|
|||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 По дисциплине: Методика обучения истории (Мир истории, История Отечества) Тема:Особенности формирования исторических понятий и раскрытия причинно-следственных связей в курсе истории в С(К)Ш. Цель занятия: формирование исторических понятий у умственно отсталых школьников. 1. Какие существуют классификации исторических понятий? Проблема формирования исторических понятий – одна из важных проблем, с которой сталкивается учитель, преподавая курс истории. Видимо поэтому она достаточно хорошо разработана в психолого-педагогической и методической литературе, где предоставлена работами И.В. Гиттис (1939), А.В. Редько (1949), В.Г. Карцева (1951), Н.В. Андреевской (1959), А.А. Вагина (1968) и др. Вопросы формирования исторических понятий у учащихся с нарушением интеллекта нашли отражение в работах Ж.И. Шиф (1964), А.И. Капустина (1982), В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова (1986), О.Г. Зориной (1992)и др. Известно, что овладение основами любой науки означает усвоение системы ее понятий. Обучаясь в школе, ученики овладевают системой исторических понятий. Формирование понятий является важным звеном процесса изучения истории учащимися как в общеобразовательной школе, так и в специальной (коррекционной) школе, но системы формируемых понятий различны, поскольку ориентированы на познавательные возможности учеников этих школ. «Овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных специфических признаков исторических фактов, отражение в их сознании исторических событий и явлений в наиболее существенных связях и отношениях. Исторические понятия – это стержень системы научных знаний», – отмечается в «Методике преподавания истории в средней школе». Для того, чтобы процесс формирования понятий проходил успешно, необходимо знать их классификацию, которая определяется содержанием исторического материала: а) экономические понятия – это понятия, связанные с орудиями труда, видами хозяйственной деятельности в разные исторические периоды, экономическими процессами (например, «борона-суковатка», «земледелие», «капиталистическая фабрика»); б) социально-политические понятия – это понятия, раскрывающие социальные отношения, политическое устройство государства, развитие классовой борьбы (например, «помещики» и «крестьяне», «социалистическое государство», «революция»); в) историко-культурные понятия – это понятия, отражающие достижения материальной и духовной культуры(например, архитектура, живопись, книгопечатание). Существует и другая классификация понятий по степени обобщенности исторических явлений, в которой А.А. Вагин выделяет три группы исторических понятий: а) частно-исторические понятия, отражающие и обобщающие конкретные исторические явления, характерные для определенного периода в истории данной страны (например, «стрельцы», «опричнина», «боярская дума»). Эти поня тия сравнительно просты и могут быть раскрыты учащимся в рамках одного урока. Круг таких понятий определяется объемом программы, временем, отводимым на изучение конкретной темы, возрастными возможностями учащихся, характером курса. В специальной (коррекционной) школе чрезмерное введение частно-исторических понятий нежелательно, т. к. учащимся с нарушением интеллекта усвоить их одновременно в большом количестве затруднительно, и может привести к поверхностному усвоению ими исторического материала; б) общеисторические понятия отражают и обобщают явления свойственные определенной общественно-экономической формации (например, «пролетариат», «буржуазия», «наемный труд», «капиталистическая фабрика»). Эти понятия более сложны для учащихся, их признаки раскрываются на ряде уроков в рамках темы; в) социологические понятия отражают общие связи и закономерности исторического процесса (например, «классы», «классовая борьба», «государство», «культура»). Они раскрываются, углубляются и обобщаются на материале всего курса истории с учетом возрастных особенностей учащихся. По мнению А.А. Вагина и других методистов, основными и ведущими в школьном курсе истории являются общеисторические понятия. Их прочное усвоение учащимися обязательно. Незнание какого-либо частно-исторического понятия простительно для школьника, но путаница, например, таких понятий как «помещик» и «капиталист» говорит о непрочном усвоении учащимся основ исторической науки. Только на базе исторических понятий могут быть усвоены в свою очередь социологические понятия.
|
|||
|