Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Направленное формирование первого впечатления



 

Категории риска самораскрытия

Итак, самораскрытие может иметь как положительный, так и отрицательный результат.

Исследователи выделяют категории риска самораскрытия. Рассмотрим некоторые из них.

1. Риск отвержения. В результате полученной информации отношения разрушаются. Пример:

А: Я не хочу, чтобы у меня были от тебя секреты. Я встретил мою старую знакомую, и мы

занимались сексом.

Б: Чтобы через 15 минут твоей ноги не было в моем доме.

2. Риск формирования негативною образа. Даже если отвержения не последует, информация может

создать негативное впечатление, которое снижает как уважение к другому, так и самоуважение.

Пример:

А: Я получил пару по МЛО в прошлом семестре.

Б: Серьезно? Ты что – совсем болван?

3. Снижение удовлетворенности отношениями. Отношения могут быть ослаблены, если желания и

потребности сторон различны. Пример:

А: Пойдем с В. и Г. на вечеринку

Б: Сказать по правде, я устал их видеть, они меня здорово раздражают.

А: Но они мои лучшие друзья.

4. Потеря контроля в отношениях. Если вы признались в слабости, ваш контроль за тем, как другой

человек воспринимает вас, снижается. Пример:

А: Извини, я был резок. Вообще-то, я так справляюсь со своей неуверенностью.

Б: Ах, вот в чем дело. Больше я не позволю, чтобы ты меня снова унизил.

5. Снижение самооценки партнера. Раскрыв свое отношение к партнеру, возможно, вы почувствуете

себя лучше, но самоуважение партнера может быть задето (особенно серьезно в ситуации с

неуверенными людьми). Пример:

А: Ну, уж раз ты спрашиваешь, мне скучно с тобой.

Б: Я знаю, это мой недостаток, я вообще не понимаю, как ты мог оставаться со мной все это

время.

6. Проявление бестактности. Откровенность не всегда вежлива. Пример:

А: Я работал над этой картиной три месяца и хочу подарить ее тебе.

Б: Это, конечно, приятно, но мне она не нравится.

7. Предательство, измена. Полученную от нас информацию другие могут использовать в своих

интересах в ущерб нам.

Риском самораскрытия объясняется то, что люди используют в отношениях обман и ложь,

распространенность которых свидетельствует о выполняемых ими важных психологических функциях

в общении.

Исследования, проводимые с целью изучения мотивов лжи в повседневных отношениях, показывают

следующее:

· Около 55 % опрошенных используют ложь для «сохранения лица» – как своего, так и партнера.

В первом случае лжи предшествует событие, вызывающее смущение (забыл позвонить –

говорит, что не дозвонился, не написал письмо – говорит, затерялось на почте). Во втором случае

ложь выступает как признак тактичности (это ситуации, в которых проявление честности было

бы преступным);

· Примерно 22 % опрошенных лгут для того, чтобы избежать напряжения или конфликта или ради

сохранения отношений;

· 10 % используют ложь для управления социальным взаимодействием (в деловых отношениях

рекомендуется не проявлять подлинных чувств к партнеру);

· Около 3 % прибегают ко лжи в целях достижения личной власти (например, чтобы создать

видимость владения конфиденциальной информацией).

Вместе с тем раскрытие лжи – серьезная угроза для сохранения доверительных открытых отношений.

Вот почему проблема распознавания лжи по поведению, с одной стороны, и техника правдивого,

искреннего сообщения и эмпатии – с другой, составляют специальные отрасли знания психологии

общения.

Таким образом, самораскрытие абсолютно необходимо для психологического здоровья и роста.

Люди не могут быть самими собой, пока не знают себя, а лучший способ достичь этого – поделиться

своим внутренним «Я» с другим человеком. Вместе с тем культ полной душевной открытости столь же

односторонен и чреват психологическими трудностями, как и культ эмоциональной сдержанности и

замкнутости; и то и другое – свидетельство каких-то психологических затруднений. Оптимальным с

точки зрения душевного здоровья личности является состояние, когда индивид способен быть

полностью искренним с немногими близкими и поддерживать средний уровень самораскрытия с

остальными.

