Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Боснийские земли. Польша



Боснийские земли

С 13 века в источниках появляется упоминание о «боснийской вере», как еретическом движении дуалистического типа. Христианизации в чистом виде в Боснийских землях не произошло. Это было связано с внешнеполитическими обстоятельствами – борьбой за сферы влияния между восточной и западной церквами. Формально в церковном отношении боснийские земли подлежали юрисдикции одного из католических архиепископов, но богослужение велось на славянском языке по восточному обряду, к тому же католическое духовенство не получало с боснийской паствы десятину. Видимо это двусмысленное положение способствовало тому, что боснийские земли превратились в убежище для еретиков, преследуемых в Сербии и Далмации. На протяжении всего 13в. папству не удалось добиться реальных результатов в борьбе с ересью.

После 1448г., когда боснийские короли обращаются за покровительством к венгерским правителям и папской курии, начинаются жестокие гонения на еретиков. Это обстоятельство облегчило туркам завоевание страны, т.к. население не сплачивалось под лозунгом защиты христианства и переходило в ислам.

 

Польша

10-12вв. – время христианизации польского населения. Толчком к провозглашению христианства государственной религией послужили политические причины. В борьбе за Западное Поморье Мешко I столкнулся с угрозой немецкой политико-религиозной экспансии. Он стремился найти поддержку чешских правителей и стать равным в политическом и дипломатическом отношении со Священной Римской империей, поэтому крестился (в Баварии). Перед польскими правителями встала задача внедрить христианство в практику и в сознание польского общества; обеспечить только что возникшей польской церкви независимость от немецкой иерархии. Первым польским монархам удалось обеспечить такую независимость. В 1000г. была создана подчиненная Риму Познанская архиепископия. Первоначально оплотами христианства становились монастыри, которые обращали в новую веру местное население и были центрами подготовки польского духовенства. Но польская церковь долгое время была частью государственного аппарата, полностью зависимого от князя. Только в 12в. церковь стала независимой. Христианство с трудом проникало в народные слои. Даже в дружинно-княжеской среде христианство утвердилось далеко не сразу. Церкви первоначально были очень маленькими и во время богослужения могли вместить только представителей элиты. Обряды исполнялись нерегулярно. Священники часто были неграмотными, мало чем отличались прихожан. Но процесс преобразования религиозных обычаев, норм поведения все же шел. В 13в. Польша вступила полосу феодальной раздробленности, чем воспользовались епископы для достижения полной автономии польской церкви. Произошли изменения и внутри духовенства: вводилась более жесткая дисциплина, соответствовавшая нормам канонического права, предписывался целибат, регулярно стали созываться синоды. В 1496-1538гг. за шляхтой было закреплено монопольное право занимать высшие церковные должности.

