|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Метапредметные ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Метапредметные Познавательные УУД: -умение структурировать знания; -умение полно, сжато и выборочно передавать содержание текста; -умение предлагать и ставить творческие вопросы к увиденному или услышанному; -умение анализировать информацию с целью выделения признаков (существенных и несущественных); -умение выбирать основания и критерии для сравнения объектов; -умение самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и обосновывать их; -умение синтезировать, составлять целое из отдельных частей. Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог; - умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение принимать другую точку зрения; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: -умение целеполагания и формулировки цели; -умение планировать промежуточные цели с учетом конечного результата; -умение отделять уже известные знания от неизвестных, подлежащих открытию. Тип урока:Комбинированный урок.
Технология, форма и методы работы: Технология проблемного обучения; Форма работы – фронтальная; Частично-поисковый (эвристический) метод. Оборудование: · Учебник Даниловой Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г. И. Данилова. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 366 с. · Компьютер, проектор, видеоматериалы · Тетрадь, альбомные листы для составления схем, раздаточные материалы (Приложения) и принадлежности учащихся Ход урока:
Анализ ТКУ.
Использованный на уроке частично-поисковый метод позволил создать ситуацию, когда один из самых значимых этапов на пути решения проблемы учащиеся выполняют самостоятельно. Информация, предоставляемая им, содержит только факты, а в продукте учеников представлено ее обобщение, систематизация, анализ. То есть в процессе работы, учащиеся осуществляют непосредственные самостоятельные операции не столько с содержанием информации, но и ее структурой. Достижение знания учеником происходит, прежде всего, под собственным контролем, что увеличивает ценность знания. Работой, которую учащиеся проводят с информацией, и есть познавательные умения. Работа происходит не только с новой информацией, но и с имеющимся запасом знаний. Урок проводится в 10 классе, это способствует эффективности применения технологии, так как она рассчитана на уже имеющийся некоторый объем знаний. У учащихся старших классов, неизбежно, имеется опыт, накопленный в основной школе, который они могут применять в трудных ситуациях. Вспоминание сведений, изученных ранее, а также интегрирование знаний из других предметов активизирует мыслительную активность и мотивирует интеллектуальную работу обучающихся. А осуществление работы с новым, только что полученным материалом, обеспечивает его лучшее запоминание и осознание. После осуществленной работы, учитель просит озвучить варианты ответов. Проводит разбор ответов, указывает на ошибки, если они присутствуют, и подводит к правильному варианту, а значит, все учащиеся получают возможность сравнить свои ответы с правильными и выяснить причины неточности, задать вопросы. Таким образом, эффективность применения технологии проблемного обучения в развитии познавательных УУД на уроке МХК в 10 классе доказана.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3 Немало отечественных и зарубежных исследователей посвятили свои труды теме символов японской культуры. Ведь Япония – страна, которая не просто существовала на островах, но и внесла свою лепту в общемировой прогресс. А. Н. Мещеряков выпустил ряд книг, посвященных символическому миру Японии. «Книга японских символов» – труд, который можно назвать энциклопедией по миру символов японской культуры. Автор не просто дает разъяснение, а погружает и подкрепляет все стихами, рассказами, историями носителей данной культуры. Благодаря книге убеждаешься, что японский народ не просто с почтением и благоговением относится к окружающему миру, в особенности к природе, а трепетно заботится о ней, выказывает ей знаки внимания. Большое количество символов культуры связаны с растениями, насекомыми, птицами, животными и рыбами. Каждый представитель фауны в Японии воспринимается не только как живое существо. Они наделены качествами, которые символизируют в жизни людей определенные направления, ситуации. Например, олень является священным животным для японцев, хотя они никогда не были оленеводами. Во – первых, олень – это символ плодородия, что подтверждается мифами, мандалами, артефактами. Во – вторых, в поэзии авторы использовали образ оленя для обозначения осени. Весьма необычным символов является тутовый шелкопряд. Для начала хочется отметить, что данное насекомое было рождено из головы бога Вака – мусуби (бог плодородия). Материал шелк всегда очень высоко оценивался не только в Японии, но и всему миру, поэтому первое символическое значение шелкопряда – это состоятельность. Не все могли себе позволить покупать шелк. Но самое главное в тутовом шелкопряде – одиночество. Гусеница