Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На берегах Днепра крепнут юные патриоты



На берегах Днепра крепнут юные патриоты

Огромный ярко освещенный зал. Барышни в белоснежных платьях, чуть смущенно опираясь на руки кавалеров в парадной форме с аксельбантами, грациозно вальсируют. Среди тех, кто наблюдает за совсем юными танцующими парами, обязательно находится губернатор или его заместитель. Таким балом уже не первый год открываются новогодние празднества города. Причем речь идет не о временах Елизаветы Петровны, страсть как любившей маскарады. И не об императорской Вене, где до сих пор устраиваются балы в опере. Это событие проходит каждый декабрь в Могилеве.

Главные же действующие лица - воспитанники детского дома для девочек и областного кадетского училища.

От школы до училища

- Своим появлением наше учебное заведение обязано поездке прежнего председателя Могилевского облисполкома Бориса Батуры (ныне - губернатор Минщины) в Кемерово, - рассказывает директор кадетского училища Андрей Балабанов. - Борису Васильевичу очень понравился местный кадетский корпус, созданный на базе бывшего Высшего военного командного училища связи, и он загорелся идеей создать что-то подобное в городе на Днепре. Облисполком принял соответствующее решение, и 11 июня 2002 года открылась Могилевская областная кадетская школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Новое учреждение образования мало чем отличалось от Суворовского училища. Наиболее существенная разница лишь в том, что мы относимся к Министерству образования, а не обороны. Учебные же программы одинаковы.

С первого дня здесь учатся только мальчики. К сожалению, не очень обширные помещения не дают возможности устроить раздельные спальные (всего здесь круглосуточно проживают около 120 кадетов), что делает невозможным пребывание девочек. Первоначально детей собирали по школам-интернатам всей области - Чаусы, Глуск, Хотимск, Круглое, Чериков, Мстиславль и другие. К сожалению, приехали далеко не самые образцовые. Сейчас в училище не скрывают, что когда кадеты лет восемь-десять назад выходили на улицу, то Подниколье (так в народе называют район Могилева, где расположено училище) затихало. Ребят боялись затронуть, так как никто не брался предсказать их ответную реакцию.

- Работать было очень сложно, но со временем всё изменилось, - вспоминает воспитатель Наталья Полиненко, стоявшая у истоков образования училища, и в ту пору - молоденькая выпускница вуза, почти без опыта работы в педагогике. - Очень помог психолог. Но искали и свои методы воздействия. Именно тогда зародился кадетский суд, существующий и сейчас. Ребята, разбирая проступки своих сверстников, сами выносили им наказание. Если парнишка оступался впервые, то ему предписывали убрать внутренний дворик или другую территорию, помочь поварам почистить картошку или что-то подобное. В особых случаях на некоторое время запрещали носить форму.

- Однако впоследствии от столь жесткого наказания мы отказались, - вступает в разговор заместитель директора по военной подготовке Юрий Лекнин. - Нет у нас и «Досок позора». Подобные вещи унижают достоинство человека, что ни в коем случае нельзя допускать, особенно если речь идет о ребенке. Вот и стараемся влиять убеждением. К примеру, очень действенен совет сержантов, в который входят заместители командиров взводов и руководители отделений. Редкий кадет желает попасть под разбор этого органа, когда его же друзья, не церемонясь, говорят всю правду в глаза. Если проступок не очень страшный, то совет сержантов может ограничиться рекомендациями. Среди других мер - ходатайство перед советом училища о вынесении дисциплинарного взыскания или снижении кадетского звания, передача дела на рассмотрение в последнюю нашу инстанцию - суд кадетской чести. Тех же, кто дискредитирует себя, отчисляем.

С первых дней руководители учреждения образования столкнулись вот с каким нюансом. Кадетская школа-интернат не значилась ни в одном правительственном документе. Штаты, нормы вещевого довольствия и другое рассчитывали, как для обычной школы-интерната для детей-сирот. Однако это две большие разницы. К примеру, у кадетов значительно выше физические нагрузки, а значит, быстрее изнашиваются одежда и обувь. Поэтому периодически возникают проблемы. Благо порой выручают спонсоры.

Кроме того, в учебных планах значится только один военный предмет - «Допризывная подготовка». Но для кадетского учреждения образования это катастрофически мало. Педагогам пришлось разработать дополнительную образовательную программу. Сейчас на факультативах командиры взводов обучают кадетов тактике, военной топографии, строевой и огневой подготовке, радиационной, химической и биологической защите. Кстати, макет «Тактическое поле» мальчишки соорудили своими руками под руководством Юрия Лекнина и учителя труда Бориса Климасёва. Процесс, конечно, трудоемкий (многое вырезали из дерева, из зубочисток делали ели и т. д.), зато сейчас нет проблем с преподаванием. На макете воспроизведена местность, отображенная на висящей рядом карте. Ученики даже могут передвигать игрушечную технику, что им особенно нравится. В конце каждого учебного года проходит девятидневный учебно-полевой сбор, где на практике отрабатываются полученные знания - кадеты роют окопы, стреляют из автомата…

Желающие занимаются в созданном в училище военно-патриотическом клубе «Вымпел», для которого к сентябрю будет разработана новая программа. Посещают также клубы «Сокол» и «Пересвет» (подробнее о них читайте в «НС» от 1 июня 2012 г. № 22).

Некоторое время назад общественность (ветераны, суворовско-нахимовский союз) вышла с инициативой о возрождении кадетского образования. Был подписан соответствующий Указ Президента Беларуси, и год назад школа изменила статус.

На образовательном процессе эта перемена не очень отразилась: те же педагоги преподают те же предметы. Однако это дало возможность, во-первых, учить не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Тех, кто живет с папой и мамой, сейчас в учреждении образования всего 20 человек (причем среди них есть и жители других областей Беларуси, в частности, из Орши и Мозыря), но они благоприятно влияют на коллектив. Как правило, за более сильными учениками тянутся те, кто занимается хуже. Кроме того, они принесли свои интересы - кадеты стали больше увлекаться футболом и другими игровыми видами спорта. Поступил мальчишка, занимающийся самбо, и тут же несколько парней последовали его примеру.

Во-вторых, с прошлого года официально введен вступительный экзамен, а значит, появилась возможность отбирать наиболее подготовленных. До этого проводилось лишь собеседование, сейчас же абитуриенты пишут диктант по белорусскому (русскому) языку и контрольную работу по математике. Плюс будущему кадету предстоит сдать нормативы по физической подготовке, пройти психологический отбор и медкомиссию. В прошлом году первоначальный конкурс составил три человека на место. Правда, после всех испытаний желающих стало значительно меньше, но это уже был отбор, а не набор.

И в-третьих, когда-то самым младшим классом в школе являлся пятый, в завершившемся учебном году - седьмой. Сейчас набор идет с восьмого. Четырехлетняя подготовка считается здесь идеальной.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.