|
|||||||||
ЗВУК и буква ЩЗВУК и буква Щ
Особенности артикуляции.Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика.Звук [Щ] — всегда мягкий глухой согласный. Обозначение буквы цветом.Буква окрашена зеленым цветом. 1. Закончить слово одинаковым звуком [Щ]: товари..., кле..., бор..., гота..., ве... - закончить слово одинаковым слогом ЩЕ: зимови..., сокрови..., удили..., хранили..., полотни..., дожди...,голени.. 2. Заменить первый звук в слове на звук [Щ]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения: кепка -щепка, мука -..., кит - ..., река -..., венок - ..., полка -... 3. Прочитай, напечатай предложения , сделай звуко – слоговой анализ и составь схему предложений. Щенок пищит в ящике. Катя ищет щётки в ящике. У Кати книга о хищных щуках. 4. ЗАПОМНИ ПРАВИЛО: ЧА - пиши всегда с буквой А, ЧУ – пиши всегда с буквой У. 5.Выучить чисто говорки и скороговорку: Ща-ща-ща — ходит зайка без плаща. Щу-щу-щу — я тебя ищу. Ще-ще-ще — я в плаще. Щи-щи-щи — мы ели щи. Ащ-ащ-ащ — у меня плащ. Ещ-ещ-ещ — у меня лещ. Ущ-ущ-ущ — вьется плющ. Тщетно тщится щука ущемить леща.
6. Соедини с буквой Щ только те предметы, названия которых начинаются со звука Щ.
7. Соедини все точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось.
8. Игра «Слушай взрослого». Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [щ] Щётка, щёки, коза, щука, нитки, книга, щавель , шляпа, щеколда
9. Игра «Посчитай». Раскрась картинки. А теперь посчитай предметы от 1 до 4. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. Например: одна щука, две щуки, три щуки и т.д.
10. Игра «Превращай-ка». Замени в слове первый звук на звук [щ]. Какое новое слово получилось? Запиши! Например: был кит — стал щит. кепка - кит - река - мука - мель - венок -
11.Упражнение «Рифмушки». Доскажи слово в рифму и повтори все стихотворения. Не забывай чётко произносить звук [щ].
Щи-щи-щи — ищем щавель мы на ... (щи). Щи-щи-щи — для ухи нужны ... (лещи).
12. Игра «Профессии». Назови профессии людей, которых ты Корзинка слов: каменщик, барабанщик, танцовщик, крановщик, гонщик, кирпичи, пуанты, кран, машина, барабан.
13.Упражнение «Раздели слова на слоги». Хлопками раздели каждое слово на слоги. Напиши сколько слогов в слове. Не забывай правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов! Это знает каждый из учеников!» Например: ЩИТ (1), ЩЕ-НОК (2), ПЛО-ЩАД-КА ( 3). ЩИТ - КОЩЕЙ- ЩЁТКИ- ПЕЩЕРА- ЩЕНОК- ОВОЩИ - ЩЕГОЛ - ПЛЮЩ – 14. Внимательно послушай рассказ. Запомни слова со звуком [щ]. Щенок Катя обещала маме помыть овощи для щей. Но её отвлекал щенок. Он хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка косточкой. Потом щенок полез в ящик. Ящик наклонился и упал на щенка. Щенок стал пищать и звать на помощь Катю. Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: «Не пищи, жди! Обещания надо выполнять. Я сначала помою овощи, а потом мы с тобой пойдём на площадку». Вспомни и назови слова из рассказа со звуком [щ]. А теперь постарайся ответить на вопросы полным предложением. Что обещала Катя маме? Кто отвлекал Катю? Что сначала делал щенок? Что случилось потом? Как щенок позвал Катю? Как успокоила щенка Катя? Послушай рассказ ещё раз и перескажи его.
|
|||||||||
|