Практическое занятие. Организация жизнедеятельности
Практическое занятие. Организация жизнедеятельности
в детском оздоровительном лагере
Практическое задание:
1. Изучите предложенный материал и составьте кластер на тему «Игра как средство создания эмоционально нравственной атмосферы в ДОЛ».
2. Заполните таблицу «Картотека игр в ДОЛ» (подберите по две игры каждого вида).
Картотека игр в ДОЛ
№
| Название игры
| Характеристика игры
| Обоснование выбора игры
| Игры на знакомство
| 1.
| "Кораблик"
| Всем участникам выдаются бумажные кораблики, и каждый по очереди рассказывает о себе, как о кораблике ("Мой кораблик зовут "Ксюша", он любит читать книги о путешествиях…")
| Возраст: разный. Дети смогут узнать правду друг о друге. Возможно, у кого-то поднимется самооценка. Задействовано большое количество детей. Привлекательность: задействованы дети разных возрастов, интересно будет не только детям, но и взрослым, безопасная игра.
| 2.
| "Восточный базар"
| Для начала дети должны представиться. После
каждому участнику выдается по 4 (если детей много, можно сделать меньше) небольших листочка. На всех четырех листочках дети пишут свое имя (если имена повторяются, то можно что-нибудь добавить, фамилию). После этого все листочки складываются во что-то (в кепку, в коробку) и перемешиваются. Затем каждый участник снова получает по 4 листочка, с именами других детей. Цель — найти все свои листочки. То, как ребята будут "добывать" свои листочки, они выбирают сами. Это может быть обмен, подарок и т.д.
| Возраст: 7-12 лет. В данной игре тренируется память детей, умение общаться с незнакомыми детьми. Привлекательность этой игры в том, что в неё смогут играть как младшие, так и старшие школьники. Она безопасная. У детей и вожатого будет развиваться память на лица и голос.
| Игры на сплочение
| 1.
| "Льдина"
| Для игры нужен коврик или плед, или газетный лист — смотря какого размера отряд. Все игроки должны поместиться на "льдине", чтоб никто не наступал мимо. После того как все успешно уместились, льдина уменьшается на четверть. Главная задача —- снова всем поместиться и никого не "уронить".
| Возраст: дети младшего возраста 7-10 лет. Дети учатся играть вместе, в команде.
Развивается сплоченность, командный дух. Привлекательность: вожатый сможет определить степень сплоченности. Детям будет весело и занимательно.
| 2.
| "Ритмика"
| Группа стоит в кругу. Ведущий задает движение (шаг вправо–шаг влево) и определенный темп. Участники по одному и по очереди должны встроиться в темп и повторять движение ведущего так, чтобы не произошло сбоя. Как только команда сбивается, все начинается сначала. Варианты усложнения:1. Делать в полной тишине; 2. Добавить еще одно движение.
| Возраст: дети младшего возраста 7-10 лет. Дети учатся действовать как одно целое. Развивается сплоченность, командный дух. Привлекательность: вожатый сможет определить степень сплоченности, единства. Детям будет весело и занимательно.
| Игры на выявление лидера
| 1.
| "Фигуры"
| Участники встают в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо с закрытыми глазами, не размыкая рук, построить: квадрат, равносторонний треугольник, звезду. Использовать разрешается только устные разговоры.
| Возраст: дети младшего возраста 7-10 лет. Развивает сплоченность. Чаще всего несколько детей будут давать команды, как следует двигаться (лидеры), остальные же либо спорить, либо следовать командам.
| 2.
| "Карабас"
| Участники игры сидят в кругу (можно на стульях, можно на корточках) и внимательно следят за движением руки ведущего. Ведущий говорит слово "КАРАБАС" и одновременно показывает любое количество пальцев. Сколько пальцев показал, столько должно подняться с места участников.
| Возраст: 10-14 лет.
Эта игра развивает внимание и быстроту реакции. Чаще всего первыми встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Привлекательность: возможность поучаствовать всем детям, даже замкнутым. Игра может заинтересовать, даже самых привередливых игроков. Возможность участия вожатых (и не одного).
| Подвижные игры (игры на свежем воздухе)
| 1.
| Игра "Голова дракона"
| Играющие цепляются друг за друга как паровозик. По команде ведущего голова дракона – первый человек – пытается поймать хвост – последнего человека. Тот в свою очередь должен увернуться. Когда последний пойман, он переходит в начало цепочки.
| Возраст: дети младшего возраста 7-10 лет. Дети учатся действовать как одно целое. Развивается сплоченность, командный дух. Детям будет весело и занимательно.
| 2.
| Игра "Поезда"
| Каждый игрок строит себе "депо", очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего "депо". Водящий идет от одного "вагона" к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все "вагоны". "Паровоз" неожиданно свистит, и все бегут к "депо", "паровоз" тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим – "паровозом".
| Возраст: дети младшего возраста 7-10 лет. Развивается внимательность, координация. Дети учатся следить за другими.
