Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вот что ответил батюшка.



 

Молитва мытаря

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

В наших молитвословах утреннее правило начинается с молитвы мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Изо всех молитв Святая Церковь избрала её, потому что чувство, которое испытывал мытарь, – именно то чувство, с каким нужно молиться.

Поэтому, говоря: «Боже, милостив буди нам, грешным», и вспоминая притчу о мытаре и фарисее, мы можем настроиться на правильное молитвенное делание.

Это - спасительное покаянное чувства мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному»!

Так надо взывать всегда, - и в радости, и в скорби!

И ни в коем случае никогда не превозноситься, не ставить себя выше другого!

Если даже человек вдруг увидит, что кто-то хуже, чем он, ему надо с ужасом от этой мысли отшатнуться, потому что это глубокое заблуждение: это наш суд, человеческий.

На самом деле - неизвестно, кто перед Богом выше.

Мы судим только по внешности, мы не можем знать жизнь человека, а видим лишь какой-то отдельный поступок, какую-то отдельную черту его характера или его жизни, -  и делаем вывод.

И этот вывод - в корне неправильный.

Мы ведь как рассуждаем?

Если человек к нам относится хорошо, то мы говорим, что он - хороший;

а если он относится к нам похуже, то мы говорим, что этот человек - похуже;

если он к нам относится совсем плохо, мы говорим, что он - плохой.

А может быть, он только к нам плохо относится, а ко всему миру – хорошо?!

Но так как он повернут к нам именно этой стороной своей личности, то мы начинаем его отрицать.

Только Бог объективен, только Бог знает человека со всех сторон.

И сегодня нам даётся такой пример.

Два человека вошли в храм – хороший и плохой.

И плохой оказался более оправданным, чем так называемый хороший.

Потому что он был хорошим только по внешности, а внутри, в глубине его души жили страсти: тщеславие, превозношение и гордость.

Однажды один человек задал батюшке такой вопрос:

Здравствуйте. Хочу задать вопрос, который возник у меня после прочтения нескольких книг о Православии.

Везде написано, что христианство – религия спасения, что главная задача христианина – спасаться.

Насколько я понимаю, спастись – значит прожить жизнь так, чтобы Бог взял тебя в Рай.

А для этого нужно делать добро и избегать зла.

Это очень красиво и убедительно.

Но я не понимаю, почему для этого обязательно нужно становиться – христианином?

Ведь вокруг множество хороших, добрых людей, не исповедующих христианство, которые, тем не менее, стремятся строить свою жизнь по такому же принципу: творить добро и не делать никому зла.

Выходит, что добро, сотворенное неверующими людьми, неугодно Богу христиан?

Но в таком случае добро неверующих людей в нравственном смысле – выше, потому что оно – бескорыстно.

Ведь христианин творит добро в надежде на воздаяние от Бога, а неверующий не ждет награды и творит добро ради самого добра.

Так можно ли быть хорошим человеком и не спастись лишь потому, что ты – не член Церкви?

С уважением, Сергей Николаевич.

Вот что ответил батюшка.

Хорошие люди – спасаются.

Плохие, соответственно – погибают.

Такое понимание Спасения – не редкость в современном мире.

Всё тут, вроде бы, ясно, логично и не нуждается в пояснениях.

Но давайте попытаемся разобраться: а кто же такой этот самый – хороший человек?

По каким признакам можно определить, что вот этот человек – хороший, и достоин Спасения, а вон тот – так себе человечишко и Спасения не заслуживает?

Здесь мы сразу столкнемся с рядом проблем.

Предположим, водопроводчик дядя Вася регулярно пропивает зарплату и бьёт свою жену.

А его сосед, профессор математики – человек непьющий, добросовестный труженик и прекрасный семьянин.

Кто из них хороший, а кто плохой?

Ответ, казалось бы, очевиден: конечно, профессор хороший, а водопроводчик –плохой.

Но вот студенты, которых профессор “заваливает” на каждой сессии по малейшему поводу, вряд ли согласятся с такой оценкой нелюбимого преподавателя.

А собутыльники водопроводчика, напротив, убеждены, что дядя Вася – прекрасный человек, а его жена – кобра, мешающая культурному отдыху настоящих мужчин.

Причина такой путаницы, как это ни странно – в отсутствии объективных критериев понятия “хороший человек”.

Представления о добре и зле в массовом сознании - бессистемны,

слабо осмыслены,

и не имеют под собой никакого основания, кроме личных предпочтений.

То, что считает для себя порядочным один человек, другой, возможно, оценит как недолжный, нечестный поступок.

Поэтому категории “хорошо-плохо” в светской этике напоминают формулировку Лесковского персонажа: “Что русскому хорошо, то немцу – смерть”.

А рассмотрев христианское учение о Спасении, мы обнаружим такой принцип: спасти можно только погибающего.

На протяжении всего Евангельского повествования Христос постоянно общается с людьми, которых вряд ли можно назвать – хорошими.

Мытари, блудницы, законченные грешники приходили к Нему в надежде на прощение своих грехов.

И никто из них не был Им осужден или отвергнут.

Более того: первым человеком, вошедшим в Царствие Небесное, стал -  уголовный преступник, разбойник, распятый рядом с Христом на Голгофе.

Вот как говорит об этом Евангелие:

“Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

…Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?

И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!

И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю”.

Но кого же тогда осуждает Спаситель?

Как ни странно – тех, кого их соплеменники считали безусловно хорошими людьми, и даже – праведниками: фарисеев, книжников и старейшин Иудейских.

“…Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие”.

Кто такие блудницы, современному человеку объяснять не надо.

А мытарями в Евангелии названы набранные из местного населения сборщики налогов в римскую казну.

Пользуясь своим положением, они бессовестно обирали земляков, взимая с них намного больше положенного.

В общем – нечто среднее между проворовавшимися налоговыми инспекторами и полицаями времен войны.

И такой вот народ был оценен Христом выше, нежели знатоки и ревнители иудейского Закона!

А причина такой оценки очень проста.

Все грешники, приходившие ко Христу просить его о прощении своих грехов, были совершенно уверены, что не имеют никаких заслуг перед Богом.

Это были изгои, отверженные своим народом.

Все они знали, что ничего, кроме осуждения, ни у людей, ни у Бога не заслужили.

Кроме милости Божией, им не на что было рассчитывать.

И они получили эту милость.

Это, конечно, не значит, будто Христос спасает только преступников и негодяев.

Просто опустившийся до дна лучше понимает, что – тонет.

А от дна иногда удобнее оттолкнуться.

Аминь.

-kniga-2/12azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirnov/propovedi

https://azbyka.ru/mozhno-li-byt-xoroshim-i-ne-spastis



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.