В 16в. в Польше развернулась реформация. Главной особенностью польской реформации было то, что она опиралась на шляхту. Именно это определило быстрый успех реформации в середине 16в. и ее неустойчивый характер. Другой особенностью было то, что здесь укоренились радикально-реформационные течения, т.к. долгое время проводилась политика веротерпимости. Первым среди протестантских движений в Польше распространилось лютеранство. Оно нашло приверженцев среди городского немецкого бюргерства Силезии, Великой Польши и Поморья. В 40-е гг. 16в. в Польше появились общины Чешских братьев, наследников гуситской традиции. В середине 16в. прочное место в шляхетской среде завоевал кальвинизм. Наибольших успехов в борьбе за удовлетворение своих требований протестанты добились в 1562-63гг. Было решено прекратить выплату «аннат Римской курии», отменить сбор десятины со шляхетских имений, освободить шляхту от церковной юрисдикции, обложить церковные земли налогом на военные нужды государства. Обсуждался вопрос о созыве в Польше национального церковного собора и выходе из-под церковной власти Рима. Но успехи реформационного движения были непрочными. Шляхта, удовлетворившись достигнутым, охладела к протестантскому учению, в самом реформационном лагере произошел раскол. С последней четверти 16в. начинается спад реформационного движения в Польше.С 1564г. иезуиты (ударный отряд контрреформации) начали свою деятельность в Польше. Сложившаяся обстановка заставила протестантов перейти к обороне. В 1573г. протестантам удалось добиться предоставления им и вообще иноверцам религиозной свободы. В течение первой половины 17в. католическая церковь постепенно отвоевывает позиции. Ведущие фигуры конртреформации в Польше – кардинал Станислав Гозия и иезуит Петр Скарг. Особенность контрреформации в Польше в том, что здесь нельзя было применять метода прямого насилия, т.к. свобода вероисповедания была гарантирована в 1573г. Поэтому опирались, прежде всего, на пропаганду, убеждение и полемику с протестантизмом. Использовались также приемы прямого административного давления: на государственные должности назначались прежде всего католики, судьи-католики принимали решения, дискриминирующие протестантов и т.п. Результатом всех этих целенаправленных действий было формирование в Польше конфронтационной атмосферы и воспитание нового поколения шляхты, искренно религиозной и преданной католицизму. Борьба с протестантизмом сопровождалась внутренними преобразованиями в католической церкви, затронувшими все уровни и структуры. Укрепились связи польской церкви с Римом. Вместе с тем, по мере того как ослабевало сопротивление протестантов, и господство католицизма в Польше становилось все более бесспорным, польский католицизм терял свою наступательность, энергию и силу. В конце 17 – начале 18в. католическая культура в Польше снова начинает клониться к упадку.

 

Чехия

Растислав ч,тобы получить поддержку в борьбе против Людовика Немецкого, начавшего войну против  него в 853г., установил контакт с византийским императором Михаилом III. Растислав попросил, чтобы тот выслал миссионеров для разъяснения населению сущности христианской веры. Он стремился к созданию в Моравии местного духовенства, подчиненного непосредственно князю. В 863-64 в Моравию прибыли Кирилл и Мефодий. Но они были уже не первыми миссионерами на этой территории. В 831г. в Регенсбурге крестилось несколько моравских князей, а в 845-14 чешских князей вместе с их дружинами. Растислав стремился создать собственный клир. Константин и Мефодий подготовили нескольких священников и в 867г. они были рукоположены в Риме. Вацлав (921-935) также насаждал в стране христианство. Но еще были сильны элементы язычества, возникла оппозиция в лице его матери, младшего брата и дружины. В результате заговора Вацлав был убит. Болеслав I решил основать пражское епископство, но сделать это удалось только его сыну Болеславу II в 973г. В 30х гг. 14 в. королевская власть начала ослабевать, тогда Карл решил опереться на церковных феодалов, которых раньше притесняли. Он раздавал земли монастырям, привилегии епископам и наиболее значимым городам Чехии и Моравии. С 1344г. чешская церковь, ранее подчинявшаяся архиепископству Мангеймскому, стала самостоятельной.

В конце 14в. королевская власть продолжала ослабевать. В условиях кризиса все слои общества выражали недовольство церковью. В 15в. кризис в Чехии перерос в гуситское движение. Оно многопланово и одной из его сторон является борьба за реформацию церкви. Обострение социальных отношений в обществе вызвало критику существующего порядка. Он сравнивался с божественными установлениями, несоответствия вызывали недовольство. В адрес духовенства стала высказываться все более смелая критика. На рубеже 14 и 15вв. антицерковная оппозиция резко усилилась. Ян Гус в своих проповедях решительно критиковал церковь, причем поизносил он их на чешском языке, т. о. они были общедоступными. Гус считал, что существующий порядок должен быть изменен в соответствии с теми нормами, которые завещал Христос в библии. Папа наложил на Гуса проклятие, но он продолжал свои проповеди, и идеи реформации уже овладели народом. Народ выступил против продажи индульгенций. В 1412г. начались волнения. В 1414г. Гус был арестован, а в 1415 сожжен на костре. Весть о смерти Гуса вызвала возмущения, революционный взрыв стал нарастать. Сложилось два лагеря: умеренный (утраквисты) и радикальный (табориты). На рубеже 1418 и 1419гг. чешские католические паны, патрициат, римская церковь и германский император Сигизмунд объединили свои силы для наступления на гуситов. 30 июля 1419г. гуситы подняли в ответ на это восстание. Началась революция. Против гуситов предпринималось пять крестовых походов, но католической церкви все же пришлось признать гуситов полномочными исповедовать свою веру (июнь 1436г), хотя признали гуситское течение и в умеренном его виде, поскольку радикальное крыло было разгромлено в результате битвы у деревни Липаны в мае 1434г. Идеологическая гегемония церкви оказалась нарушенной. Гуситы захватили церковное имущество, пало влияние церковной иерархии.

