Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стили и направления в изобразительном искусстве



Стили и направления в изобразительном искусстве


Абстракционизм (от лат. abstractio - удаление, отвлечение) - направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение гармонии, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (1866-1944), Пабло Пикассо (1881-1973).
Абстрактный импрессионизм - направление абстрактного искусства в котором свободные абстрактные композиции создаются крупным мазком. Смысл изображения заключался в отражение психологического состояния художника и его характера. Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Полок, Марк Ротко, Уиллем де Кунинг, Франц Клайн, Ли Краснер
Абстрактный экспрессионизм (от англ. abstract expressionism) - направление абстрактного искусства в котором свободные композиции создаются крупным, импульсивным мазком. Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Полок, Аршиль Горки, Ханс Хофман, Вильям де Куннинг, Марк Ротко, Роберт Мазеруэлл, Барнет Ньюман
Авангардизм (от фр. avant-garde - передовой отряд) - совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века. Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.
Академизм (от фр. academisme) - направление в европейской живописи XVI-XIX веков. Основывалось на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и эпохи Возрождения. Академизм восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. В этом стиле писали Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи.
Акционизм (от англ. action art - искусство действия) - хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации и ряд других форм возникших в авангардистском искусстве 1960-х годов. В соответствии с идеологией акционизма художник должен заниматься организацией событий, процессов. Акционизм стремится стереть грань между искусством и действительностью.
Ампир (от франц. empire - империя) - стиль в архитектуре и декоративном искусстве возникший во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир - финал развития классицизма. Для воплощения величества, изысканности, роскоши, мощи и воинской силы Ампиру характерно обращение к античному искусству: древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы...), этрусским вазам, помпейской росписи, греческому и римскому декору, ренессансных фрескам и орнаментам. Главным представителем этого стиля был Ж.Л.Давид (картины "Клятва Горациев" (1784), "Брут" (1789))
Аналитический кубизм - разновидность кубизма, характеризующаяся постепенным стиранием различий между формой и пространством и исчезновением образов предметов. В картинах этого периода появляются полупрозрачные, переливающиеся, пересекающиеся плоскости, положение которых четко не определено. Расположение форм в пространстве и их отношение к крупным композиционным массам постоянно меняется. В результате возникает визуальное взаимодействие формы и пространства
Аналитическое искусство – художественный метод, разработанный и обоснованный Павлом Филоновым в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-1920 годов. Отталкиваясь от кубизма как носителя рационалистического начала, Филонов противопоставлял ему принцип органического роста (от частного к общему) художественной формы и «сделанности» картин. Принцип сделанности - главное положение Аналитического Искусства.
Анахронизм (от греч. ana - обратно и hronos - время), другое название - гиперманьеризм - одно из направлений постмодернизма, предлагающее авторскую интерпретацию искусства прошлого. Анахронизм возник в конце 1970-х гг. в Италии, позднее и во Франции. Мастера анахронизма: Карло Мария Мариани, Омар Галлиани, Луиджи Онтани, Стефано ди Стасио, Убальдо Бартолини, Антонио Аббате, Жан Гаруй.
Андеграунд (от англ. underground - подполье, подземелье) – ряд художественных направлений в современном искусстве, противопоставляющих себя массовой культуре, мейнстриму. Андеграунд отвергает и нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и типы поведения, внедряя в повседневность асоциальное поведение. В советский период в силу строгости режима почти всякое неофициальное, т.е. не признанное властями, искусство оказывалось андеграундом.
Ар нуво (от фр. art nouveau, буквально - новое искусство) - распространённое во многих странах (Бельгия, Франция, Англия, США и др.) название стиля модерн. Самый известный художник этого направления живописи: Альфонс Муха.
Ар брют (от фр. art brut - грубое искусство), искусство аутсайдеров - направление в искусстве в середине ХХ века, произведения которого созданы непрофессиональными художниками, которые как с психической, так и с общественной точки зрения являются маргиналами. Их работы имеют спонтанный характер, практически не зависящий от культурных шаблонов. Близкие направления - маргинальное искусство, наив, интуитивное искусство, фольк-искусство, примитивизм.
Арте повера (от ит. arte povera - бедное искусство) - художественное направление, объединившее художников из Рима, Турина, Милана и Генуи во второй половине XXв. Художники арте повера визуализировали диалог между природой и индустрией, используя промышленные или нехудожественные материалы, хотели освободить творчество от ограничений традиционных форм искусства и художественного пространства, а также играли с политическим измерением индустриальных материалов. Движение стало заметным явлением на международной арт-сцене, находясь в противостоянии и диалоге с минимализмом. С точки зрения художников арте повера, минимализм занимался аспектами формы и не затрагивал поэтические, политические и исторические проблемы, которые были важны для арте повера. Арте повера не было объединением художников, имеющим свой манифест.
Арт деко (от фр. art deco, сокр. от decoratif) - направление в искусстве в середине 20 века, обозначившее синтез авангарда и неоклассицизма, пришло на смену конструктивизму. Отличительные признаки этого направления: усталость, геометрические линии, роскошь, шик, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа). Самым известным художником этого направления является Тамара де Лемпицка (1898-1980).

