|
|||
Вот что ответил батюшка.
Молитва мытаря Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! В наших молитвословах утреннее правило начинается с молитвы мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Изо всех молитв Святая Церковь избрала её, потому что чувство, которое испытывал мытарь, – именно то чувство, с каким нужно молиться. Поэтому, говоря: «Боже, милостив буди нам, грешным», и вспоминая притчу о мытаре и фарисее, мы можем настроиться на правильное молитвенное делание. Это - спасительное покаянное чувства мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному»! Так надо взывать всегда, - и в радости, и в скорби! И ни в коем случае никогда не превозноситься, не ставить себя выше другого! Если даже человек вдруг увидит, что кто-то хуже, чем он, ему надо с ужасом от этой мысли отшатнуться, потому что это глубокое заблуждение: это наш суд, человеческий. На самом деле - неизвестно, кто перед Богом выше. Мы судим только по внешности, мы не можем знать жизнь человека, а видим лишь какой-то отдельный поступок, какую-то отдельную черту его характера или его жизни, - и делаем вывод. И этот вывод - в корне неправильный. Мы ведь как рассуждаем? Если человек к нам относится хорошо, то мы говорим, что он - хороший; а если он относится к нам похуже, то мы говорим, что этот человек - похуже; если он к нам относится совсем плохо, мы говорим, что он - плохой. А может быть, он только к нам плохо относится, а ко всему миру – хорошо?! Но так как он повернут к нам именно этой стороной своей личности, то мы начинаем его отрицать. Только Бог объективен, только Бог знает человека со всех сторон. И сегодня нам даётся такой пример. Два человека вошли в храм – хороший и плохой. И плохой оказался более оправданным, чем так называемый хороший. Потому что он был хорошим только по внешности, а внутри, в глубине его души жили страсти: тщеславие, превозношение и гордость. Однажды один человек задал батюшке такой вопрос: Здравствуйте. Хочу задать вопрос, который возник у меня после прочтения нескольких книг о Православии. Везде написано, что христианство – религия спасения, что главная задача христианина – спасаться. Насколько я понимаю, спастись – значит прожить жизнь так, чтобы Бог взял тебя в Рай. А для этого нужно делать добро и избегать зла. Это очень красиво и убедительно. Но я не понимаю, почему для этого обязательно нужно становиться – христианином? Ведь вокруг множество хороших, добрых людей, не исповедующих христианство, которые, тем не менее, стремятся строить свою жизнь по такому же принципу: творить добро и не делать никому зла. Выходит, что добро, сотворенное неверующими людьми, неугодно Богу христиан? Но в таком случае добро неверующих людей в нравственном смысле – выше, потому что оно – бескорыстно. Ведь христианин творит добро в надежде на воздаяние от Бога, а неверующий не ждет награды и творит добро ради самого добра. Так можно ли быть хорошим человеком и не спастись лишь потому, что ты – не член Церкви? С уважением, Сергей Николаевич. Вот что ответил батюшка. Хорошие люди – спасаются. Плохие, соответственно – погибают. Такое понимание Спасения – не редкость в современном мире. Всё тут, вроде бы, ясно, логично и не нуждается в пояснениях. Но давайте попытаемся разобраться: а кто же такой этот самый – хороший человек? По каким признакам можно определить, что вот этот человек – хороший, и достоин Спасения, а вон тот – так себе человечишко и Спасения не заслуживает? Здесь мы сразу столкнемся с рядом проблем. Предположим, водопроводчик дядя Вася регулярно пропивает зарплату и бьёт свою жену. А его сосед, профессор математики – человек непьющий, добросовестный труженик и прекрасный семьянин. Кто из них хороший, а кто плохой? Ответ, казалось бы, очевиден: конечно, профессор хороший, а водопроводчик –плохой. Но вот студенты, которых профессор “заваливает” на каждой сессии по малейшему поводу, вряд ли согласятся с такой оценкой нелюбимого преподавателя. А собутыльники водопроводчика, напротив, убеждены, что дядя Вася – прекрасный человек, а его жена – кобра, мешающая культурному отдыху настоящих мужчин. Причина такой путаницы, как это ни странно – в отсутствии объективных критериев понятия “хороший человек”. Представления о добре и зле в массовом сознании - бессистемны, слабо осмыслены, и не имеют под собой никакого основания, кроме личных предпочтений. То, что считает для себя порядочным один человек, другой, возможно, оценит как недолжный, нечестный поступок. Поэтому категории “хорошо-плохо” в светской этике напоминают формулировку Лесковского персонажа: “Что русскому хорошо, то немцу – смерть”. А рассмотрев христианское учение о Спасении, мы обнаружим такой принцип: спасти можно только погибающего. На протяжении всего Евангельского повествования Христос постоянно общается с людьми, которых вряд ли можно назвать – хорошими. Мытари, блудницы, законченные грешники приходили к Нему в надежде на прощение своих грехов. И никто из них не был Им осужден или отвергнут. Более того: первым человеком, вошедшим в Царствие Небесное, стал - уголовный преступник, разбойник, распятый рядом с Христом на Голгофе. Вот как говорит об этом Евангелие: “Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. …Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю”. Но кого же тогда осуждает Спаситель? Как ни странно – тех, кого их соплеменники считали безусловно хорошими людьми, и даже – праведниками: фарисеев, книжников и старейшин Иудейских. “…Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие”. Кто такие блудницы, современному человеку объяснять не надо. А мытарями в Евангелии названы набранные из местного населения сборщики налогов в римскую казну. Пользуясь своим положением, они бессовестно обирали земляков, взимая с них намного больше положенного. В общем – нечто среднее между проворовавшимися налоговыми инспекторами и полицаями времен войны. И такой вот народ был оценен Христом выше, нежели знатоки и ревнители иудейского Закона! А причина такой оценки очень проста. Все грешники, приходившие ко Христу просить его о прощении своих грехов, были совершенно уверены, что не имеют никаких заслуг перед Богом. Это были изгои, отверженные своим народом. Все они знали, что ничего, кроме осуждения, ни у людей, ни у Бога не заслужили. Кроме милости Божией, им не на что было рассчитывать. И они получили эту милость. Это, конечно, не значит, будто Христос спасает только преступников и негодяев. Просто опустившийся до дна лучше понимает, что – тонет. А от дна иногда удобнее оттолкнуться. Аминь. -kniga-2/12azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirnov/propovedi https://azbyka.ru/mozhno-li-byt-xoroshim-i-ne-spastis
|
|||
|