|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТСЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ
Каргопольская игрушка
Студент: Машкина О.Г.
Группа: ПОн/б- 15-3-з
Профиль: Начальное образование
Севастополь К А Р Г О П О Л Ь С К А Я И Г Р У Ш К А
1.Место нахождения промысла: г. Каргополь, Архангельская область.
2.Материал первоосновы: глина
3.Способы украшения, материалы: раскрашивание сажа, известь, глина.
4.Способ создания изделий: лепка, обжиг.
5.Виды продукции: фигуры в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорожденными малышами, птиц и др.. 6.Методы лепки: фигурка лепится по отдельным частям: голова и торс, руки, юбка-колокол и головной убор. Туловище и юбку прикрепляли друг к другу, сдавливали обе руки-колбаски, скручивали их в форме калачика и тоже фиксировали. Головной убор в виде кокошника или шляпы приделывали самым последним. 7. Цветовая гамма: красный, синий, зеленый, белый, черный, охра.
8. Зарисовать технические элементы узоров.
9.Вид узора
10.Композиция узора
10. Использование в начальной школе: þ Класс 1 Тема урока: О чём поведал каргопольский узор. Цель:формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, закрепление навыков рисования каргопольского узора. Оборудование: -для учителя: гуашь, кисть, иллюстрация для показа, презентация. - для учащихся: листы, гуашь, кисть .
þ Описать процессуальную игру по изображению композиционных элементов, узоров по мотивам промысла. @ Конспект одной из форм работы Знакомство с Каргопольской игрушкой.Роспись «Коня – Палкана» декоративными элементами». Цель: Познакомить с историей возникновения игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Задачи: 1) Познакомить с историей возникновения Каргопольской игрушки. 2) Воспитывать любовь к народным промыслам и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. 3) Учить поэтапно, расписывать силуэт Каргопольской игрушки. Материалы: Народные игрушки, иллюстрации (этапы изготовления игрушки, символика цвета). Силуэт Каргапольской игрушеки «Коня – Палкана», вырезанного из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Индивидуальная работа в книжном уголке. Рассматривание знакомых народных игрушек из глины. Использование раскраски «Народные промыслы». Игра – лото - поделка «Русский сувенир». Лепка «лошадок» из глины. Подбор иллюстраций для выставки. -Сегодня мы с вами вспомним, что мы знаем об игрушках наших прабабушек и прадедушек Дидактическая игра «Узнай, что в сундуке». -У нас с вами посмотрите, имеется целый сундук различных игрушек, нам необходимо разобрать их по полочкам, чтоб навести порядок. В сундуке хранятся народные игрушки разных мастеров нашей страны. -Как необходимо обращаться с такими игрушками? Почему? (ответы детей) Учитель предлагает детям взять по одной игрушке и рассказать о ней. Учитель рассказывает сам об одной из игрушек для образца. Дети по образцу рассказывают о своих игрушках, которые взяли из сундука. (Слушаются ответы нескольких детей, остальным предлагается рассказать об игрушке в конце занятия) Учитель предлагает сгруппировать игрушки по элементам росписи,расставить их по полочкам: филимоновские игрушки, дымковские игрушки и несколько игрушек неизвестных для детей, поставить отдельно. -Посмотрите эти игрушки нам с вами пока неизвестны, но сейчас мы с вами узнаем о них много интересного. 11.Игровые упражнения 1 класс Игра «Трафареты» Ознакомление с техникой исполнения каргопольских узоров. Методическое сопровождение: плоскостные силуэты каргопольских игрушек, украшенные народной росписью; листы белой бумаги, цветные карандаши, гуашь, кисти разного размера, подставки для кисточек, баночки с водой, бумажные и матерчатые салфетки. Ход игры. В игре участвуют один и более игроков (по количеству подготовленных силуэтов). Ребёнок выбирает понравившийся трафарет, прокладывает его к листу бумаги и обводит. Затем раскрашивает свою работу, используя трафарет как образец. • Первоначально ребёнок повторяет элементы росписи. Воспитатель хвалит работу, обращает внимание ребёнка на точность повторения элементов узора. • Затем ребёнок добавляет свои элементы в украшение игрушки. Воспитатель отмечает удачное решение в рисунке. • Наконец, ребёнок самостоятельно украшает каргопольскую игрушку по мотивам народной росписи. Воспитатель поддерживает творческое применение полученных умений.
12. Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Каргопольской игрушке Сегодня мы с вами познакомимся с удивительными игрушками, которые с давних времён лепят из глины и раскрашивают в городе Каргополе Архангельской области. Каргопольские игрушки – кони, утушки, кукушки. Вы красивы, вы баски – очень яркие мазки. В вас и радуга, и солнце, яркий цветик на оконце, В вас лазуревы глаза, тёмно – русая коса. Пляшут бабы с мужиками и гармонь поёт басами. Тройка мчится, снег скрипит, в небесах луна блестит. (В. Тразилов). Древний этот городок раскинулся на берегах красивой северной реки Онеги. Сейчас очень много различных игрушек, а вот в старину купить игрушки русскому крестьянину было не по карману. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. И вот пришлось крестьянину делать игрушки для своих детей самому. А какие замысловатые узоры на этих игрушках! И где только мастера подглядели эти узоры? Может в поле, у полного зёрен колоса, у цветка на лугу, у ёлки в лесу, у солнца, у летящей в небе снежинки, у вечерней звезды… Глиняные игрушки всю свою жизнь лепила и раскрашивала бабушка ульяна или Бабкина Ульяна Ивановна. Её сказочные игрушки многие знают. О ней писали в газетах, говорили по радио, показывали по телевизору. Лепить она научилась у своего отца, когда ещё была маленькой девочкой. Летом отец пахал землю и растил хлеб, а зимой делал глиняную посуду, забавные куколки и свистульки для детей. Свои игрушки бабушка Ульяна делала то под протяжную песню, а то под задорную частушку по своему содержанию напоминающие образ её фигурок. Она не обдумывала что и как лепить и каким цветом раскрасить и поэтому в игрушках запечлевалось еёнастроение: то они были печальные, а то весёлые.Отражалось в них и время года: летние – более яркие, осенние – мягче, зимой цвет – белый, чёрный, синий, красный. В наши дни каргопольские игрушки можно увидеть на выставе, в музее, в магазине сувениров. «Сувенир» - означает «память». Каргопольская игрушка – это игрушка-памятка и она рассказывает нам о том, как жил и работал не покладая рук народ – труженик.
13.Литература для чтения детям о промысле:
Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие. / М.: Мозаика-Синтез, 1996. Каргопольская игрушка. Учебное издание /М.: Мозаика-Синтез, 2008. Малик Л. С. Народная игрушка русского Севера, как средство воспитания. /Архангельск,2004
14.Методические статьи о Каргопольской игрушке: Дуров Г. П. "Каргопольские глиняные игрушки", Л. 1986г. Рогозина Н. И., Попова О. Г., Загайнова Н. А., Смирнова О. М. ,Костина Л. Н "Бабушкины уроки" Архангельск 1997г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|