Касты и варны
Касты и варны
Индийское общество четко разделено на варны, или касты. "Чистых" варн четыре: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры. Брахманы - это ученые, подвижники, жрецы. Кшатрии - воины, управляющие, цари. Вайшью - ремесленники, торговцы, земледельцы, а также "служащие", продающие свой труд за деньги -лекари, артисты и другие.Изначально принадлежность к той или иной варне определялась по спо-собностям. Учитель-брахман изучал поведение ребенка, просматривал егопрошлые рождения. Затем дети подразделялись на варны и продолжали уже осо-бое для каждой касты обучение.В дальнейшем, при смене юг, было закреплено наследственное разделениена касты, что не всегда соответствовало действительности.Ведь варна человека зависит прежде всего от его духовного развития,от того, какой отрезок эволюции пройден в предыдущих воплощениях. В боль-шой степени об этом можно судить по тому, к чему стремиться человек.Главное устремление на стадии шудры - КАМА. Это удовольствия, прият-ные переживания, доставляемые органами чувств.Для вайшью основной жизненный стимул - АРТХА, или стремление к бо-гатству, к собственности, к накопительству. Ради этого вайшью могут жерт-вовать чувственными удовольствиями.Для кшатрия главное - ДХАРМА, выполнение долга. При этом у царей су-ществуют одни обязанности, у руководителей и военных разных рангов - дру-гие.Каждый кшатрий добивается могущества, процветания, более того, им этопредписывает закон: "плох тот солдат, который не стремится стать генера-лом". Но при этом поступки кшатрия определяются соблюдаемой Дхармой.Наконец, смысл жизни брахманов - МОКША, или освобождение. Каждая пос-ледующая ступень включает в себя весь опыт, накопленный ранее, поэтомукшатрию, например, не сложно овладевать ремеслами (стадия вайшью), но за-дачу свою кшатрии видят в другом.А вот шудре научиться новому ремеслу затруднительно, шудры не любят ине умеют прикладывать усилия. Впрочем, и люди более высоких каст могут накакое-то время опуститься на уровень шудры, если они не выполняют своегопредназначения, не используют своих возможностей. Но при этом, в отличиеот настоящих шудр, они никогда не достигнут удовлетворения, и пока они невозьмутся за настоящее дело, их будет грызть червячок недовольства собой.А шудра поел, прилег - ему хорошо, больше ничего не надо. Но если он пере-силит себя, выучиться, то станет вайшью. А потом, может быть, и кшатрием.Силой йоги за одну жизнь можно пройти весь эволюционный путь от шудрыдо брахмана и достигнуть мокши. Это очень трудно, но такая возможность су-ществует.Традиционно в индийском обществе представители каждой касты занима-лись своим делом, не мешая другим. Например, все сражения между княжества-ми проходили в поле, при этом ни одна из сторон не трогала ни посевов, ниселений - вайшью и шудры всегда жили в состоянии мира.Однако такая идиллия была нарушена, когда закрепили наследственнуюпринадлежность к одной из каст. И, конечно, вайшью, родившийся в семьебрахманов, будет страдать от алчности, несмотря на воспитание, если непревзойдет свой недостаток. А кшатрий или брахман, родившийся в семьешудр, никогда не смириться с подобным положением, а будет усиленно "выби-ваться в люди".За отмену наследования варн выступали Будда и многие другие учителя,понимавшие истинное положение вещей.Традиционно только трем высшим кастам разрешалось заниматься йогой.Представителей этих каст называли также "дважды-рожденными", считая вторымрождением возможность изучать Веды (то есть приобщение к знаниям). Школа ЙогиЛекции по йоге Ар Сантэмав изложении Ар Пулле
|