 

Барокко (от итал. barocco - странный, причудливый или от порт. perola barroca - жемчужина неправильной формы, существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - художественный стиль в искусстве позднего Возрождения. Отличительные признаки этого стиля: преувеличенность размеров, изломанность линий, обилие декоративных подробностей, тяжесть и колоссальность.
Бидермейер (от нем. biedermeier - простодушный, обывательский) - направление в немецком и австрийском искусстве, распространённое в 1815-1848 годах. Стиль является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют смесь ампира с романтизмом. В бидермейере формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для стиля характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Представители бидермейера в живописи: Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер.
Веризм (от итал. il verismo, от слова vero - истинный, правдивый) - реалистическое направление в итальянском изобразительном искусстве конца XIX века. Термин возник в XVII веке, употреблялся в изобразительном искусстве и обозначал реалистическую струю в живописи барокко. Затем термин возрождается во второй половине XIX века, являясь обозначением (весьма неопределёнными расплывчатым) реалистического и натуралистического направления в итальянском искусстве. Самыми известными художниками этого направления являются Дж. Фаттори, С. Лега, Т. Синьрини, О. Боррани, В. Кабьянка, Дж. Аббати и др.
Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaissance, итал. rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Отличительная черта эпохи возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (т.е. интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Рисуя картины традиционной религиозной тематики, художники начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Наиболее известные художники этого периода: Сандро Боттичелли (1447-1515), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520),Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Тициан (1477-1576), Антонио Корреджо (1489-1534), Иероним Босх (1450-1516), Альбрехт Дюрер (1471-1528).
Вортицизм (от ит. vortizto - вихрь) - направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Это название обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств. Подобно футуризму, вортицизм - резкий, угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, - стремился передать процесс движения. Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первой мировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формирования абстрактного искусства в Англии.
Геометрический абстракционизм - вид абстрактного искусства, композиции которого построены из ограниченного набора правильных форм и основных цветов.
Гиперреализм, фотореализм, суперреализм - стиль в живописи и скульптуре, основанный на фотореализации объекта. Гиперреализм возник в США в середине 20 века. Главная цель гиперреализма показать действительность.
  Информализм, информель (от фр. art informel) - направление в абстрактном искусстве, возникшее во второй половине 40-х годов XX века во Франции, как противоположность геометрическому абстракционизму и очень близкое к абстрактному экспрессионизму и ташизму. В информели отвергаются любые правила, главная роль отводится эмоциональности и спонтанности.
Готика (от итал. gotico - непривычный, варварский) - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.
Дадаизм (произошло от фр. dadaisme, dada - деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет) - модернистское литературно-художественное течение 1916-1922 годов, для которого характерны сознательный иррационализм и демонстративный антиэстетизм. Зародился во время Первой мировой войны в Цюрихе (Швейцария), как реакция на последствия войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Исходя из этого, дадаисты считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства. Самые известные дадаисты: Ханс Арп (1886-1966), Марсель Дюшан (1887-1968), Макс Эрнст (1891-1976), Филипп Супо (1897-1990), Тристан Тцара (1896-1963).
Дивизионизм (от франц. division - разделение), пуантилизм - направление неоимпрессионизма, письмо раздельными четкими мазками в виде точек или мелких квадратов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем. Самые известные художники, писавшие в этом стиле: Жорж Сёра (1859 - 1891), Поль Синьяк (1863-1935), Анри Матисс (1869-1954), Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Анри Эдмон Кросс, Шарль Теофил Ангран, Максимилиан Люс, Ипполит Птижан, Жорж Леммен, Тео Ван Риссельберге, Джованни Сегантини, Николай Мещеряков.
Живопись жёстких контуров(от англ. hard edge) - направление абстрактной живописи 2-й половины XX века, в которой пятна цвета разделены жесткими границами. Этот стиль связан с геометрической абстракцией, постживописной абстракцией и живописью цветового поля.
Живопись цветового поля (от англ. color field) - Живопись цветового поля характеризуется прежде всего крупными полями плоского, монолитного цвета, размазанного или наложенного пятнами по холсту, создавая площади непрерывной поверхности и плоский план картины.
Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине 19 века. Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. Самые известные художники этого направления живописи: Мане, Ренуар, Сезанн, Дега, Моне, Писсарро.

