Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т»



НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т»

Цель:

коррекционно –образовательные:

- научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков«Т»,

«Ть» и различать их;

- учить различать на слух и в произношении звуки«Т – К – Д»;

- закрепление терминов «согласный», «гласный» звук;

- формировать и расширять словарь детей по теме «Ягоды»;

коррекционно –развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать навыки звукового анализа и синтеза обратных слогов, их

чтение;

- развивать фонематический слуха;

коррекционно –воспитательная:

- расширять кругозор детей.

Оборудование: зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки со звуками«Т», «Ть» в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки, карточка – «фонарик», наборы для схем;

Ход: I. Организационный момент.

- Назови что это?

Берёза, тополь, ива – это деревья.

Платье, рубашка, кофта – это одежда.

Мяч, кукла, машина – это игрушки.

Кастрюля, тарелка, ложка – это посуда.

Василёк, роза, тюльпан – это цветы.

Стол, стул, шкаф – это мебель.

Ласточка, ворона, синица – это птицы.

Сом, корюшка, щука –это рыбы.

Весна, лето, осень – это времена года.

Самолёт, поезд, автобус – это транспорт.

Собака, корова, кошка – это домашние животные.

Помидор, огурец, лук – это овощи.

Земляника, голубика, смородина – это ягоды.

Подберёзовик, подосиновик, волнушка – грибы.

Апельсин, яблоко, персик – это фрукты.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

1. Общее расслабление.

Мы хлопаем руками: хлоп- хлоп-хлоп.

Мы топаем ногами: топ- топ-топ.

Машем мы руками, киваем головой.

2. Развитие общей моторики.

Мы шли, шли, шли; / Дети маршируют,

/ руки на поясе.

Бруснику нашли. / Наклониться, правой рукой

/ коснуться носка левой ноги

и наоборот.

Раз, два, три, / Маршируют.

четыре, пять,

Мы идём искать опять. / Наклоны вперёд, руки

/ касаются носков.

3. Развитие мелкой моторики.

Как румян осенний сад! / Лёгкие хлопки по щекам

Всюду яблоки висят. / Руки поднять вверх.

Краснобоки, краснощёки, / Руки на поясе.

На ветвях своих высоких / Руки поднять вверх.

Точно солнышки горят! / Соединить в круг

(«солнышко»)

4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения,

поглаживание.

5. Мнемогимнастика

Мы умеем улыбаться!

Мы умеем удивляться!

Мы умеем огорчаться!

Мы умеем хмуриться!

Мы умеем улыбаться!

Повторяйте вместе со мной:

Доброе утро и солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

6.. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

- для челюсти: попеременное открывание и закрывание рта;

- для губ: «бублик» - «трубочка», «воздушный поцелуй»,

Беззвучная артикуляция звуков А, У;

- для языка: самомассаж языка (покусывание – дя – дя – дя,

расслабление – тя – тя – тя.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

1. - Какие буквы учили?

- Назовите гласные, согласные.

- Придумайте слова со звуками«П», «Пь».

2. Знакомство со звуком«Т»

Логопед: - Как стучит молоток? (Тук – тук – тук.)

- Какой первый звук в этих словах? (Звук«Т».)

- С каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

Объявление темы. Сегодня мы познакомимся со звуком«Т».

2. Артикуляция звука

При произношении звука«Т» язык находится за верхними

зубами и ударяются о бугорки.

Проговаривание звука хором и индивидуально.

Характеристика звука. Звук«Т» - согласный (не поётся, твёрдый, глухой

(тактильно – вибрационный контроль, обозначаем квадратом синего цвета.

Выставляются картинки: танк, туфли, топор, тыква, таблетки, кот, самокат, батон, утка и т. д.

Логопед выставляет картинки: телефон, тетрадь, телевизор, тигр, тюлень,

телёнок и т. д.

У звука«Т» есть «младший братец» звук«Ть».

Звук«Ть» - согласный, мягкий, глухой, обозначаем квадратом

зелёного цвета.

3. Развитие фонематического слуха.

*Воспроизведение слоговых рядов:

та – то – ту – ты ти – тя – тё

ту – то – ты – та тё – тю – тя

ат – от – ут – ыт

ут – ит – ат – от

*Проговаривание чистоговорок:

Та – та – та – у нас дома чистота.

Ты – ты – ты – сметану съели всю коты.

То – то – то – стали мы играть в лото.

Ат – ат – ат – берём с собою автомат.

4. Дидактическая игра «Светофор»

Дайте сигнал когда услышите звук«Т»в словах:

Книга, танк, дом, таблетки, дверь, кулак, туфли, дым, топор, клюква,

дорога, калоши, тумбочка, дыня, компот, ток.

5. Связь звуков и буквы.

Звуки«Т», «Ть» живут в одном домике. Этот домик буква«Т».

В кассах дети находят и рассматривают букву.

Логопед проводит анализ и синтез слогов и составляю графические схемы АТ УТ ИТ ЭТ

6. Из скольких элементов состоит буква.

- Прорисовывают букву в воздухе, на столе.

- Печатают букву в тетрадях.

IV. Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Руки в стороны развел.

Низко над землёй нагнулся

- видно, ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать

Надо на носочки встать.

Крепче, Буратино, стой!

Вот он ключик золотой!

V. Игра «Какое слово я загадала»

Вы должны добавить звук«Т» и проговорить слово.

…арелка (тарелка) …алон (талон)

…апочки (тапочки) …учи (тучи)

…анец (танец). опор (топор)

…арокан (тарокан) …ыква (тыква)

…ополь (тополь) …аблетка (таблетка)

VI. Пересказ рассказа «Тома и Толя».

- Это Тома.

- Это Толя.

- У Томы кукла Ната.

- У Толи – танк.

- Тома купает Нату.

- Толя катает танк.

Вопросы: - Как зовут девочку?

- Как зовут мальчика?

- Что у Томы?

- Что у Толи?

- Что делает Тома?

- Что катает Толя?

VII. Итог. С какими звуками познакомились?

Дайте характеристику этим звукам.

Упражнение по развитию лексико – грамматической стороны речи.

Игра «Собери ягоды»

«Я собрал в лесу много ягод черники».

«Я собрала в саду много ягод крыжовника». И т. д.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.