|
|||
Лекция 28. Исполнительное производство (1)Лекция 28. Исполнительное производство (1)
Древняя формула римского права гласит: Parum est latam esse sententiam nisi mandetur executione — «Решение суда не вполне завершено, если не обращено к исполнению». К сожалению, в российской действительности значительное число судебных решений по гражданским делам не исполнялось, хотя ГПК РСФСР содержал 95 статей в разделе V «Исполнительное производство», что составляет чуть более 20 % всего Кодекса. Это объяснялось многими причинами, но не меняло сути явления. В соответствии с существовавшим законодательством исполнение судебных решений осуществлялось должностными лицами судебных органов — судебными исполнителями, основная масса которых состояла либо из вчерашних школьниц, либо из женщин предпенсионного возраста; большинство судебных исполнителей не имело специального юридического образования.
21 июля 1997 г. были приняты два федеральных закона «О судебных приставах» (№ 118-ФЗ) и «Об исполнительном производстве» (№ 119-ФЗ), которые вступили в силу с 6 ноября 1997 г., а их положения вводились в действие постепенно, в течение двух лет — до 1 января 2000 г. Одной из основных идей этих законов была идея отделения принудительного исполнения судебных актов от судопроизводства и выделения нормативной базы исполнительного производства в самостоятельную отрасль.
В связи с этим была создана принципиально новая специализированная служба принудительного исполнения, которая структурно вошла в систему органов Минюста России. Институт судебных исполнителей был ликвидирован.
В соответствии с законом судебные приставы подразделяются на две категории: 1) судебные приставы, которые призваны обеспечивать порядок в судебном заседании, безопасность судей и других участников процесса; 2) судебные приставы-исполнители, которые исполняют судебные акты и акты других органов.
Служба судебных приставов возглавляется заместителем министра юстиции Российской Федерации — главным судебным приставом Российской Федерации. В эту службу входят: - департамент судебных приставов Минюста России, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации; - служба судебных приставов Управления военных судов Минюста России, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом; - службы приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации; - районные, межрегиональные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.
Таким образом, новый подход предполагает, что принудительное исполнение судебных и иных решений должно являться прерогативой не судебной, а исполнительной власти и что исполнительное производство уже не является частью судопроизводства, а представляет собой самостоятельный правовой институт.
Поэтому в настоящее время исполнительное производство перестает быть стадией гражданского процесса.
Таким образом, в настоящее время на практике в полной мере применяются нормы нового закона, в которых к полномочиям суда общей юрисдикции отнесены лишь контрольные функции. Примечательно при этом, что законодательство об исполнительном производстве состоит из ряда федеральных законов, среди которых гражданско-процессуальное законодательство даже не упоминается (ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Анализ Федерального закона «Об исполнительном производстве» показывает, что суд вступает в гражданские процессуальные правоотношения с судебным приставом-исполнителем, взыскателем и должником только в следующих случаях: - выдачи на основании судебного акта судебному приставу-исполнителю исполнительного документа, подписанного судьей и заверенного гербовой печатью суда (ст. 8); - возвращения судебным приставом-исполнителем исполнительного документа в суд, если этот документ не соответствует требованиям, предусмотренным данным федеральным законом (ст. 10); - восстановления судом пропущенного срока предъявления к исполнению исполнительного документа, выданного судом, по обращению взыскателя в данный суд с такой просьбой (ст. 16); - разъяснения судом судебному приставу-исполнителю по его заявлению принятого судебного акта, на основании которого и выдан исполнительный документ, нуждающийся в разъяснении (ст. 17); - рассмотрения судом заявления судебного пристава-исполнителя, взыскателя или должника об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, а также об изменении способа и порядка исполнения (ст. 18); - рассмотрения судом вопроса о приостановлении или прекращении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным ст. 20 — 30 данного федерального закона (ст. 24); - рассмотрения судом жалоб на постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства или на его же постановления об отказе в розыске должника или его имущества (ст. 27, 28); - рассмотрения судом жалобы об отказе в удовлетворении отвода судебного пристава-исполнителя (ст. 43); - рассмотрения судом жалобы на постановления судебного пристава-исполнителя об обязанности кредитной организации осуществить операции с иностранной валютой (ст. 47); - рассмотрения судом заявления взыскателя о возмещении ему расходов по розыску должника или его имущества (ст. 84); - рассмотрения судом жалоб на постановления судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа на должника за неисполнение исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения (ст. 85); - рассмотрения судом жалоб на постановления судебного пристава-исполнителя о наложении штрафов за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 87).
Суд и его должностные лица, таким образом, не являются субъектами исполнительного производства. Как видно из приведенного анализа, суд в основном рассматривает вопросы, связанные с обжалованием действий должностных лиц службы судебных исполнителей, что является специфической разновидностью дел, возникающих из публично-правовых отношений. Само же исполнительное производство по существу выпадает из собственно гражданского процесса.
Лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются стороны — взыскатель и должник, их представители и законные представители, переводчики, специалисты, понятые, а иногда и работники милиции (глава II Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Все они не наделены гражданскими процессуальными правами и не несут гражданских процессуальных обязанностей (за исключением случаев обжалования в суд действий судебных приставов-исполнителей). Таким образом, исполнение судебных решений производится не по правилам гражданского процессуального законодательства.
В настоящее время в гражданской процессуальной доктрине зреет идея о понимании исполнительного законодательства как комплексного правового образования, объединяющего в себе совокупность различных способов реализации исполнительных документов и разнообразные исполнительные процедуры, которые учитывают особенности различных отраслей законодательства. В связи с этим высказывается предположение о создании самостоятельного Исполнительного кодекса РФ.
Тем не менее, суд участвует в производстве, связанном с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.
Домашнее задание Вопросы: 1. Место исполнительного производства в системе права. 2. Органы принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов. 3. Участники исполнительного производства 4. Основания исполнения и исполнительные документы.
|
|||
|