. 16).

«Я считаю его [Шрилу Прабхупаду] моим шикша-гуру, и он вечно живёт в храме моего сердца, так как я был его близким другом. Я думаю, что он всегда находится здесь рядом с нами, и я молюсь ему, чтобы он одарил нас своей милостью, и мы смогли войти в царство рагануга-бхакти и према-бхакти уже в этой жизни» (стр. 17).

«Высшая ступень медитации настанет во время утренней садханы, когда тьма, вызванная облаком анартх, полностью рассеется. Чтобы подняться на эту ступень, преданный должен практиковать многочисленные виды садханы и постоянно воспевать нама-санкиртану. Бхактивинода Тхакур говорит, что тот, кто хочет быть избранным преданным, должен заниматься рагануга-бхаджаном. Без рагануги чувство избранности не наступит, бхаджан будет протекать в рамках ваидхи-бхакти. Тогда преданный подумает: ‘Кришна – это Нараяна; между Ними нет особой разницы. Он также и Рамачандра и Нрисимха’. Кроме этого, он может думать, что нет разницы между Двракадхишей и Говиндой» (стр. 142-143).

«Но сейчас тот свет ещё не горит в наших сердцах, потому что связи нет. В наших сердцах есть лампа накаливания, и наш гуру – это тот, кто замыкает цепь. Ток приходит через среду тех преданных, кто погружён в лобхамаи-бхакти. Когда гуру нажимает на выключатель, ток бхавы тут же появляется» (стр. 144).

Эти выдержки из книги Нараяны Махараджа указывают на другие различия в подходах Нараяны Махараджа и Шрилы Прабхупады, которые нацелены на достижение высших ступенией сознания Кришны.

Нараяна Махарадж подчёркивает необходимость принятия рагануга-гуру, который «нажмёт на выключатель» и включит «ток бхавы». Первое сомнение, которое придёт в голову последователю Шрилы Прабхупады, следующее: «Разве для достижения спонтанной преданности нужен рагануга-гуру? Почему Шрила Прабхупада сам не практиковал рагануга-садхану под руководством расика-гуру?» Некоторые заключили, что Прабхупада не делал этого, потому что был маха-бхагаватой[21], нитья-сиддхой[22], шактьявеша-аватарой[23]. Поэтому ему не нужно было заниматься этим. Но мы обязаны делать это.

Но эот довод звучит несерьёзно. Если следовать этому примеру, Шрила Прабхупада также не должен был принимать настоящего дикша-гуру, так как ему это было бы нужно. Однако нам известно, что даже освобождённые души принимают гуру, что подать пример обыкновенным людям. Поэтому, если бы принятие рагануга-гуру было показательно для заурядных людей, чтобы подняться на ввысшие ступени сознания Кришны, Шрила Прабхупада сам принял бы гуру, обучающего рагануге. Или, если бы он получил такое наставление от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, он упомянул бы об этом и порекомендовал эту практику своим ученикам.

Если принятие рагануга-гуру действительно необходимо для нашего дальнейшего прогресса, тогда мы должны ожидать, что Шрила Прабхупада упомянул бы этот важный принцип в последнии дни своей жини. Например, он мог бы заявить следующее: «Мои дорогие ученики, вы поняли суть моей проповеднической миссии, и за это я вам благодарен. Теперь настало время подняться на более высокую ступень бхакти. Ваши проповеднические усилия привели вас на ступень анартха-нивритти. Очень скоро некоторые из вас достигнут ступени рагануга-бхакти. К сожелению, я не смогу руководитьвас на этом уровне. Потому вы должны найти живого шикша-гуру, который будет направлять вас в этих важных вопросах». Если это знание так важно, почему он устно не сказал это? Напротив, он сказал: «Просто делай то, чот делаешь, и успех обеспечен». Он не хотел, чтобы бы оставили практику, которую нам дал. Должны ли мы принять призыв Нараяны Махараджа и серьёзно пересомтреть наследие Шрилы Прабхупады? Сначала давайте проанализируем следующие замечания, сказанные Шрилой Прабхупадой во время беседы 16 августа 1976 года в Бомбее: «Почему Гаудия Матх потерпел фиаско? Потому что они попытались перепрыгнуть чрез гуру, который перед своим уходом дал необходимые наставления, но никогда не говорил: ‘Этот преданный должен стать следующим ачарьей’. Но после его ухода они стали сражаться за титул ачарьи. Вот где ошибка. Они не подумали: ‘Почему Гуру Махарадж дал столько много наставлений, но не сказал, что этот человек должен стать ачарьей?’ Они хотели искусственно сделать кого-то ачарьей, но всё провалилось. Им даже в голову не пришло, что если бы Гуру Махарадж хотел назначить кого-то ачарьей, он бы непременно сделал бы это. Он сказал многое за исключением этого момента. И вот пришёл другой преданный, затем другой ачарья, потом другой ачарья. Лучше оставаться вечным, глупым учеником Гуру Махараджа. Вот совершенство».

