Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА (16-11 вв. до н.э.)



ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА (16-11 вв. до н.э.)

Среднее царство закончилось ослаблением центральной власти. Во время «второго переходного периода» Нижний Египет захватило пришлое племя - «Гиксосы». Гиксосы терроризировали Египет на протяжении 100 лет. Правители Фив объединились и прогнали гиксосов. Образовалась новая династия фараонов. Власть фараонов крепнет. Жречество снова начинает играть огромную роль, особенно в Фивах. Египет ведет политику расширения своих границ. Древняя столица Египта, Фивы, становится одним из самых блистательных городов. В эпоху Нового царства процветает культ Амона-Ра, которого называют царем богов, в его честь слагаются гимны, возводятся храмы. 

Благодаря успешной торговле с Сирией, Критом и Междуречьем, в каноничное искусство Египта просачиваются новые идеи и мотивы. В результате войн Египет богатеет, точнее, Египетская власть. Появляется стремление к роскоши, утонченности. В изобразительном искусстве происходят значительные перемены. Образы становятся более изящными и декоративными, эмоциональными. В настенных росписях проявляется свобода движений и ракурсов, тонкость цветовых сочетаний, в композиции вводятся пейзажи. Снова начинается мощное строительство по всему Египту. Во второй половине нового царства (12-11 вв. до н.э.) стремления зодчих придать дворцам пышность привело к перегруженности. Рельефы начали делать не только на стенах, но и на колоннах. Египет вернулся к своей основной религии. Но, при этом, в росписях гробниц 12 века еще встречался остаточный реализм (изображение теней, оттенка кожи). Некоторые мастера, работавшие при Эхнатоне, образовали братство «слушающие зов» - тайное общество мастеров художников, которые тайно передавали новому поколению свои знания. Таким образов в более позднем времени сохранились какие-то навыки реализма в искусства.

Во второй половине существования Нового царства все гробницы снова разграблены. Поэтому все последующие захоронения фараонов становятся тайными. В «Долине Царей» находится около 40 тайных захоронений фараонов. Заупокойные статуи ставили на берегу Нила. Сами же гробницы высекались в ущельях скал. Заупокойные храмы располагались в долине.

 

Новое царство Египта (XVIII—XX династии фараонов). К власти приходит XVIII династия фараонов (16 век до н.э.). Изгнание гиксосов. Столица — Фивы. Создание мирового государства, которое включало в себя Нубию, Ливию, Сирию, Палестину. Наивысший подъем государства. Расцвет науки (арифметика, геометрия, астрономия) и искусств. Культ Амона. «Золотой век» Древнего Египта. Самые выдающиеся правители: Аменхотеп; женщина-фараон Хатшепсут (мачеха Тутмоса III); фараон Тутмос III; Аменхотеп II; фараон-отступник Аменхотеп IV сын Аменхотепа III (Эхнатон); фараон-соправитель Сменхкара; фараон Тутанхамон; жрец Эйя.

К власти приходит визирь Рамзес I, наступает правление XIX династии фараонов (14 век до н.э.). Визирь-фараон Рамзес I, Сети I (сын), Рамзес II (великий), Мернептах. Строительство храма в Абидосе, строительство монументов в Карнаке, Луксоре и Абу-Симбеле (Нубия); создаются 5000 изображений фараона, дошедших до наших дней. Грандиозная битва Рамзеса II с хеттами (подписание мирного договора). У Гиксосов Египтяне заимствовали тактику ведения боя на колесницах. Во главе армии теперь был колесничий. Его выбирали из знати, что было крайне почетно. Закат династии, анархия, узурпация власти, завоевание Египта «народами моря» (греки, израильтяне и др.)

К власти приходит XX династия фараонов (12 век до н.э.). Вельможа Сетнахт, основатель XX династии, стабилизирует внешнюю и внутреннюю обстановку в Египте. Рамсес III, последний великий фараон-воитель (строительство храмов в Медине; дворцовые заговоры; первая забастовка рабочих-строителей.). Победа египтян над «народами моря» спасает египетскую цивилизацию и приводит к расселению «народов моря» по всему Средиземноморью и образованию новых этносов. Власть захватывают жрецы, конец Нового царства.

 

Гипостильный зал - (от греч — «поддерживаемый колоннами») — в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно и тесно поставленными колоннами.

Перисти́ль — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой.