23 августа 1436г. Сигизмунд приступил к рекатолизации и, изгнал из Праги главу гуситской церкви. После смерти Сигизмунда (9 декабря 1437) наступило безвластие, сто дало гуситам возможность восстановить свое положение. В 1448 Римская курия отказалась признать главой гуситской церкви Яна из Рокицан, воспользовавшись этим Иржи из Подебрад захватил столицу. 7 мая 1458г. он стал королем, он обещал панам-католикам не трогать захваченные ими земли. Но в марте 62г. папа Пий 2 объявил всех утраквистов еретиками, и над Чехией снова возникла угроза крестовых походов. 22 марта 71 года Иржи умер. Престол занял Владислав II Ягелон, с его приходом закончился гуситский период чешской истории. В начале 80х гг. 15в. вновь усилилась борьба между католиками и утраквистами. В 1485г. был заключен Кутногорский мир, обеспечивавший равноправие католической и утраквистской церквей. Но с 30х гг. 16в. Фердинанд начал преследовать в стране некатолические секты и реформационные течения. В 16в. в Чехии появилось лютеранство, между этим течением и утраквизмом возникали конфликты. С середины 15в. существовала Община Чешских братьев. Она выступала против католической церкви, но за мирное преобразование общества. В Чехии появилось много мелких радикальных сект. Фердинанд 1 выступил против них, добивался слияния консервативного утраквизма с католичеством. В 64г. Фердинанд умер. Его наследник Максимилиан II согласился уважать религиозные свободы. После тридцатилетней войны ситуация значительно изменилась. В 1623г. в Чехии возникла провинция ордена иезуитов, по всей стране стали создаваться их учреждения. Т.к. некатоликов в стране было свыше 90%, правительство действовало постепенно. В 1621-22 священников некатоликов изгнали из страны, в 24г. католичество было объявлено единственной допустимой религией в стране. В 1627г. всех шляхтичей обязали перейти в католичество или в течение 6 месяцев покинуть страну. В течение нескольких десятилетий удалось удалось обратить в католическую веру значительную часть населения страны.

В составе монархии Габсбургов могущество католической церкви достигло наибольших размеров. Некатолики удержались в Чехии только в отдаленных лесных районах и на границах с протестантскими государствами. Только13 октября 1781г патент о веротерпимости разрешил переход в евангелическую веру и православие, но католическая церковь продолжала оставаться государственной.

 

Словакия

Словацкая церковь находилась под юрисдикцией Эстергомского архиепископства. В 11в. появляется целый ряд монастырей, ставших крупными земельными собственниками. В середине 15в. вместе с чешским католиком Яном Искрой из Брандеса пришло несколько тысяч гуситских воинов. В Словакии существовало течении братриков (последователи таборитов). Они были достаточно влиятельны и во второй половине 15в. даже приняли участие в династической борьбе. В 20х гг. 16 в. по Словакии прокатился ряд социальных выступлений, участники которых заявляли о себе как о последователях идей плебейской реформации. Широкий отклик в Словакии получили идеи лютеранства. Борьба за сословные привилегии, свободу вероисповедания создавала благоприятную почву для распространения реформационных идей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.