 

Караваджизм - стиль европей- ской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце  XVI века. Основоположником  этого стиля считается Карава- джо. Караваджо оказал огромное влияние на развитие  европейской реалистической  живописи.Революция Карава- джо в области формы и иконно- графии живописи явилась результатом радикального изменения  отношений между художником и внешним миром. Для карава- джизма характерны: демократизм художественных идеалов; интерес к непосредственному воспроизведению натуры; драматизация изображения с помощью контрастов света и тени; стремление передать ощущение осязаемой материа- льности предметов; крупные планы; монументализация жан- ровых мотивов; бытовая трактовка религиозных и мифологи- ческих сюжетов.
Кинетическое искусство –  (произошло от греч. kineticos –  приводящий в движение) – течение в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся объектов, в основе которого  лежит идея движения формы. Под динамикой объекта понимается не про- сто его физическое перемещение, а любое его изменение, транс- формация, словом, любая форма “жизни” произведения в то  время как его созерцает зритель.
Китч,кич (от нем. kitsch –  безвкусица) - термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений  массовой культуры, синоним  псевдоискусства, в котором  основное внимание уделяя- ется экстравагантности вне- шнего облика, крикливости  его элементов. По сути, китч-разновидность постмодернизма. Китч - это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к китчу, должно быть сделано на высоком худо- жественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет,  но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле,  а искусная подделка под него.
Космизм (от греч. Kosmos  - организованный мир, kosma – укра- шение) – художественно -философское мировоз- зрение, в основе которого  располагается знание о Космосе и представление  о человеке как о гражда- нине Мира, а также о микро- космосе, подобном Макрокосмосу. Космизм связан с астроно- мическими знаниями о Вселенной.
Кубизм (от фр. cubisme, произошло от cube - куб) - модернистское напра- вление в живописи начала ХХ века,  которое выдвинуло на первый план  формальную задачу конструирования  объёмной формы на плоскости, сведя  к минимуму изобразительно-познава- тельные функции искусства. Слово  "кубисты" было употреблено в 1908  и 1909 французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изо- бражавших предметный мир в виде комбинации геометрии- ческих тел или фигур. Самый известный художник этого напра- вления живописи: Пабло Пикассо (1881-1973).
Кубофутуризм – направле- ние в искусстве авангарда  в начале ХХ века, соедини- вшее в себе наработки ита- льянских футуристов и фра- нцузских кубистов.Самые известные художники кубо- футуризма: Казимир Мале- вич, Давид Бурлюк, Иван Клюин, Александра Экстер,  Наталья Гончарова, Наде- жда Удальцова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Иван Пуни.
Леттризм (от англ. letter – письмо, послание) – направление  в модернизме, основанное в 1946 в Париже. Оно характеризу- ется исполь­зованием в живописи  и графике изображений похожих  на шрифт, нечитаемый текст, а  также композиций на основе букв и текста.
Лирическая абстракция, лирическо-эмоциональный,  психологический абстра- кционизм - одно из напра- влений абстрактного искус- ства, для которого характе- рны стремление к прямому  выражению эмоциона- льных, психических состояний художника и импровизацион- ность исполнения. Лирическая абстракция является европей- ской параллелью американского абстрактного экспрессионизма.  Другие названия этого течения - бесформенная живопись и та- шизм.Принято считать, что основоположником лирической абстракции был Андрей Михайлович Ланской.
Лоуброу арт, поп- сюрреализм (от англ.  lowbrow – малообразован- ный, непритязательный На становление лоуброу арта повлияли панк-музыка,  поп-искуссство и другие  субкультуры. У истоков движения стояли подзе- мные карикатуристы Роберт  Уильямс и Гэри Пэнтер, и художники Гэри Байсмэн и Тим Бискуп.)
Лучизм - живописное направление в русском искусстве 1910-х гг. Придумали этот стиль М. Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова. Лучизм это абстрактное искус- ство, основанное на вмещение световых спектров и светопе- редачи.
Маньеризм (от итал.  manierismo, от maniera - манера, стиль) - стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры кА- кого-нибудь большого мастера или определен- ной художественной школы.
  Маргинальное искусство - направление в искусстве, вынесен- ное на периферию общественных интересов, по содержанию  и форме далекое от актуальных идей, художественных напра- влений, течений и стилей эпохи. Как правило, маргинальным  искусством называют прежде всего дилетантское творчество  любителей, не имеющих специального образования. Марги- нальным по сути являются соц-арт и андеграунд (подпольное  искусство), авторы которого демонстративно противопоста- вляют себя общепринятым нормам поведения.