Пило́н (от греч. — ворота, вход) башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм.

Архитектура. Архитектура - по-прежнему ведущее искусство. В эпоху Нового царства складываются основные типы храмовых архитектурных комплексов – наземные, полускальные и скальные. Вход обозначается массивными пилонами – стеной в виде трапеции, разделенной узким проходом посередине. У стен ставятся обелиски и статуи фараонов. За входом расположен открытый двор, обнесенный колоннадой; далее гипостильный зал и святилище. К храму, как правило, вела аллея сфинксов.

Со 2 тысячелетия до н.э. (20 в до н.э.) дворец фараона приравнивался к храму. Это было место существования бога на земле. Во дворце размещались официальные покои царя и его двора. Центральный гипостильный зал, заполненный гигантскими колоннами, вел к тронному залу. Все богатство и монументальность ансамбля были сосредоточены вдоль оси, идущей от входа к тронному залу. Архитектурные объекты создавали наподобие театра: завязка действия (светлый вход) – кульминация (полутемный тронный зал или молельня) – развязка (темное святилище). В дни церемоний проход процессии сопровождался музыкой и сильными благовониями.

В течение многих веков строили на восточном берегу Нила – храмы в честь Амона-Ра (бога солнца), а на западном берегу – заупокойные храмы.

Заупокойные храмы. Цари начинают строить свои гробницы в «Долине Царей». Гробницы состоят из тщательно скрытых тайников, состоящих из коридора, кладовой, комнаты для саркофага, комнаты для каноп. Храмы строятся крайне пышно. Заупокойные храмы посвящаются теперь не только культу фараона, но и богов, главным образом верховного бога Амона-Ра.

Заупокойный Храм Хатшепсут(конец 16 – начало 15 в до н.э.). Женщина-фараон Нового царства из XVIII династии. Наряду с Тутмосом III, Эхнатоном, Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII является одним из самых известных египетских правителей.

Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она была одной из 4 женщин-правителей. Царицу Хатшепсут изображали со всеми «мужскими» атрибутами власти: например, с традиционным символом – бородой фараона. Так как фараон в Египте был воплощением Гора, он мог быть только мужчиной. Поэтому Хатшепсут часто надевала на официальных церемониях мужские одежды и искусственную бороду, однако не всегда: отдельные статуи царицы изображали её в прежнем виде — в обтягивающей женской одежде, в накидке-немесе и без накладной бороды.

Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени. Вскоре она провозгласила себя единственной владычицей Египта. От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Африке. В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники.

Хатшепсут много внимания уделяла грандиозному строительству. Ее заупокойный храм стал величественнее и роскошнее храма Ментухотепа I, разместившегося в левой части храма царицы. Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, его расположение и архитектура. Храм находится в отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Хатшепсут не нарушала установленных традиций: был возведен гигантский пилон, от которого шла дорога процессий к храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами с лицом самой царицы, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт (возможно, северное побережье Нубии). Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.

Ее усыпальница состоит из нескольких террас. Храм превосходил все прочие по своим размерам и пышности убранства. Был украшен множеством скульптур. Залы храма были высечены прямо в скале, а фасады были украшены колоннадами. В святилище было более 200 статуй. Внутри храма полы были выложены золотыми и серебряными плитами, двери были инкрустированы бронзой.

Такая архитектура была не случайна: в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится похожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на престол.

В грандиозном комплексе усыпальницы Хатшепсут вновь была использована пирамида как кульминация всего ансамбля. Тип храма был полускальным: наземные помещения сочетались с молельней, вырубленной в скале. Храм в целом похож на предыдущие постройки, но больше и богаче. Медленное, размеренное движение позволяло оценить грандиозность архитектурного замысла. Стены храма были покрыты раскрашенными рельефами.

Хатшепсут умерла в возрасте 50и лет, что по египетским меркам было немало. В последние годы она сильно располнела, страдала от диабета, рака печени и костей. После смерти Хатшепсут ее племянник Тутмос III, которого царица незаслуженно оттеснила от престола, многое уничтожил, стремясь предать ее имя забвению. Он приказал разбить портретные статуи Хатшепсут, сбить рельефные изображения, смыть ее лица на росписях, стереть прославляющие ее надписи и картуши.

