|
||||||||||||
Тема 2. (8 часов) «Мир образов симфонической музыки»Дистанционное занятие по музыкальному искусству в 6-А и 6-Б классах 06.05.2020г. Тема 2. (8 часов) «Мир образов симфонической музыки»
Задание: Ознакомиться с текстом, прослушать произведения, разучить песню «Вместе ты и я». Письменно ответить на вопросы: 1.Какая основная тема в мифе «Орфей и Эвридика»? Варианты ответа: месть; героизм; любовь; ревность. 2.Что такое рок-опера? 3.Что такое опера-сериа? 4.Что такое опера-буффа?
Теоретический материал для самостоятельного изучения Кристоф Виллибальд Глюк родился в 1714 году в Германии. С детства он занимался музыкой, а когда отец высказался против того, чтобы сын связал свою жизнь с музыкой, Кристоф ушёл из дома. Сначала жил в Чехии в Праге, потом в Австрии и волею судеб оказался на родине оперы – в Италии. Там же, в Италии, состоялась премьера первой оперы композитора. Она называлась – «Артаксеркс». Премьера – это первое представление произведения, спектакля или фильма. Опера понравилась слушателям, и за последующие четыре года, Глюк написал ещё не менее четырёх опер. Все они относились к жанру опера-сериа (сериа – от слова «серьёзный»). Это один из оперных жанров, существовавших в Италии в то время. Их писали на исторические и мифологические сюжеты. Около 10 лет Кристоф Глюк гастролировал в Европе, в качестве дирижёра в различных театральных труппах. В 1754 году Глюк был назначен композитором и дирижёром Венской оперы. За время работы он разочаровался в жанре оперы-сериа, написал несколько комических опер и создал хореографическую драму. Комические оперы назывались – опера-буффа и писали их на бытовые сюжеты. В 1762 году на сцене была поставлена опера К. Глюка «Орфей и Эвридика». Она не имела особого успеха среди зрителей, была крайне непривычна, но, как оказалось позже, имела огромное значение для становления современного оперного искусства. В основу оперы «Орфей и Эвридика» лёг одноименный античный сюжет.В мифе рассказывается о музыканте Орфее, чья музыка творила чудеса: под звуки музыки реки поворачивались вспять, покорялись лесные звери.От укуса змеи погибает жена Орфея – Эвридика. Боги разрешают Орфею спуститься под землю в царство мёртвых, но с одним условием. Он не должен за время пути оборачиваться и смотреть на неё. Орфей нарушает запрет. Однако Боги, поражённые его пением и игрой, прощают музыканта и возвращают Эвридику к жизни. Орфей был музыкантом. С женой его приключилось несчастье, её укусила змея, и он отправился за ней в подземное царство. Он не был воином и героизм не был ему присущ, мстить ему было некому, и не к кому ревновать свою супругу. Он просто её любил и страдал, когда нарушив данное богам обещание, обернулся и чуть не потерял свою возлюбленную. https://www.youtube.com/watch?v=WevXV0a16aw В ХХ веке к этому же античному сюжету обратился советский композитор Александр Борисович Журбин. «Орфей и Эвридика» стала первой советской рок-оперой. Она была написана в 1975 году, поставлена вокально-инструментальным ансамблем «Поющие гитары» в оперной студии при консерватории в Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде. Журбин – профессиональный композитор, который работает во многих жанрах: симфонии, концерты, оперы и вокальные циклы, мюзиклы, эстрадные песни и многое другое. На создание рок-оперы его вдохновила опера американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – супер-звезда». Рок-опера – это музыкально-сценическое произведение, арии в котором исполняются в традициях рок-музыки и джаза. Внимание приковывают новые звучания электромузыкальных инструментов, не столь привычных для того времени, тем более в опере. Сюжет оперы был осовременен, Орфей уходит на состязание певцов, и, выиграв, покидает любимую. Но тема любви остается вечной и побеждает все перипетии героя. Опера пользовалась большим успехом и стала одним из самых исполняемых спектаклей в мире. Теоретический материал для самостоятельного изучения Начало жизни кинематографа в его современном виде началось с показа короткометражных фильмов. Первые кинокадры (примерно полторы минуты демонстрации) были документальными. Первый киносеанс состоялся 22 марта 1895 года в Париже. Узкому кругу друзей братья Люмьер показали коротенькую ленту «Выход рабочих с завода Люмьер». И вот следующий показ. «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» вызвал настоящую панику у зрителей. Люди вскакивали с мест и убегали из зала. Складывалось впечатление, что приближающийся поезд выскочит из экрана и раздавит их. Это казалось кошмаром, и тогда кинематограф обратился к музыке. Показ фильмов проходил в специальных помещениях и сопровождался игрой пианиста (тапёра). Тапёр – музыкант второй половины девятнадцатого – начала двадцатого века, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы. В основном это были импровизации в стиле джаза, блюза. Пианист своей игрой «изображал» и «оживлял» происходящее на экране, определяя настроение картины. Пианистам приходилось импровизировать на ходу. Разные сюжеты кино сопровождалась соответствующей музыкой: мелодрама – надрывно-романсовой, комедии – юморесками, приключенческие – галопом. Впоследствии режиссёры обратились к экранизациям классических произведений. Трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» впервые была экранизирована Жоржем Мельесом в 1902 году. Это была немая, чёрно-белая лента. С тех пор десятки раз кинорежиссёры представляли зрителю свои версии бессмертного сюжета. Фильм Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», вышедший в 1969 году, прославился благодаря музыке Нино Рота. Колорит Италии передан не только благодаря красочным костюмам, но и с помощью музыки, выдержанной в духе того времени. https://www.youtube.com/watch?v=JhMR3wy5I-E
|
||||||||||||
|