Эти слова говрят о большой важности, которую Шрила Прабхупада придавал преданному следованию наставлениям ачарьи, каким они есть, ничего не прибавляя и не убавляя. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада завещал сформировать Джи-Би-Си, чтобы руковолить миссией. Гаудия Матх не сделал этого. Это пример «убавления». И рукоположение ачарьи во главе миссии – пример «прибавления».

Шрила Прабхупада относился к этому очень серьёзно. А потому, если лидеры ИСККОН всецело приняли наставление – всегда следовать приказам духовного учителя, естественно в их сердце начинают бить колокола, когда теперь им предлагают ввести в ИСККОН концепцию рагануга-садханы и расика-гуру. Это будет непослушанием Шриле Прабхупаде: прибавить что-либо к его прямым указаниям.

Давайте спросим себя: «Почему в свои последние дни Шрила Прабхупада прямо не указал своим ученикам найти живого рагануга-шикша-гуру? Он давал много гаставлений. Что может быть важнее, чем методология достижения сознания Кришны? Разве он мог упустить этот важный момент?

Почему же он не сказал: «Мои дорогие ученики, вы поняли суть моей проповеднической миссии, и за это я вам благодарен. Но этого ещё не достаточно. Теперь я попросил Шрипада Нараяну Махараджа дать вам дополнительные наставления, чтобы пройти оставшуюся часть пути». Однако Шрила Прабхупада, который очень щепетильно относился к каждой детали, никогда не говорил ничего подобного. Нараяна Махарадж заверяет, что Шрила Прабхупада попросил его помочь нам. Даже если Шрила Прабхупада рассматривал это как закономерое следствие, он обязательно бы обмолвился в беседах со своими учениками.

Во-первых, основное требование для тех, кто хочет наставлять преданных ИСККОН – строгая верность наставлениям Шрилы Прабхупады, который, как мы видели выше, считал обсуждение тем, связанных с супружескими играми Кришны, прерогативой тех, кто полностью освободился от сексуальных желаний. Как мы также видели, Нараяна Махарадж не соблюдает это ограничение. В это случае как может любой последователь Прабхупады принимать его наставления? Беспорно, что общение с возвышенными вайшнавами, является одним из главнейших принципов преданного служения, но такое общение может нам не помочь, если лишает нас связи с нашим самым возвышеным учителем Шрилой Прабхупадой, его наставлениями. Весь наш прогресс целиком зависит от того, сохраняем ли мы верность Шриле Прабхупаде.