 

Характерные черты храмов Нового царства. В храмах Нового царства всегда был:

- открытый двор, окруженный колоннами

Расположение помещений вдоль оси

- колонный зал

- святилище

Колонны украшались растительными орнаментами (часто раскрывающийся цветок папируса). На стенах – рельефы, изображающие победу царей. Рельефы становятся огромными. Фасад храма был обычно обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога. Расположение помещений храма по продольной оси было обусловлено ритуалом встречи божества на Ниле и перенесением священной ладьи в святилище. Целенаправленно использовали освещение: путь пролегал от залитых солнцем дворов - через полумрак гипостильного зала – к погруженному во тьму святилищу. Колонные залы напоминали гигантские заросли папируса или пальмовые рощи, а росписи потолков имитировали синее небо, усеянное золотыми и серебряными звездами. На образное восприятие архитектуры играл синтез искусств: иероглифические надписи своими ритмами повторяли изгибы и силуэты фигур в рельефе. Постепенное затемнение помещений сопровождалось усиливающейся торжественностью музыки и хорового пения. Радостная, солнечная земная жизнь сменялась полумраком жизни загробной. После кульминации процессия отправлялась обратно – к свету. Звуки музыки постепенно стихали, исчезал аромат благовоний.  

 

Колоссы Мемнона (Аменхотепа III). Две массивные каменные статуи, стоявшие перед храмом и изображавшие сидящего Аменхотепа III (ок. XIV столетия до н. э.). Его руки положены на колени, а взгляд обращён на восток к реке и восходящему солнцу. Статуи сделаны из блоков песчаника. С учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Первоначальное предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже к входу в Поминальный храм Аменхотепа. В годы правления Аменхотепа этот храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте; даже храм в Карнаке, стоявший во времена этого фараона, был меньше.

За исключением Колоссов, от храма Аменхотепа мало что осталось. Так как колоссы стоят в пойме Нила, ежегодные наводнения размыли их у основания. Землетрясение (в 27 году до н. э.) разрушило северный колосс. Расколовшись, статуя получила репутацию «поющей» каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, вызванные повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня, издавал один из колоссов. Тон издаваемого статуей звука во всём античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов. Легенды о колоссах распространились по всему миру. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда император Септимий Север, в попытке ублажить оракула, приказал укрепить треснувшие части. (Имя «Мемнон», сын богини утренней зари Эос, означает «Правитель утренней зари»).

 

Храмовый комплекс в Карнаке. Главный храм бога Амона – самый большой в мире храм с колоннами. Официальное верховное святилище страны, считается «каменным архивом» древнеегипетской истории: его стены покрыты многочисленными росписями, изображениями ритуалов и праздничных торжеств; надписями и гимнами в честь богов. Строился на протяжении нескольких столетий. Из открытого двора путь вел в полутемный гипостильный зал и, затем – во мрак святилища. Грандиозный гипостильный зал – самая необычная часть храма. Это был настоящий лес колонн, некоторые из них не могли бы охватить и пять человек. Очень большое количество колонн (наибольшие из них имеют высоту 20,5 м, а диаметр 3,5 м). Зодчий Аменхотеп применил принцип нарастания кульминации движения к центральной колоннаде. Ритм сдвоенных, близко стоящих друг к другу колонн в виде связок папируса – сменялся рядом колонн, поставленных с большим интервалом. Капители колонн – это нераскрытый цветок папируса – там, где мало света, и раскрытый – в более освещенных местах. Таким образом, перед идущими вдоль оси храма - разворачивались две фазы жизни: ее зарождение и расцвет. Храм производил впечатление сверхчеловеческой мощи и таинственности. Карнакский храм отличался грандиозностью залов, ведущих в святилище, большим количеством молелен, заполняющих все свободное пространство. Росписи отличались невероятным богатством и пышностью, в росписях были даже потолок и внешние стены храма. Декоративное убранство представляло храм как космос, который вмещал в себя бог. Пол олицетворял землю, потолок, расписанный золотыми звездами по синему фону – небо. Стены комнат были расписаны сценами священных мистерий. Вокруг солнечной ладьи были изображены другие священные ладьи, везущие процессию. В помещения, где хранилась священная ладья, допускались только посвященные. Росписи и рельефы внешних комнат, куда допускался народ – отражали подвиги фараона. В самом сокровенном месте, святилище, находилась статуя бога, в которой, как считалось, обитал его дух. Жрецы обеспечивали статую едой, питьем, одеждой – всем необходимым для жизни.