Детям будет весело.
| Развивающие игры
| 1.
| Игра "Себе-Соседу"
| Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую – вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово "себе" дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слово "соседу" – правой рукой "вкладывают" что-то в левую руку соседа справа. Все одновременно выполняют движения и произносят: "Себе – соседу". На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка или камешек.). Вожатый (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.
| Возраст 10-14 лет. Развивает интуицию, смекалку, внимательность, сообразительность. Безопасная игра, возможность участия вожатого вместе с детьми.
| 2.
| Игра "Брито-стрижено"
| Вожатый напоминает детям о сказке, в которой жена назло мужу всё делала наоборот, и говорит, что игра будет в чём-то такой же: все движения ведущего игрокам нужно будет выполнять наоборот, например, если ведущий поднимает руку вверх, дети опускают свою вниз. Другой вариант: ведущий разводит руки – игроки соединяют их вместе; ведущий быстро взмахивает рукой справа налево – участники медленно ведут рукой слева направо. Игрок, который ошибся, становится ведущим.
| Возраст 8-14 лет. Развивает внимательность, сообразительность. Безопасная игра, возможность участия вожатого вместе с детьми.
| Игры в помещении (когда идет дождь)
| 1.
| «Отыщи свою обувь»
| Играющие становятся в круг. Снимают с ноги (левой или правой) ботинок, тапочек, туфель. Затем надевают на глаза повязки (колпаки), несколько раз поворачиваются вокруг «оси». В это время обувь перемешивается в общей куче. По команде ведущего игроки делают шаг к куче с обувью, ищут свою, становятся на место, одевают обувь и только тогда снимают повязку с глаз. Побеждает тот, кто все это сделал быстро и правильно.
| Такая игра будет интересна не только детям, но и взрослым; поднимет настроение детям.
| 2.
| «Самый рассеянный»
| Организатор показывает участникам игры какой-либо предмет, например, карандаш, и просит всех выйти на минутку из комнаты.
Оставшись один, организатор кладет карандаш в такое место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при внимательном осмотре комнаты. Можно, например, положить карандаш на перекладину, связывающую ножки стола, на карниз и т.п.
Когда участники игры по зову ведущего возвратятся в комнату, каждый старается как можно скорее обнаружить карандаш. Увидев его, играющий сейчас же садится, заранее тихо на ухо сообщив организатору о находке.
Самый рассеянный – последний, может выполнить какое-либо шуточное поручение.
| Возраст 7-14 лет. У детей развивается внимательность. Вожатый тоже может участвовать в игре
| Игры с залом
| 1.
| Игра "Летит по небу шар"
| Разучиваем с детьми текст:
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаем мы: до неба шар
Никак не долетит.
Сначала слово "летит" заменяется движением, напоминающим взмах крыльев. Во 2-м исполнении слово "небо" заменяется движением большого пальца вверх. Затем при слове "шар" обеими руками перед собой очерчивается большой круг. В следующем исполнении слово "знаем" заменяется постукиванием пальца по лбу; при слове "мы" – обе руки прижать к груди, при слове "никак" – отрицательно покачать головой. Самым интересным является последнее исполнение песенки, где главной задачей участников является не сбиться и правильно показать движением нужное слово.
Хором здесь повторяются лишь "по", "но", "до". Можно предложить ускорить темп игры.
| Возраст: разные возраста детей. Заинтересован весь зал. Веселое времяпровождение. Зал оживляется, повышается работоспособность и внимание аудитории, снижается усталость, создается теплая и поддерживающая атмосфера в зрительном зале. Играя в эти игры каждый человек чувствует сопричастность к происходящему
| 2.
| Игра "Охотник"
| Играющие вслед за вожатым повторяют слова и движения (при этом темп игры можно увеличивать):
Собрался охотник на охоту. Надел шляпу, сапоги, взял ружье и…
Пошел по дороге (топают ногами),
Затем по песочку (потирают ладонь о ладонь),
По бревнышкам через мост (ударяют кулаками в грудь),
По болоту с кочки на кочку (хлопают в ладоши)
По тропинке (хлопают по коленям).
Устал. "Уфффф!" Сел на пенек, осмотрелся, увидел за кустом медведя, испугался и побежал обратно.