Давайте проговорим то, к чему приведёт принятие шикши Нараяны Махараджа. Подоплёка заключается в том, что Нараяна Махарадж намеревается утвердить себя следующим ачарьей ИСККОН после Прабхупады. Если подумать о смысле, который Нараяна Махараджа вкладывает в то, что, по его мнению, было просьбой Прабхупады о помощи нам, и о вере Нараяны Махараджа в то, что внедрение рагануга-садханы – именно то, что Прабхупада сделал бы, если бы был с нами, чтобы завершить свою миссию, этот аргумент нелегко опровергнуть. Нараяна Махараджа станет расика-гуру для ИСККОН, рукоположенный Шрилой Прабхупадой, чтобы восполнить недостающее. Но проблема в том, что Шрила Прабхупада давал своим ученикам совершенно другие наставления, касающиеся будущего ИСККОН, и он приводил Гаудия Матх в качестве примера того, как делать не следует: «Почему Гаудия Матх потерпел фиаско? Потому что они попытались перепрыгнуть чрез гуру, который перед своим уходом дал необходимые наставления, но никогда не говорил: ‘Этот преданный должен стать следующим ачарьей’». Если мы последуем за Нараяной Махараджем, мы неизбежно повторим фатальную ошибку Гаудия Матха. Нараяна Махарадж – не первый санньяси из Гаудия Матха, искушающий ИСККОН обещаниями одарить нас «более высокими наставлениями», чем наставления Прабхупады. Сохраняя верность Шриле Прабхупаде, мы должны решительно отвергнуть такие западни, чтобы не ослушаться его указаний.

Однако всё равно остаётся вопрос, как мы достигнем высших ступеней сознания Кришны, если не практикуем рагануга-садхану под руководством такого вайшнава, как Нараяна Махарадж. Прабхупада заверил нас, что если мы сознательно будем следовать методу, которому он нас научил, нас ждёт полный успех. В лекции по «Бхагавад-гите» (Лос-Анджелес, 27/11/68) дал следующий ответ ученику, который спросил о культивировании гопи-бхавы: «Сначала вы должны освободиться от обусловленности. И только потом станет актуальным вопрос о служении гопи. В настоящий момент не стремитесь служить гопи… Просто попытайтесь подняться над обусловленной жизнью. Придёт время, когда вы сможете служить гопи… Но Кришна даёт нам возможность служить на пути арча-марга. Например, у нас есть Божество Кришны, которому мы предлагаем прасад по правилам. Мы должны добиться успеха на этом пути: пение, слушание и поклонение в храме, участие в арати, вкушение прасада. И когда мы продвинемся, Кришна автоматически откроется вам, и вы осознаете своё положение, как вы должны… Быть гопи означает ‘быть всегда, постоянно занятым в служении господу’. Так открываются вечные взаимоотношения. Мы должны ждать этого. Мы не можем искусственно имитировать гопи. Служение гопи – хорошая мысль, но нужно время. Не всё сразу. Сейчас мы должны следовать правилам и ограничениям, соблюдать режим».

Это только один пример из многих, который можно найти в фолио Прабхупады по запросу «автоматически откроется»[24]. Последовательное объяснение, данное Шрилой Прабхупадой, сводится к тому, что с помощью осознанного выполнения предписаний преданного служения мы, в конечном счёте, освободимся от обусловленности, и тогда Кришна автоматически внутри откроет нам наше изначальное положение, в то время как внешне мы будем продолжать повседневную практику, которая привела нас на ступень освобождения. Для этого нужно терпение? Да, легче учиться терпению, чем предпринять искусственную, обречённую на поражение попытку ускорить процесс, не отдавая себе отчёта о нашем реальном положении.

В письме Сатсварупе (21/03/67) Шрила Прабхупада даёт такой же совет: «Если мы находимся на совершенной ступени преданного служения, мы можем осознавать наши вечные отношения с Кришной, и один из спутников Господа Кришны становится нашим идеальным лидером. Такое принятие руководства одного из вечных наперстников Бога не является искусственным. Но в настоящий момент не пытайся, в своё время это автоматически откроется тебе».

Вот некоторые замечания Шрилы Прабхупады во время беседы в саду Нью-Вриндавана (23/06/76): «Сначала попытайтесь понять это, а потом говорите о сварупе. Где ваша сварупа[25]? Пустая трата времени. Человек болен и думает: ‘Когда моя болезнь пройдёт, я стану есть, пойду в гостинницу и буду есть то и это’. Сначала вылечитесь, затем говорите о еде. Когда вы здоровы – это и есть сварупа. Но пока вы больну, что толку говорить о сварупе? Ваша первейшая обязанность – лечиться. Анартха-нивритти, это анартха-нивритти. Затем проявится сварупа».