Кульминацией ежегодного праздника в честь бога Амона – было перемещение его статуи на священной «золотой» ладье из Карнакского храма в Луксорский, в сопровождении жрецов и жриц в белых одеждах исполнявших молитвенные песнопения. Неотъемлемой частью храмового комплекса были священное озеро и обелиск.

В Карнаке сформировались главные характеристики архитектуры, ставшие канонами для всех последующих построек.

 

Луксорский храм. Храм бога Амона-Ра был вторым по размерам и значению в стране. Он оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие храмовой архитектуры Нового царства, т. к. именно он явился наиболее гармоничным и законченным типом храма этого периода. Как и Карнакский храм, он был похоронен под песком до середины 19 века.

Храм представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства. Его отличали грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн. Луксорский храм стоял на расстоянии 3 км от Карнакского храма и был соединен мощёной аллеей сфинксов.

Святилище храма было украшено монументальными рельефами и надписями; цари XIX династии прибавили к храму двор с 74 колоннами, перемежающимися статуями фараонов. В глубине, между лесом колонн находилась большая статуя Осириса. Рамсес Великий (Рамсес II) пристроил перистиль и пилон, и изобразил на внешней стороне пилона свои подвиги в войне с хеттами. Два гипостильных зала, один огромный и другой поменьше – составляли своеобразие Луксорского храма. Многочисленные боковые молельни были украшены цветными рельефами и росписями. У входа в храм стояли четыре статуи из розового гранита, два обелиска и два колосса-монолита, изображающие сидящего фараона Рамзеса II. Еще одна достопримечательность – аллея сфинксов с бараньими головами (все остальные известные сфинксы имели человеческие лица). Длина сооружения от входа до северной стены — 260 метров.

Сфинксы Луксорского храма и скульптура Аменхотепа III были вывезены в Санкт-Петербург в 19 веке.

 

Жилые постройки. Жилой дом богатого человека этого времени был окружен садом с фруктовыми и декоративными растениями, посаженными рядами, с прудом посередине, с хозяйственными пристройками и мастерскими. Дом строился из кирпича-сырца, имел плоскую крышу и лестницу, ведущую из внутренних помещений на крышу.

 

Скульптура. В эпоху Нового царства скульпторы продолжают придерживаться канонов, однако в работах усиливается декоративность и индивидуализация образов. Строительству монументальных храмов сопутствовало бурное развитие скульптуры. Монументальные скульптуры были рассчитаны на восприятие издалека и поэтому создавались обобщенно и стилизовано.  В скульптуре снижается пафос монументальности, появляется обиходность.

Статуи из храма Хатшепсут. Царица изображается Богом, а не просто правителем. Статуи стояли в храме Хатшепсут. Ее изображали богом Осирисом, сфинксом, капителью колонны и пр. Во всех скульптурах присутствуют ее черты лица. В больших статуях на входе сходство не очевидно, изображение схематично. Но в небольших статуях внутри храма – все сделано с мастерством. Появляется реализм в изображениях. Исчезает та непосредственность, как в Древнем и Среднем царствах. Знать в скульптурах изображали похожими на фараона. У всех статуй были широко расставленные миндалевидные глаза, нос с горбинкой, маленький рот. Самые масштабные из этих статуй достигали 8 м. Центральная статуя Хатшепсут была сделана из известняка, близкого к мрамору. Лица и руки остальных четырех статуй в главном зале были окрашены в розовый цвет и покрыты лаком.

Со временем появляется все большая детальность и декоративность. Передаются складки одежды, волосы. Скульптуры по-прежнему раскрашиваются. Появляется скульптурный портрет. В изображениях знати (не-фараона) появляется большое сходство.

Аменхотеп III (его имя означает «Амон доволен») — фараон XVIII династии, правивший в начале XIV в. до н. э. В период его царствования Египет достиг наибольшего могущества. Аменхотеп III прославился как покровитель искусств и великий зодчий. При нём было развёрнуто активное строительство в основных священных центрах Египта: в храмовом комплексе Карнака и Луксора, где были сооружены храмы Амона-Ра.

 

Кубическая скульптура. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок. Так называемые кубообразные статуи — одно из самых распространённых канонических скульптурных изображений Древнего Египта. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды.

