Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В-пятых, одной из функций преступных традиций и обычаев как элементов преемственности являетсяпередача новым поколениям криминального опыта предшественников.



В-пятых, одной из функций преступных традиций и обычаев как элементов преемственности являетсяпередача новым поколениям криминального опыта предшественников.

Базу преемственности составляетпреступность несовершеннолетних и молодежи. Эта возрастная категория, в силу присущих ей социально-психологических особенностей, не только в большей степени восприимчива к воздействию преступных традиций и обычаев, но и в определенной мере сама способствует усилению их криминогенности.

В-шестых,преступные традиции и обычаи выполняют функцию социального (криминального) контролячленов преступных групп.

В-седьмых,преступные традиции и обычаивыполняют функцию психологического воздействияв процессе целенаправленного вовлечения несовершеннолетних в криминальную деятельность.

Известно множество случаев, когда в процессе подготовки подростков к совершению преступлений многие взрослые, особенно из числа ранее судимых, рассказывали ребятам о своих былых похождениях, "друзьях", с которыми ранее совершали преступления, "смелости" и "мужестве" преступников, о воровских обычаях, способах совершения краж, приемах сокрытия следов преступления, предметов, добытых преступным путем.

Традиции и обычаи преступных группировок, потеряв на определенном этапе развития свою силу, не исчезли бесследно. Приспособившись к новым условиям, они приобрели теперь более жесткий, почти повсеместный характер.

О приверженности современных преступников традициям и обычаям уголовной среды свидетельствуют:

· отрицательное отношение к нормальному законопослушному образу жизни;

· противодействие правоохранительным органам;

· участие в преступной деятельности и всяческое ее поощрение;

· стремление к сплочению уголовной среды и поддержание преступных связей.

"Общими для современной уголовной среды традициями и обычаями, - отмечает С. Я. Лебедев, - являются:

· уклонение от общественно полезного труда, жизнь за счет совершения преступлений, систематическое изыскание возможностей для извлечения теневых доходов;

· повышение преступной квалификации;

· обеспечение маскировки преступного образа жизни и поведения, устранение факторов, затрудняющих его реализацию;

· соблюдение субординации согласно положению, занимаемому в преступной иерархии, беспрекословное подчинение лидеру уголовной среды;

· выполнение коллегиальных решений и требований, выработанных в уголовной среде;

· недопущение проникновения в свою среду лиц, подозреваемых в сотрудничестве с милицией, изобличение и наказание последних;

· оказание материальной и физической поддержки другим преступникам;

· вовлечение в преступную деятельность молодых правонарушителей, пропаганда преступных традиций и обычаев, уголовной "романтики";

· ведение праздного образа жизни, неприятие норм общественной морали и поведения;

· участие в азартных и иных тюремных играх и ритуалах;

· знание и использование в речи жаргона, иных способов тайного общения;

· нанесение на тело символических воровских татуировок;

· подрыв авторитета работников милиции, прокуратуры, суда, администрации исправительных учреждений, исключение контактов с представителями данных органов, направленных во вред уголовному миру, учинение всяческих препятствий их нормальной деятельности".

Усвоение преступных традиций и обычаев осуществляется в процессе общения в криминальной среде.

Всякому общению, в том числе и в уголовной среде, предшествует процесс предварительного восприятия образцов поведения, их оценка. Осознание приемлемости данных образцов для удовлетворения личных потребностей вначале порождает у личности желание подражать им. Постепенно такое желание подражать перерастает в стремление.

Таким образом, подражаниеявляетсяважнейшим социально-психологическим механизмом усвоенияличностьюпреступных традиций и обычаев,а с помощью последних- механизмом идентификации, сплоченияличности с преступной группой. Одновременно параллельно процессу подражания преступным традициям и обычаям идет процесс криминогенного заражения личности.

Специфическим способом сплочения преступной группы является ритуальность преступного поведения.

Речь идет о наиболее ярких, "эмоциональных" и, как правило, весьма опасных преступлениях, поскольку смысл ритуала в том и состоит, что он втягивает участников в особый, необычайно насыщенный в психологическом отношении мир, в особую действительность существования.

Способность ритуала к сплочению группы обеспечивается за счет его большого психологического воздействия.

Истории известно немало случаев ритуального совершения преступлений, в особенности преступниками-профессионалами. В самом "сценарии" ритуальных преступлений проявляются элементы артистизма, игры, что создает эмоциональный настрой у его участников, возбуждает азарт, укрепляет групповую солидарность, порождает у членов группы "жажду" повторения аналогичных действий, формирует у них устойчивую потребность в совершении преступления, составляя основу криминальной мотивации. Лица, совершающие подобные преступления, представляют повышенную опасность, поскольку испытывают от преступления удовольствие.

Средствами идентификации лиц с преступной группой и соответственно ее сплочения являются такие традиционные атрибуты уголовной среды, как жаргон и татуировки.

В преступной среде жаргонвыступает как средство самоутверждения, адаптации и самовыраженияпреступников. В настоящее время он характеризуется уклоном в сторону специализации преступного поведения, что свидетельствует о росте криминального профессионализма.

Свой жаргон сегодня имеют квартирные и карманные воры, мошенники, наркоманы, гомосексуалисты, проститутки, угонщики автомототранспорта и др. Причем среди карманных воров и карточных мошенников (шулеров) большей частью сохранился жаргон, выработанный преступным миром еще в дореволюционный период.

Современный жаргон в отличие от традиционного обладает большой притягательной силой, особенно для некоторой части молодых людей. В нем чаще встречаются слова и выражения, заимствованные из иностранных языков, хотя преступные "авторитеты" стараются вести борьбу за очищение жаргона от "иностранщины". Использование преступниками жаргона является одним из показателей криминальной пораженности личности.

То же самое относится и к характеристике татуировок.

Татуирование, как отмечают специалисты, является своеобразным культом уголовной среды, а татуировка - яркой рекламой преступного образа жизни.

Татуированный преступник не только подтверждает собственный криминальный опыт, но и пропагандирует его в антиобщественной микросреде и за ее пределами, рекламирует свою приверженность к преступным традициям и обычаям.

Тематика большинства татуировок символически отражает образ жизни преступников, содержит элементы самооценки поведения, фиксирует в рисунках и надписях вкусы, взгляды, наклонности личности. Среди татуировок особое место занимают символы принадлежности преступников к определенной воровской "касте", приверженности к конкретной преступной деятельности, показатели отношения к закону, правоохранительным органам и т. д.

Татуировки являются визуальными знаками криминальной активности, своеобразными визитными карточками преступников.

Определенную роль в идентификации с уголовной средой играет и преступный фольклор. В отличие от песенного и поэтического творчества, характерного для уголовного мира прошлого, современный преступный фольклор стал менее сентиментальным. В нем преобладают образцы, насыщенные примитивным юмором, цинизмом, нецензурщиной, похабностью и пошлостью.

На разных этапах существования преступных групп в них взаимодействуют различные внутренние силы.

На этапе создания - стремление к объединению, после раскрытия преступной группы, особенно организованного преступного формирования, - тенденция к ее (его) рассредоточению, "отсечению" обнаруженных правоохранительными органами звеньев, устранению конкретных людей и т. д.

Как отмечают исследователи, самая высокая психологическая спаянность людей имеется в устойчивых организованных группах, где элита представляет собой волевых, грамотных организаторов, идеологов и достаточно богатых, чтобы быть независимыми, людей. Авторитеты в своей среде обеспечивают им не только материальные средства, но и преступный опыт.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.