Выводы

1. История отношений складывается из событий, каждое из которых имеет свою дату, а также из их

причин и следствий. Любой из нас легко может восстановить в памяти связь между каким-то событием

и его влиянием на характер отношений с конкретным человеком, на взаимное сближение или

отдаление.

2. Процесс развития межличностных отношений включает ряд последовательных этапов, или стадий.

Как правило, выделяют следующие стадии: а) стадия сближения; б) стадия близости; в) стадия

дифференциации; г) стадия отдаления; д) стадия распада отношений. Прохождение каждой стадии

связано с достижением важных для субъекта целей, которым соответствуют факторы межличностной

аттракции, способы межличностной коммуникации, формы проявления эмоций и чувств.

3. Теория фильтров – один из подходов, позволяющий анализировать развитие межличностных

отношений. Согласно этой концепции, пара при своем продвижении от поверхностного знакомства к

более глубокому межличностному общению должна преодолеть ряд своеобразных фильтров. Если Она

не прошла через какой-либо фильтр, взаимоотношения в ней прекращаются или сохраняются

вынужденно, а положительные чувства партнеров друг к другу либо исчезают, либо сменяются

неприязнью и враждебностью.

4. По мере развития отношений партнеры все больше учитывают внутренний мир друг друга. Если

вначале другой воспринимается как объект, носитель определенных свойств, то постепенно

формируется отношение к нему как к субъекту, с которым создается совместная картина мира. Четкие и

более или менее общие для всех пар связи уступают место уникальным для каждой пары зависимостям.

5. Положительные эмоциональные отношения между людьми стабилизируют три группы факторов:

включенность партнеров в совместную деятельность; наличие у партнеров определенных личностных

свойств; преобладание получаемых в результате межличностного общения «прибылей» над

«затратами».

6. В число факторов стабильных отношений можно включить также самораскрытие в общении, которое

руководствуется такими правилами, как взаимность, уместность, своевременность. Оптимальным

является состояние, когда индивид способен быть полностью искренним с немногими близкими и

поддерживать средний уровень самораскрытия с остальными.

 

Направленное формирование первого впечатления

В современной жизни достаточно часто встречаются ситуации, которые требуют умения

целенаправленно формировать впечатление о себе. Эти умения могут быть составной частью

профессиональных умений, обеспечивающих успешность деятельности. Политик, дипломат, продюсер,

агент, рекламирующий товар, сотрудник турфирмы, распространяющий путевки, шоу-группа,

совершающая гастрольное турне, – эти и целый ряд других действующих лиц и ситуаций объединяет

периодически повторяемое действие – презентация.

Любая презентация включает в себя самопрезентацию, когда в ограниченных условиях времени и

пространства необходимо предъявить специально организованную, продуманную, структурированную,

краткую информацию о себе таким образом, чтобы достигнуть заранее поставленных целей (напомним,

что самопрезентация как средство воздействия на других людей уже рассматривалась нами в главе

«Стратегии и тактики влияния и манипулирования»).

Среди этих целей на одном из первых мест стоит желание расположить к себе и сформировать

благоприятное впечатление о себе. Мотивация может быть многослойной и разноуровневой,

осознанной и неосознанной: от побуждения к контакту и развитию отношений, формированию имиджа

до получения сиюминутного практического результата.

Самопрезентация – процесс, разворачивающийся в заранее определенных рамках. Социально-

психологические параметры ситуации включают ролевое взаимодействие, подразумевающее

определенные правила и ограничения. Содержательные характеристики самопрезентации включают

представление о том, что именно, какая информация о себе предъявляется, какие преобразования с ней

происходят на основании анализа ответных реакций, насколько успешно осуществляется процесс

саморегуляции и самоорганизации, какова доля вербального и невербального компонента на разных

стадиях самопредъявления.