 

Классицизм (произошло от  лат. classicus - образцовый)  - художественный стиль и эстетическое направление  в европейской  литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., одной из важных черт которых являя- лось обращение к образам и формам античной литературы и искусства, как идеальному  эстетическому эталону. Художественное произведение,  с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым, обнаруживая стройность и логии- чность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное и неизменное. В каждом явлении  он стремится распознать только существенные,- типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.  Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Клуазонизм (от фр. cloison – перего- родка) - термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства.  Суть данной системы заключается  в том, что все полотно разделяется  на несколько плоскостей разного  цвета в соответствии с изобража- емыми фигурами или предметами.  Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгиба- ющейся широкой контурной линией, как в витражах свинцовыми  перегородками. Главная роль в клуазонизме отводится чистым  контрастным цветам, которые придают живописной плоскости  особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени. Эта манера  письма разработана Эмиль Бернаром и Л.Анкетеном в 1887 г.
Концептуальное искусство (концептуализм) (от лат. conceptus - мысль) – напра- вление в модернизме1970-х, 1980-х годов, целью которого было создание произведений более или менее свободных от материального воплощения  "художественных идей". Последователи концептуа- лизма в своих картинах за- меняли изображение надписями, диаграммами, схемами и т.п. При этом материальные средства выполняют роль только возбу- дителя представлений, а предметом созерцания является мы- сленная форма. Самые известные художники этого направления: Дж.Кошут (основной теоретик), Д.Хюблер, Р.Берри, Я.Вильсон.
Конструктивизм – напра- вление в советском искус- стве 20-х гг. ХХ в. Сторон- ники конструктивизма, выдвинув задачу конструи- рования окружающей сре- ды, активно направляющей  жизненные процессы, стре- мились осмыслить формо- образующие возможности  новой техники, ее логии- чных, целесообразных кон- струкций, а также эстети- ческие возможности таких  материалов, как металл,  стекло, дерево. Показной  роскоши конструктивисты  стремились противопо- ставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предмет- ных форм, в чем они видели овеществление демократичности  и новых отношений между людьми.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.