Писец Исек(XVIII династия. XV в. до н. э.). Тело жреца, сидящего на корточках, со сложенными на коленях руками, напоминает куб, который венчает голова жреца. Такая каноническая поза символизировала победу духа над материальной природой. Статичность фигуры подчёркивала сосредоточенность человека, его готовность к восприятию божественного слова. Как правило, на подобных статуях высекали обращения к богам, таинственную природу которых пытались постичь мудрецы.

Вельможа Сенмут (с принцессой на руках). Фигурки людей становятся в том числе декоративными украшениями.

Пластика мелких форм. Помимо монументальной скульптуры, развивалась изысканная пластика мелких форм.

Жрец Аменхотеп и жрица Раннаи. Уникальные произведения мелкой пластики — две деревянные скульптуры — портреты верховного жреца царского некрополя Аменхотепа и его жены, «певицы Амона», Раннаи — жрицы храма бога Солнца. Обе фигуры, изображенные с выдвинутой вперед левой ногой и прижатыми к телу руками, представляют собой парную скульптуру. Статуэтки, почти одинаковые по высоте (40 и 39 см), вырезаны из эбенового (черного) дерева. На переднике жреца и на узким длинном платье его жены сохранился слабый налет серебра, которым в древности они были покрыты по белому грунту. Удлиненные глаза, обведенные узкой бронзовой полоской, инкрустированы стеклянными пастами. Лица обеих статуэток тонко моделированы и имеют ярко выраженные портретные черты. Иероглифы покрывают передник жреца и подставки статуэток. Эти надписи являлись магическими формулами, которые обеспечивали умершему покровительство богов и вечное благополучие в загробном мире.

Исида с младенцем Гором. Исида — одна из самых почитаемых богинь Древнего Египта. Дочь Нут и Геба, супруга своего божественного брата Осириса, мать небесного божества Гора, родоначальника всех египетских царей. Исида являлась Великой Матерью, дарующей жизнь всему на земле. Вдохновляющая и одушевляющая всё живое Исида — символ женственности, вечной любви и божественной красоты.

Туалетная ложечка. Одним из лучших образцов является туалетная ложечка. Подобные ложечки применялись для хранения косметических порошков, кремов, масел и благовоний. Ручка ложечки выполнена в виде плывущей обнаженной девушки с цветком розового лотоса в руках. По одной из версий, в образе девушки предстает богиня неба Нут. Из лотоса — священного цветка египтян, который она держит в руках, каждое утро рождается молодое солнце.

Скарабей с крыльями. Скарабей — один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Скарабей символизировал сокровенную силу сердца человека. Во многих египетских текстах скарабей описывается тонко и красиво как «Бог, обитающий в моем сердце, мой Создатель, мой Владыка, охраняющий свет во мне». Для египтян сердце человека было центром его сознания, глубоких знаний, мудрости и воспоминаний о Вечном. Скарабей — символ творчества и трансформации, которые происходят благодаря чистоте сердца.

 

Животные. Египтяне часто представляли своих богов в облике животных и птиц. Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему — зверю, покровителю племени. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот — бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов. Не удивительно особое, изысканное мастерство анимализма у египетских художников. Изображают ли они важного павиана, или поджарую собаку с сосцами, полными молока, или передают дикую грацию кошки, эти изображения по-своему совершенны.

Ибис сидящий. Ибис — священная птица Тота, бога мудрости, создателя письменности, священных канонов искусства и архитектуры. Шаг ибиса (всегда один и тот же) в Древнем Египте был принят за одну из единиц измерения.

Павиан. Павиан считался священным животным Тота, бога мудрости, счёта и письма, покровителя писцов, наук и священных книг. Павиан часто изображался с поднятыми лапами. В египетской традиции павиан — вестник рассвета, так как на восходе павианы издают радостные крики. Священные павианы жили при храмах и участвовали в религиозных церемониях.

Статуя богини Таурт (Карнак, северная часть храма Амона-Ра, XXVI династия). Статуя представляет богиню Таурт, чье имя означает «Великая». Она всегда изображалась в виде фантастического существа с головой гиппопотама, руками человека, грудью и животом беременной женщины, символизируя плодородие. На ее голове - трехчастный парик и подставка для короны. Руки богини опираются на иероглифы защиты, что соответствует ее главной функции - богиня считалась покровительствующей рождению. Статуя Таурт великолепно сохранилась. При изготовлении она была так тщательно отполирована, что создается впечатление, будто вещь сделана из металла.