Важно также учитывать отдаленные последствия самопрезентации в виде корректировки образа «Я»

и совершенствования тактики самопредъявления, умения подать себя.

Среди свойств личности и комплексов умений, способствующих успешности самопрезентации в

различных ситуациях и обстоятельствах, следует назвать социальный интеллект, эго-компетентность,

природное обаяние, способность к мобилизации и переключению, манипулятивные умения;

тормозящими факторами являются неспособность к самораскрытию, зажатость, застенчивость,

комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков.

В. Н. Куницыной предложено следующее определение: самопрезентация – кратковременный,

специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в

вербальном и невербальном поведении.

Самопрезентация -кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информациио себе в вербальном и невербальном поведении.

Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, которая становится

возможной на определенном уровне знаний о себе, эго-компетентности и навыках саморегуляции

Работа над собственным имиджем есть не что иное, как формирование впечатления о себе, имеющее

конкретные цели и задачи. Имиджнаправленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное и структурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей. Центральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик, который должен сигнализировать о профессионально-ценных свойствах личности и способствовать формированию репутации.

Имидж-направленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное иструктурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей.

Тесно с проблемой самопрезентации связана проблема формирования имиджа, например, кандидата

в депутаты, в губернаторы и т. д. в период предвыборной кампании. Помимо использования приемов

улучшения внешнего облика с помощью косметических средств, используются разнообразные

стратегии. Э. Джонс и Т. Питман в 1982 г. описали некоторые стратегические техники самопрезентации,

которые люди используют в повседневной жизни (см. Aronson, Wilson, Akert, 1994, p. 237).

1. Ишрациация (ingratiation) – приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя

привлекательным, особенно для тех, кто имеет высокий статус;

2. Самоподдержка (self-promotion) – стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и

выдающиеся познания;

3. «Греться в лучах чужой славы» (basking in reflected glory) – выстраивание своего образа путем

подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми, выдающимися людьми;

4. Уравновешивание успехов и ошибок (self-handicapping) – создание помех и обоснование

оправданий для плохих результатов и неудач.

 

Выводы:

1. Несоответствие самооценки и оценки ровесников при характеристике действительных или мнимых

недостатков внешности и экспрессивно-динамических признаков человека в сравнении с

преувеличенным вниманием именно к этим чертам в другом человеке может быть расценено как

своеобразная защитная реакция.

2. Формирование образа другого человека не всегда сопровождается глубоким проникновением в его

внутренний мир и адекватной оценкой или пониманием этой личности, однако служит необходимым

этапом, предваряющим понимание.

3. Воспринятые элементы физического облика, внешности или экспрессии выступают многозначными

социальными сигналами, поясняющими, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он

чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, уверен ли

он в себе, общителен ли и т. п. Образ – представление о другом человеке – формирует определенную

установку по отношению к данному человеку, определяет эмоциональное и познавательное отношение

к нему, направляет поступки, то есть выступает регулятором поведения во взаимодействии с этим

человеком.

4. Информация, которую люди получают при восприятии облика человека любого возраста и пола, с

которым они вступают в контакт, не всегда осознается ими. Однако она есть фундамент

складывающегося образа другого человека. Формирование этого образа и его структура зависят и от

особенностей воспринимаемого, и от ситуации, и – в немалой степени – от уровня развития человека,

опыта взаимодействия с людьми, возраста и пола, наблюдательности, начитанности и еще целого ряда

факторов.

5. Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, которая становится

возможной при определенном уровне знаний о себе, эго-компетентности и навыков саморегуляции.

Работа над собственным имиджем есть не что иное как формирование впечатления о себе, имеющее

конкретные цели и задачи. Центральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик,

который должен сигнализировать о профессионально-ценных свойствах личности и способствовать

формированию репутации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.