|
|||
Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Спрос это готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Спрос, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить.
Готовность приобретать означает две вещи: желание и возможность. , т.е. неизменности разных факторов, влияющих на спрос. Величина спроса отражает то количество товара. которое было бы куплено по некоторой цене за неопределённый период времени при данном характере спроса,,т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена спроса — максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.
Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой.
В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности.
Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Неценовые факторы спроса: : цены на сопряженные товары- потребительские предпочтения- число покупателей- ожидания изменения цены- доход. Предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Предложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.
Величина предложенияотражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.
Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.
Цена предложения— минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.
Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.
Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы- налоги и дотации- цены на другие товары- технология производства- число продавцов на рынке- ожидания изменения цен.
Спрос и предложение товаров имеют различную степень чувствительности к изменению определяющих их факторов.
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Можно выделить три варианта этой зависимости:
1) снижение цены вызывает такое увеличение объема покупаемого товара, что общая выручка производителя возрастает — 2) снижение цены в точности компенсируется соответствующим объемом покупки так, что общая выручка продавца остается неизменной —
3) снижение цены обусловливает незначительный рост объема покупаемых товаров так, что общая выручка падает —
Еще одним элементом рыночного саморегулирования является конкуренция.
Конкуренция (позднелат. — concurentia, от concurrere — сталкиваться, состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Черты конкуренции:
1) Позитивные:
- ограничивает возможность возникновения монополий (от гр. mono — один, poleo — продаю), которые контролируя основную часть производства или сбыта определенного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т.д.-
- создает возможность выбора для потребителя-
- заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки-
- способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции.
2) Негативные:
- постоянное разорение многих товаропроизводителей-
- отвлечение неоправданно больших средств на рекламу-
- использование нечестных методов борьбы: — подкуп работников- — шантаж- — промышленный шпионаж и др.
Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической.
Свободная (чистая) конкуренция — такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.
Монополистическая конкуренция — такой тип структуры рынка, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.
Виды рынков (исходя из типов конкуренции):
1) Чистой (свободной) конкуренции - существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т. д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.
2) Чистой монополии - отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.
3) Монополистической конкуренции - отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.
4) Олигополии(от гр. oligos — несколько, poleo — продаю) - существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной.
Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.
Современное состояние рынка экономисты называют «несовершенной конкуренцией», подразумевая под этим термином монополистическую конкуренцию и олигополию.
Одним из условий, необходимых для бесперебойной работы рынка, является инфраструктура (от лат. infra — под структура) рынка — совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.
Функции инфраструктуры рынка: организация заключения контрактов на поставку продукции- продвижение товарных потоков по отраслям и регионам- регулирование сбыта продукции- обслуживание потребителей.
Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры является способность улавливать сигналы, идущие от потребителей и их спроса, и адекватно на них реагировать.
Инфраструктура рынка:
1) Биржа (от лат. bursa — кошелек, мешок) — организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара:
— товарная биржа — регулярно действующая организация, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками-
— фондовая биржа — организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами-
— биржа труда — государственная структура, посредническое звено между работодателями и наемными работниками-
2) Институты, связывающие рынки в единое целое:
— транспортная сеть-
— система коммуникаций-
— информационные сети-
— страховые компании-
— суды.
Признак рынка-свободное ценообразование
Величина спроса прямо пропорциональна цене товара
|
|||
|