По тропинке (хлопают по коленям),
По болоту с кочки на кочку (хлопают в ладоши),
По бревнышкам через мост (ударяют кулаками в грудь),
Затем по песочку (потирают ладонь о ладонь),
Пошел по дороге (топают ногами).
Прибежал домой, снял сапоги, шляпу, ружье. Устал. "Уфффф!"
Рассказал жене, как пошел на охоту:
Пошел по дороге (топают ногами),
Затем по песочку (потирают ладонь о ладонь),
По бревнышкам через мост (ударяют кулаками в грудь),
По болоту с кочки на кочку (хлопают в ладоши),
По тропинке (хлопают по коленям).
| Возраст: разные возраста детей. Интересная, развивающая, музыкальная игра, снимают мышечную закрепощенность, развивают способность концентрировать внимание.
| Игры-минутки
| 1.
| "Есть Контакт"
| Один из игроков загадывает слово и говорит на какую букву оно начинается. Все остальные должны разгадать слово. Например, ведущий говорит, что слово начинается с буквы "л". Для того, чтобы ведущий открыл вторую букву, необходимо подобрать слово на букву "л" и дать ему небольшую характеристику. Например, кто-то из игроков говорит: "Это есть ночью на небе". Кто догадался, говорит "контакт" и вместе с игроком, который давал характеристику, считают до 5 и называют слово. Если слова оказались разными, тогда игроки продолжают подбирать слова на букву "л". Если слова совпали, тогда ведущий называет следующую букву, например, буква "а" и тогда образуется слог "ла". Теперь начинают подбирать слова на этот слог, давать характеристику им, считать до 10 и т. д. Ведущий тоже может отгадывать слова, которые участники характеризуют. Если он отгадает, тогда придётся подбирать новые слова. В этой игре ведущему важно, чтобы его слово как можно дольше не смогли разгадать.
| Возраст: разный возраст
Игра занимает небольшое количество времени.
Развивает сплоченность, внимательность к другим. Развивает память. Сможет участвовать сам вожатый.
| 2.
| "Муха и бобер"
| Все участники стоят в кругу. Ведущий говорит игрокам, что в комнате летает муха. Чтобы ей помочь пролететь, нужно хлопать руками по очереди. Кто хлопнет позже или раньше, тот сделает ей больно и она не сможет летать. Ведущий показывает в какую сторону она полетела, ребята должны очень быстро хлопать руками. После этого он говорит, что в комнате еще находится и бобер, которому очень нужно пробежать по кругу. И чтобы ему помочь, нужно очень высоко подпрыгивать. Ведущий показывает, куда пообжал бобер, и ребята начинают по очереди подпрыгивать. После этого ведущий говорит, что муха и бобер решили пробежать одновременно и запускает их в разные стороны, ребята должны не запутаться.
| Возраст: 7-10 лет. Игра занимает небольшое количество времени, помогает отвлечься, взбодриться, разомнут мышцы.
Развивает сплоченность, внимательность к другим. Развивает координацию движений. Сможет участвовать сам вожатый.
| Игры, используемые в ситуации соблюдения мер по профилактике коронавирусной инфекции
| 1.
| Прятки
| Выбирается водящий, затем определяется место, откуда начинается игра и где надо будет «застукиваться». Водящий отворачивается к стене (углу, двери, столбу), закрывает глаза и начинает считать, обычно хватает до 20. После этого во́да поворачивается и говорит:
Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать! Кто не спрятался, я не виноват!
Задача ведущего — искать спрятавшихся, и, найдя, вернуться и постучать по стенке, около которой он считал:
Стуки-стуки, вижу Машу, она за деревом.
Задача спрятавшихся — попробовать обогнать ведущего или дождаться, когда тот пойдёт в другую сторону и застукаться первыми — тогда они считаются не найденными. Они должны подбежать к стене и громко крикнуть
Стуки-стуки за себя!
Тому, кого удалось застукать первым, говорят «Первая курица жмурится», что означает, что тот, кого смогли застукать первым, будет водить в следующем кону игры.
| Возраст: 7-14 лет. Дети могут находиться на расстоянии друг от друга, не контактируя близко. Вожатый участвует тоже. Эта игра объединит и заинтересует всех.
| 2.
| Настольные игры
| Можно выбирать любые игры, подходящие по возрасту
| Возраст: для разных возрастов. Дети могут сесть на расстоянии друг от друга, не контактирую близко. Ребенок сможет сам выбрать интересную для него игру. Эта игра объединит и заинтересует всех.
|
|