Хатхор и жрец. Хатхор («дом Хора /Гора») в древнеегипетской мифологии — богиня неба, радости и любви. Она дочь бога солнца Ра, «Золотая госпожа любви». Египтяне почитали её как идеал женственности и материнства. Ей посвящены малахит и бирюза, священные камни египтян. Хатхор повелевает зелёным и голубым — цветами, символизирующими вечную жизнь. Священным деревом богини считается сикомора. По мифу, она обитает в стволе этого дерева. Хатхор заботилась не только о живых, но и об умерших, помогая им перейти из земного мира в мир вечный. Милостивая богиня кормит души умерших жертвенной пищей и водой. Скульптура представляет богиню Хатхор в образе священной коровы.

 

Росписи и рельефы. Остается все по-прежнему. Те же сюжеты. Но появляется тонкость линий, большая точность. Декоративность, но при этом стремление к реализму. Фигуры людей раскрашиваются реалистично. Цвет кожи, румянец, полупрозрачные одежды.

В эпоху Нового царства важное значение придавалось настенным росписям. Усиливавшиеся декоративные тенденции нашли отражение в живописи. Росписи представляли собой развернутый свиток папируса: священные тексты сопровождались сюжетными композициями. Живопись была слита с раскрашенным рельефом и больше напоминала графику.

Охота в нильских зарослях. Роспись из Фив подробно показывает приемы охоты, животный и растительный мир Нила. Фараон выделен большим размером, жена – маленькая фигурка у его ног.

Наряду с монументальными росписями создаются иллюстрации к текстам «Книги мертвых».

Музыкантши (рельеф). На рельефе изображены юные жрицы, играющие на музыкальных инструментах: флейте, арфе и тиорбе (струнном инструменте из панциря черепахи, предполагают, что по звучанию он был похож на современное банджо). Музыка занимала важное место в жизни египтян. На стенах фиванских гробниц можно увидеть множество изображений певцов, танцоров, музыкантов. Очевидно, что уже во времена строителей пирамид музыка почиталась как великая созидающая сила.

Систр — древнеегипетский музыкальный инструмент, который использовался в церемониях жрицами богини Исиды-Хатхор. Он издавал красивый, тонкий, мелодичный звук. Во время церемоний звуки систра создавали особую атмосферу, наполняли пространство священными звуками. Согласно мифам, это инструмент, звуки которого пробуждают Вселенную, пробуждают душу, а в душе — самое прекрасное.

Стела жреца Чиа(XIX династия. XIII в. до н. э.). Стелы, «каменные стражники», возводимые в древнеегипетских храмах, символизировали связь между миром людей и миром богов. Изображение на стеле человека, коленопреклонённого перед богом, означало, что его «духовный двойник» (Ка) также предстаёт перед богом на небе. Царский писец Чиа изображён перед триадой важнейших древнеегипетских божеств. «Всего три бога есть, — поётся в гимне, — Амон, Ра, Птах. Нет другого.

Стела визиря Рамосе(раскрашенный рельеф). На стеле изображены знатный египтянин Рамосе и его супруга. Их одеяния сделаны из тонкого и прозрачного льна, украшены амулетами из драгоценных металлов и камней, имеющих значение талисманов. Египтянку украшают лотосы — священные цветы, символизирующие красоту, чистоту и бессмертие.

Начальник колесниц Аменхотеп (рельеф из усыпальницы визиря Рамосе), «начальник колесничих войск», изображён в белоснежном одеянии из тончайшего льна. В его руках скипетр хепер — символ высшей светской власти. На шее — широкое ожерелье усех, поверх которого надето «золото доблести» — двухъярусное ожерелье шебиу, дарованное вельможе царём в качестве награды за особые заслуги.

Знатная дама Депет (рельеф). На рельефе изображена знатная дама Депет, мать вельможи и военачальника Именеминета. Её имя означает «Госпожа дома». Депет изображена в жреческом одеянии из тончайшей льняной ткани. На голове знатной дамы жреческий головной убор — диадема из лотосов, священных цветов солнечного бога Ра.

Жрицы сикоморы (рельеф). На рельефе — супруга и дочь жреца. Это фрагмент изображения сцены поклонения священному дереву сикоморе, в стволе которого обитала великая богиня неба Хатхор. Она питала человека соком сикоморы. Отведав даров Хатхор, человек получал новые духовные силы.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.