плетет себе кокон, который в последствии и становится шелком. Погружаясь в этот кокон, гусеница остается одна на шесть – восемь недель. Именно этот факт и послужил толчком для японцев, чтобы шелкопряд стал символом одиночества. Выражение «сидеть в шелковичном коконе» становится синонимом печали и горького одиночества. Конечно же, Александр Николаевич не мог обойти стороной известный во всем мире символ Японии – сакура. Жители всех уголков планеты знают о «празднике», который настает при цветении сакуры. Этот промежуток времени (десять дней) ценится с древности. Японцы считают сакуру священным деревом. Для крестьян цветение означало начало нового года, нового сельскохозяйственного цикла. Кроме того, цветы сакуры считались обиталищем душ предков. Любование цветением обозначало умиротворение и обеспечение процветание живущим. Для аристократов цветение сакуры обозначало быстротечность жизни. Но не только флора и фауна носили символическую нагрузку. Предметы домашнего обихода были наполнены не менее глубоким смыслом. В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее разъяснение к слову «зеркало» – предмет со стеклянной или металлической отполированной поверхностью, предназначенный для отображения того, что находится перед ним. Если бы представителя русской культуры спросили: что такое зеркало? он бы незамедлительно дал такое разъяснение. Японец же в первую очередь сказал, что зеркало – это спасение их народа. Богиня Аматэрасу, согласно синтоистскому мифу, спряталась в пещеру. В это же время исчезло Солнце с небосвода, и Земля погрузилась во мрак. Божества пантеона начали думать, как же им выманить Аматэрасу из пещеры и вернуть солнечный свет. Было решено повесить зеркало на край пещеры. Богине стало любопытно что же там так светит (Аматэрасу не знала, что это она отражается в зеркале). Она выглянула из пещеры, божества схватили ее. Таким образом солнечный свет вернулся на Землю, и японцы были спасены от вечной темноты. Благодаря данному мифу зеркало стало символом спасения в японской культуре. В современных антикварных магазинах Японии вряд ли можно найти зеркало. Наравне с вышесказанным бытует мнение, что в зеркале остается душа хозяина, поэтому никто не продает и не покупает старые зеркала. К теме японского сада в отечественной историографии проявлен большой интерес. На протяжении веков отношение японцев к своей территории менялось, но в большинстве своем они положительно оценивали и саму территорию, и ее качества. Например, в эпоху Токугава Японию характеризовали «божественной». Все было в достатке, поэтому не требовались какие – либо изменения. Японцы считали, что Запад совершает открытия, развивает флот лишь по той причине, что у них отвратительные природные условия. Страна восходящего солнца самодостаточна – вот главная идея времени Токугава. Природная тематика являлась ведущей в литературе. Многие произведения были посвящены этому: «Кокинсю», «Кайфусо». Даже в официально – исторической литературе больше говорится о природе, чем о военных действиях или императоре. Литературные произведения повествуют нам о том, как вместе с природными изменениями меняются чувства и переживания человека. Как бы это не звучало странно, но часто поэты вдохновлялись не реальной природой, а ее заменителями. Такими заменителями считались пейзажи на ширмах. По большей части на них изображались календарные праздники. Изображения дополнялись стихами, которые посвящены «природной» идеологии. Своеобразным заменителем, но уже более приближенным, считается японский сад. Сад – это модель идеального пространства, которое помогает человеку изолироваться от дикой и грозной природы. Изначально идея сада пришла к японцам из корейского царства. В то время, это площадка была предназначена для проведения ритуальных действий. Но для того, чтобы сад стал подходящей площадкой, он должен был быть устроен с помощью соблюдения определенных правил. Поэтому на ранних этапах существования сада тяжело говорить о любовании природой. Сад не воспринимался как место для лицезрения природы и ее изменений. Он служил сакральной территорией, на которой человек мог не переживать о своей безопасности. Н. С. Николаева в своей работе проводит сравнение между садами европейской и японской культур. Она говорит, что есть общая черта всех садов: «сад можно рассматривать как явление пограничное, промежуточное: это искусство, и не только искусство, так как природа дает художнику сада свои «слова», и, пользуясь ими, он выражает новое, «человеческое» содержание», то есть и в Европе, и в Японии сад является источником познания человеком своего места в природе. В XI веке на свет появляется трактат «Сакутэйки» автора Татибана – но Тосицуна. Это первое сочинение, в котором содержится теоретическое осмысление садового искусства. Данное произведение является руководством по созданию «правильного» сада. Тосицуна в труде выделяет несколько типов садов, каждый из которых воссоздает определенный тип пейзажа. Если ранее говорилось о том, что сад был лишь местом для проведения