|
|||
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т»НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т» Цель: коррекционно –образовательные: - научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков«Т», «Ть» и различать их; - учить различать на слух и в произношении звуки«Т – К – Д»; - закрепление терминов «согласный», «гласный» звук; - формировать и расширять словарь детей по теме «Ягоды»; коррекционно –развивающие: - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; - развивать навыки звукового анализа и синтеза обратных слогов, их чтение; - развивать фонематический слуха; коррекционно –воспитательная: - расширять кругозор детей. Оборудование: зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки со звуками«Т», «Ть» в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки, карточка – «фонарик», наборы для схем; Ход: I. Организационный момент. - Назови что это? Берёза, тополь, ива – это деревья. Платье, рубашка, кофта – это одежда. Мяч, кукла, машина – это игрушки. Кастрюля, тарелка, ложка – это посуда. Василёк, роза, тюльпан – это цветы. Стол, стул, шкаф – это мебель. Ласточка, ворона, синица – это птицы. Сом, корюшка, щука –это рыбы. Весна, лето, осень – это времена года. Самолёт, поезд, автобус – это транспорт. Собака, корова, кошка – это домашние животные. Помидор, огурец, лук – это овощи. Земляника, голубика, смородина – это ягоды. Подберёзовик, подосиновик, волнушка – грибы. Апельсин, яблоко, персик – это фрукты. II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Мы хлопаем руками: хлоп- хлоп-хлоп. Мы топаем ногами: топ- топ-топ. Машем мы руками, киваем головой. 2. Развитие общей моторики. Мы шли, шли, шли; / Дети маршируют, / руки на поясе. Бруснику нашли. / Наклониться, правой рукой / коснуться носка левой ноги и наоборот. Раз, два, три, / Маршируют. четыре, пять, Мы идём искать опять. / Наклоны вперёд, руки / касаются носков. 3. Развитие мелкой моторики. Как румян осенний сад! / Лёгкие хлопки по щекам Всюду яблоки висят. / Руки поднять вверх. Краснобоки, краснощёки, / Руки на поясе. На ветвях своих высоких / Руки поднять вверх. Точно солнышки горят! / Соединить в круг («солнышко») 4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание. 5. Мнемогимнастика Мы умеем улыбаться! Мы умеем удивляться! Мы умеем огорчаться! Мы умеем хмуриться! Мы умеем улыбаться! Повторяйте вместе со мной: Доброе утро и солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. 6.. Сесть. Развитие артикуляционной моторики. - для челюсти: попеременное открывание и закрывание рта; - для губ: «бублик» - «трубочка», «воздушный поцелуй», Беззвучная артикуляция звуков А, У; - для языка: самомассаж языка (покусывание – дя – дя – дя, расслабление – тя – тя – тя. III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте 1. - Какие буквы учили? - Назовите гласные, согласные. - Придумайте слова со звуками«П», «Пь». 2. Знакомство со звуком«Т» Логопед: - Как стучит молоток? (Тук – тук – тук.) - Какой первый звук в этих словах? (Звук«Т».) - С каким звуком мы будем сегодня знакомиться? Объявление темы. Сегодня мы познакомимся со звуком«Т». 2. Артикуляция звука При произношении звука«Т» язык находится за верхними зубами и ударяются о бугорки. Проговаривание звука хором и индивидуально. Характеристика звука. Звук«Т» - согласный (не поётся, твёрдый, глухой (тактильно – вибрационный контроль, обозначаем квадратом синего цвета. Выставляются картинки: танк, туфли, топор, тыква, таблетки, кот, самокат, батон, утка и т. д. Логопед выставляет картинки: телефон, тетрадь, телевизор, тигр, тюлень, телёнок и т. д. У звука«Т» есть «младший братец» звук«Ть». Звук«Ть» - согласный, мягкий, глухой, обозначаем квадратом зелёного цвета. 3. Развитие фонематического слуха. *Воспроизведение слоговых рядов: та – то – ту – ты ти – тя – тё ту – то – ты – та тё – тю – тя ат – от – ут – ыт ут – ит – ат – от *Проговаривание чистоговорок: Та – та – та – у нас дома чистота. Ты – ты – ты – сметану съели всю коты. То – то – то – стали мы играть в лото. Ат – ат – ат – берём с собою автомат. 4. Дидактическая игра «Светофор» Дайте сигнал когда услышите звук«Т»в словах: Книга, танк, дом, таблетки, дверь, кулак, туфли, дым, топор, клюква, дорога, калоши, тумбочка, дыня, компот, ток. 5. Связь звуков и буквы. Звуки«Т», «Ть» живут в одном домике. Этот домик буква«Т». В кассах дети находят и рассматривают букву. Логопед проводит анализ и синтез слогов и составляю графические схемы АТ УТ ИТ ЭТ 6. Из скольких элементов состоит буква. - Прорисовывают букву в воздухе, на столе. - Печатают букву в тетрадях. IV. Физкультминутка «Буратино» Буратино потянулся, Руки в стороны развел. Низко над землёй нагнулся - видно, ключик не нашел. Чтобы ключ ему достать Надо на носочки встать. Крепче, Буратино, стой! Вот он ключик золотой! V. Игра «Какое слово я загадала» Вы должны добавить звук«Т» и проговорить слово. …арелка (тарелка) …алон (талон) …апочки (тапочки) …учи (тучи) …анец (танец). опор (топор) …арокан (тарокан) …ыква (тыква) …ополь (тополь) …аблетка (таблетка) VI. Пересказ рассказа «Тома и Толя». - Это Тома. - Это Толя. - У Томы кукла Ната. - У Толи – танк. - Тома купает Нату. - Толя катает танк. Вопросы: - Как зовут девочку? - Как зовут мальчика? - Что у Томы? - Что у Толи? - Что делает Тома? - Что катает Толя? VII. Итог. С какими звуками познакомились? Дайте характеристику этим звукам. Упражнение по развитию лексико – грамматической стороны речи. Игра «Собери ягоды» «Я собрал в лесу много ягод черники». «Я собрала в саду много ягод крыжовника». И т. д.
|
|||
|