Обобщающая беседа о весне». Конспект занятия с детьми в детском саду
«Обобщающая беседа о весне»
Конспект занятия с детьми в детском саду
.
Цель:
- Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны/увеличивается день, тает снег, освобождаются ото льда водоёмы, растёт трава, возвращаются перелётные птицы/;
- Научить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных;
- Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.
Развивающаяся среда:
Картинки с явлениями природы, с изображением животных, календарь погоды, картины на весеннюю тему, запись произведения П.И.Чайковского «Времена года».
Содержание:
Вступительное слово воспитателя. Прочитать стихотворение Афанасия Фета:
Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало, Рассказать, что лес проснулся Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой.
Воспитатель: - Дети, какое это стихотворение – веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? / Потому, что солнце поднимается выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Когда солнышко пригревает сильнее. Сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталинки. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы/. -Посмотрите на карточки, расскажите, какие явления природы на них изображены? /Дети выходят и называют все явления природы/. -Какое время года вы знаете? Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы /весенние, летние, осенние/ -Сколько месяцев году? Наши братья –месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы/март, апрель, май/
Март – первый месяц весны. В народе его называют « парник», «капель», почему? Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. -Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему? / Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы/. -Как вы понимаете пословицу « То снегом сеет, то солнцем греет?» /Март –месяц переменчивый. Ещё кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой. А потом подуют теплые ветра, и начинается оттепель/. -Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? /Медведь всё ещё спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц под кустами/. -как ведут себя птицы в марте? /весело тинькает синица, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи-вестники весны. В народе говорят « Грач зиму прогоняет», « Если грач на горе, то весна во дворе»./ — Какие праздники мы отмечаем в марте? / Женский день/
Физкультминутка:
Вот стоит изба - Может в ней весна? Тук-тук-тук! Разбудил весну этот стук! Распахнулись ворота, И пришла весна – красна! Разбудила лес весенний, Землю солнышком согрела!
Апрель – средний месяц весны. В народе его называют «месяцем живой природы». Почему? /Повсюду тает снег, бегут бурые, звонкие ручьи/. -Почему говорят, что « апрель почками крашен»?/Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимается от корней к набухающим почкам, у вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком/. -какие цветы расцветают в апреле? /Мать и мачеха, подснежники/ -Что делают в апреле лесные обитатели? / В середине апреля медведица с медвежатами вылезают из берлоги. У волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую./ -Какие насекомые появляются в апреле? / В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые/. -Какие птицы прилетают в апреле? / В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север/. -Что делают в апреле люди? / Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огороде к концу апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук/.
Пальчиковая игра.
Сидят две птички Маленькие синички, Сидят, прижавшись тесно в гнезде, Тепло в гнезде на высоте. Вот первая проснулась, Проснулась, встрепенулась - И к солнышко взлетела, И песенку запела. И вот две птички вместе Под солнышком летают, И солнышко лучами Птичек согревает.
Май-сердце весны. Месяц-май - пой да гуляй! Вот когда в лесу начался весенний месяц – месяц песен да плясок! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают « месяц — Ай!»? Оттого, что и тепел и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает, ай – какой мороз! - Расскажите о погоде в мае. /Снег давно сошёл, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга/. -Почему май в народе называют «цветень»? / В мае распускаются ландыши, хохлатки, медуницы, мать и мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, сирень, черемуха, рябина/. -Как еще называют май? /Песенником/ - Почему? /Прилетели к нам птицы и поют, заливаются. Самый лучший певец-соловей. Кукует в лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакает лягушка/. -Какие праздники мы отмечаем в мае? 9мая мы отмечаем день Победы нашего народа в войне с фашисткой Германией. Вспоминаем воинов, защищающих Отечество. - Какие у людей весенние работы в поле, саду, огороде? В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.
Экологическая игра:
Дети находят карточки с явлением природы и раскладывают их на подходящий месяц.
Итог занятия.
Мы сегодня с вами беседовали о весне. Я надеюсь, вы многое запомните об услышанном сегодня. Прекрасное время-весна. Природа просыпается от зимней спячки. Все живое оживает. У нас с вами поднимается настроение, мы чаще ходим гулять. И ждем с нетерпением лета.
|