ритуалов, то Тосицуна уже описывает сад, который предназначен для рассматривания. Стоит также заметить, что сад прежде всего выражает идею стабильности, а не изменчивости. Следующим этапом в восприятии сада стал амидаистский тип. Он мыслился как земная копия рая на Земле. Задачей такого сада было очищение от грехов мира. Последователь амидаизма Ёсисигэ – но Ясутанэ написал «Одзё гокуракки», в котором описывает личный, амидаистский сад. Отличие частного сада от государственного в том, что это место сугубо приватное, где человек может побыть наедине с собой. Появление таких садов обуславливается и самой эпохой. В это время японцы искали личное спасение, поэтому общение человека с человеком уходит на второй план, а главными партнерами по общению становятся высшие силы. Последовательная смена четырех времен года – это важный концепт, который прочно вошел в японскую культуру. Концентрация разных времен года в одном месте – свидетельство идеального места, идеальной жизни. Данная смена воплощалась в саду с помощью растений, ландшафтов. Но каждый сезон должен был создан в своем каноническом виде. На всех этапах развития сада, главной задачей садовника было создание замкнутого пространства, которое показывало бы идеальные представления о среде обитания. Но о каком идеальном саде может идти речь без хозяина сада? Японцы были уверенны, что сад и хозяин были связаны неразрывно, то есть у хозяина, которого постигла неудача, сад открывается только через одно время года. Если же хозяин и вовсе отсутствует, то сад превращается в дикое место, что совсем противоположно задумке сада. Японцы настолько любили свои сады, что при отъезде они в первую очередь прощались с садом. Они воспринимали это как переезд в другую страну. Как бы не сильны были канонические правила благоустройства сада, садовник учитывал «личные данные» хозяина. При смене главы дома переустраивался и сад. Все это объясняется сменой пространства, которое у каждого свое и обеспечивает безопасность определенного человека. Период правления Токугава привнес в жизнь японцев большие изменения, что отразилось и на садово – парковое искусство. В целом изменяется суть создания садов. Теперь они не крепость для защиты, а место где можно наполниться энергией радости. Новой особенностью сада является то, что он теперь атрибут богатства и престижа. Размер сада (копии природы) свидетельствовал о материальных возможностях хозяина. Японский сад этого времени можно сравнить с пышными постройками Европы. В работах выделяют жанры японского сада, которые появлялись в определённый исторический момент. Например, в период позднего средневековья появляются светские сады, которые выступали как часть дома, связанная с интерьером. В XIX веке ситуация в Японии меняется. На престол восходит император Мэйдзи, который позиционировался как главнокомандующий и монарх европейского типа. Он снимает с себя ответственность за происходящие бедствия в природе. Теперь за это отвечало правительство. Император направил свои силы на выстраивание и умиротворение внешних отношений Японии с другими странами. После изменения политики в стране, жители не перестали соотносить императора и природу. Он также оставался для них олицетворением божества. Но его личный подход изменился. Появляется понятие «исследовать». Мэйдзи продолжает участвовать в ритуалах, но больший акцент теперь делается на научную точку зрения. Символом веры японцев стал прогресс. Он вселял в них надежду догнать Запад. Возвращаясь к японскому саду следует отметить, что в XIX веке он не был забыт, но был переформатирован. В связи с открытием страны для мира, Япония начала вбирать в себя европейские настроения. У правительства появились новые задачи – объединение народа (упразднение сословий), создание сильной нации. Для осуществления данной задачи требовались площадки, места, где люди разного ранга смогут находиться без притеснений, заниматься спортом. Таким местом стал сад, то есть он стал публичным местом. Сад был наполнен символами официальной идеологии, в которых отражались государственные ценности. Теперь сад воплощал не Небо, Землю и человека, а Государство и человека в этом пространстве. Таким образом, феномен сада проходит многоэтапный путь развития и преобразования. Заимствованный у Кореи, он прочно вошел в культуру Японии и приобрёл свои характеристики, подарив миру его новое видение. Изучив труды А. Н. Мещерякова и других исследователей можно сказать, что сад – это не просто место, где растут растения, а это пространство, которое наполнено большим количеством символов. Японский народ воспринимал сад как сакральное место, которое оберегает от злых духов, наполняет энергией радости, создает единый национальный дух. Ключевой мыслью становится тот факт, что сад – это, прежде всего, взаимоотношения между человеком и природой, в которых нет главного и второстепенного. С изучением садового и паркового искусства Японии можно реконструировать облик нации в разные периоды истории.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|