|
|||
Слушание фрагмента «Космический пейзаж»
Урок в 6 классе Тема урока: «Космический пейзаж» Тему урока записать в тетради Задача: знакомство учащихся с произведениями композиторов Ч.Айвза и Э.Артемьева Цели: 1) образовательная: учить анализировать прослушанную музыку, выделять главное; изображать музыку в цветовом моделировании; познакомить с синтезатором. 2)развивающая: совершенствовать музыкальное восприятие; развивать образное мышление, воображение, фантазию, тембровый слух, музыкальную память, певческий голос; расширять музыкальный кругозор. 3) воспитательная:пробуждать интерес к музыке, к другим предметам (астрономии, литературе, изобразительному искусству); бережно относиться к музыкальному наследию композиторов разных стран. Ход урока Раскрытие общей задачи урока. (на доске – символ урока – комета) -Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Прочитайте стих Мы видим, мы слышим, Как светят нам солнца, Как дышат на блики Нездешних миров… (Константин Бальмонт) (О космосе) - Называется тема урока « Космический пейзаж» - Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена вам еще не знакомы. Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной? Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали разные образы. Кто из вас помнит ,какие? (Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке, Икар на крыльях к солнцу…) Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели- фантасты: -Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др Позже появляются фантастические фильмы: -«Через терни к звездам», «Звездные войны». «Армагедон»… Какие можете назвать вы? В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту. - В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом? (1961г , космонавт- Юрий Гагарин.) Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе? ( Астрономия.) Профессиональных астрономов немного- около 10 тысяч человек на всем земном шаре. Что мы называем Вселенной? (Безграничный и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.) Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров? Еще в начале 20 века американский композитор Чарльз Айвз по - своему услышал музыку космоса, написав оркестровую пьесу, с названием «Космический пейзаж». Записать в тетради композитора и название пьесы. -Послушайте, насколько своеобразна, необычна музыка, как сама Вселенная, представьте этот необычный пейзаж. -Сколько вы услышите образов? -Как будет меняться музыка? -Какие инструменты будут исполнять? - Есть ли в музыке повторяющаяся интонация? Слушание фрагмента «Космический пейзаж» Анализ прослушанной музыки (ответы детей) Два образа: первый- образ неизвестной планеты( струнные инструменты) второй- образ исследователей космоса (деревянно-духовые инструменты) Записать в тетради У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера. Космос недоступен множеству людей. Каждый человек в душе художник и он видит свою версию космоса( показ цветового спектра). -В спектре можно увидеть не только главные цвета, но и богатство оттенков. - И вы можете помочь, своей фантазией, музыке обрести другое наполнение цветом. - Одни обратят внимание на красоту звезд, сияние пространства, движение в космосе, пояса остероидов, другие на вспышки новых неоткрытых миров. В заключительном варианте композитор назвал эту оркестровую пьесу «Вопрос, оставшийся без ответа». - Как вы думаете, почему? В тетради ответить письменно на вопрос
В 1960 году – был изобретен первый отечественный музыкальный (инструмент) электронный аппарат АНС, названный так в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина,создателя первой цвето-музыкальной установки. -С появлением электро-музыкальных инструментов, синтезаторов значительно расширились возможности создания других внеземных цивилизаций. Композитор - наш современник Эдуард Артемьев пошел по пути, на который, как говорят «не ступала рука» композитора, избрав главным объектом своего творчества -звук. - Сейчас мы познакомимся с произведением, которое автор назвал «Мозаика»( читаются слова) Быть может, вся природа - мозаика цветов? Быть может, вся природа – различность голосов? Быть может, вся природа – лишь числа и черты? Быть может, вся природа – желанье красоты? К. Бальмонт Записать композитора и название ппроиизведения Что в изобразительном искусстве означает слово мозаика? (Изображение или орнамент, составленный из разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и т.д) Слушание пьесы «Мозаика» в исполнении автора на синтезаторе, современном музыкальном инструменте, возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной. -Какие образы создает композитор в этой пьесе? -Какие звуковые эффекты использует композитор?
Анализ, прослушанной музыки.(ответы детей) -Композитор создает образ пространства, космический пейзаж Вселенной. -Использует звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирущие в пространстве, шепот, эхо, эффекты отражения, затухания… Творческий итог работы Э.Артемьева над «Мозаикой связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нем себя.
9. Обобщение урока. С какими композиторами сегодня была связана наша фантазия? -Какие произведения вы услышали? Домашнее задание: Нарисуйте рисунок к понравившейся музыке
Отправка материала Напоминаю, конспект и задачи должны быть оформлены в тетради по музыке 7.04.2020г до 16.00. Ваш конспект должен быть отправлен , в виде фотографии конспекта мне личным сообщением в контакте.
Желаю удачи!
|
|||
|