Этот пример чётко иллюстрирует разницу междй подходом Шрилы Прабхупады и подходом Нараяны Махараджа. По мнению Нараяны Махараджа, вы должны говорить о своей сварупе и её проявлениях перед её достижением, чтобы достичь её. Но Шрила Прабхупада говорит совсем другое: «Где ваша сварупа?» - замечает он саркастичеки. «Не говорите без нужды. Сначала осознайте сварупу, а потом говорите о ней». Яснее быть не может. Прабхупада продолжает: «Что толку говорить об утопии? Ваша первейшая обязанность – анартха-нивриттихсйат. Адау шраддха татах садху-санго ’тха бхаджана-крийа тато анартха-нивриттих сйат. Вы принимаете этот метод, чтобы обрести полную веру в то, что «сознание Кришны спасёт меня». Затем вы живёте с преданными, обладающими такой же решительностью. Потом вы начинаете практиковать преданное служение. Затем анартха-нивриттих сйат, вы освобождаетесь от всех этих… Таковы ступени бхакти. До ступени анартха-нивритти вы должны сражаться со всей решительностью, и только потом автоматически всё откроется».

Следующий диалог взят из беседы в Бомбее (25/04/77):

Прабхупада: Сварупа-сиддхи значит, когда он по-настоящему освобождается, он осознаёт свои отношения с Кришной. Вот это сварупа-сиддхи. Сакхья… До этого ещё далеко. Пока… если он такой глупец, тогда где сварупа-сиддхи?

Тамал Кришна: То есть это осознание не приходит через инициацию от какого-нибудь бабаджи.

Прабхупада: Это автоматически проявляется, когда… он освобождён, не раньше».

Всякий, кто серьёзно рассмотрит тему, обнаружит, что Шрила Прабхупада постоянно учит, что высшие ступени сознания Кришны – осознание своей сварупы и расы, встреча со своим вечным наставником и т.д. – это вещи, которые автоматически откроются нам, если мы будем решительно практиковать сознание Кришны в соответствии с его наставлениями. Автоматическая реализация придёт, «когда мы достигнем совершенной ступени преданного служения».

Однако кто-то может парировать, что одним из составляющих «автоматической реализации» является благодаря божественному откровению встреча с искушённым рагануга-гуру и практика рагануга-садханы под его руководством. Эта интерпретация слов Прабхупады неприемлема. Это значит добавить то, что Шрила Прабхупада вообще не говорил. Это также противоречит прямому словарному значению выражения Шрилы Прабхупады – «автоматически откроется». «Оксфордский словарь английского языка» даёт следующее коренное значение слово «автоматический»: действующий самостоятельно, сам по себе обладающий способностью двигаться и действовать[26].

Шрила Прабхупада не говорил, что на обусловленной стадии требуется особая практика рагануга-садханы под руководством рагануга-гуру, чтобы узнать свою сварупу и расу. Он просто просил следовать правилам и ограничениям осознанно, пока вы не достигните освобожденной стадии, на которой всё автоматически откроется. Мы должны сохранять верность этому указанию Шрилы Прабхупады и серьёзно отнестись к его предупреждению, что вский, кто учит тому, чему он не учил, не может быть достойным шикша-гуру для нас.

Цитаты из книги Нараяны Махараджа показывают, что стало красной нитью его проповеди. Во-первых, по мнению Нараяны Махараджа, миссия Шрилы Прабхупады не завершена, и, во-вторых, сам Нараяна Махарадж – избранник, который завершит эту миссию. Каждый в ИСККОН знает слова Шрилы Прабхупады, что его миссия была выполнена только на 50%, но завершением миссии, как это называет Нараяна Махарадж, не является рагануга-садхана-бхакти, а установление варнашрама-дхармы, необходимость которой связана с широкой проповедью. Он не хотел, чтобы рагануга-бхакти стала



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.