|
|||
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАВИЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАВИЕ «Профессия есть деятельность, обладающая собственной целью, имеющая собственный продукт, нормы и средства, которые в конечном счете детерминированы социальной функцией и технологией той сферы общественной жизни, которую данная деятельность обслуживает». Профессионализм человека, согласно Е. И. Рогову, — это совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в нем в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях. Формирование профессионализма, по Е. И. Рогову, идет по трем основным направлениям: 1) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности — формируется личностный стиль деятельности; 2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), и в соответствующих элементах профессионального сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения; З) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в следующих сферах: когнитивной — уровень информированности об объекте, степень осознания его значимости; эмоциональной — интерес к объекту, склонность к взаимодействию и удовлетворенность от этого взаимодействия, несмотря на трудности; — практической — осознание своих реальных возможностей влииять на объект. Профессиональная компетентность — это совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося. Компетентность учителя (при определенных условиях) развивается в процессе длительного выполнения деятельности. Направления становления профессионализма — это и есть направления развития компетентности учителя. Термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут одну и ту же смысловую нагрузку, [оскольку и в том и в другом случае речь идет о профессии учите- - Исходя из этого, становится возможным употреблять понятия профессиональная компетентность педагога» и «педагогическая компетентность» как синонимы. Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает личные качества учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Под педагогической компетентностью педагога мы понимаем единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность, по Л. Ю. Кривцову, — это интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками и такими компонента-ми профессионального мастерства, как система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности1. Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания — необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-пракгические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков. Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности и в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя). В целом А. И. Щербаков и А. В. Мудрик дидактические умения учителя сводят к трем основным: 1) умение переносить известные учителю знания Варианты решения, приемы обучения и Воспитания в условия новой педагогической ситуации; 2) умение находить для каждой педагогической ситуации но- все решение; З) умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации2. Как показывают исследования, вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи процесс ее решения представляет собой триаду «мыслить — действовать — мыслить». Модель профессиональной компетентности учителя отражает единство его теоретической и практической готовности3 к педагогической деятельности. В.А. Сластенин выделяет четыре группы педагогических умений. Содержание теоретической готовности к педагогической деятельности проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений. В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями и задатками, выдающийся педагог показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, квалификации, по мнению А. С. Макаренко, — это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения — лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства. Следовательно, основы педагогического мастерства могут быть омипованы у каждого педагога, образуя базис, который даст возможность подняться на уровень мастерства.
|
|||
|