Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История русской глиняной игрушки.



История русской глиняной игрушки.

 

История русской глиняной игрушки начинается в дали веков. Но дошедшие до нас страницы ее очень отрывочны. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов II тысячелетия до н.э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки. В славянских погребениях VI-VIII веков н э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. X-XII веками датируются свистульки (коньки, птицы, бараны), погремушки, обломки человеческих фигурок, найденные на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Коломны, Радонежа, Дмитрова, Зарайска и др. Все это фрагментарные, часто разбитые экземпляры игрушек, позволяющие судить не столько об их художественных достоинствах, сколько о давности происхождения и способе изготовления. Игрушки были вылеплены вручную из комочков глины, обожжены; на некоторых видны следы окраски и росписи.

Для изучения глиняных игрушек средневековья много нового дали археологические работы 1940-1950-х годов в Москве - в Зарядье и на территории бывшей Гончарной слободы. Здесь было обнаружено несколько сотен игрушек XIV-XVII веков, которые впервые позволили детально ознакомиться с их массовым производством. Среди многочисленных обломков и фрагментов фигурок сохранились и целые экземпляры, свидетельствующие о высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников.

Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны: традиционные кони, птицы-свистульки, бараны, шары-погремушки, фигурки медведей. В них уже в полной мере проявляется едва ли не основная особенность глиняной игрушки - обобщенный и выразительный образ-тип, созданный простейшими приемами лепки основных частей фигуры с двумя-тремя характерными деталями. При этом черты реальности, жизненной достоверности или преувеличены и заострены до гротеска, или опоэтизированы, что в обоих случаях лишает образы будничности. Эти черты - исконные и главные в народном творчестве - в игрушке получили особую широту и свободу воплощения. Само назначение игрушки позволяло фантазии мастера отвлекаться от повседневности, усиливать и видоизменять реальные черты.

Игрушки старой Москвы вылеплены из той же красной глины, что и посуда. Большинство игрушек вылеплено по частям, из отдельных комочков глины, которые соединялись воедино, а швы тщательно заглаживались. Многие игрушки сплошные, но есть и пустотелые, с отверстиями для свиста или с помещенными внутри камешками, как в погремушках. Вылепленные игрушки просушивали, а затем одни закаливали до темно-бурого цвета, как фигурки медведей, а другие покрывали слоем белой глины с примесью извести (так называемым ангобом) и обжигали. Ангобом украшали фигурки людей, коней, птиц, погремушки. Его наносили пятнами и кругами или сплошь на всю поверхность, а потом, как по грунту, раскрашивали или исполняли простейшие орнаменты в виде полос, кругов, крестов и овалов. Находки археологов в Москве свидетельствуют о том, что уже в XVI-XVII веках глиняные игрушки были произведениями развитой народной пластики.

Глина - материал хрупкий и недолговечный. Несмотря на очевидные даже по Москве XVI - XVII веков большие масштабы производства глиняных игрушек, их дошло до нас мало, так как они легко ломались, разбивались и уходили с поколениями людей. Поэтому в собрании Русского музея глиняная игрушка представлена главным образом произведениями второй половины XIX-начала XX века.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.