|
|||
Позиции стран Восточной Азии в отношении перспектив экономической интеграцииПозиции стран Восточной Азии в отношении перспектив экономической интеграции Экономический лидер Восточной Азии - Япония поздно вступила на путь интеграционных процессов (первое соглашение было подписано в 2002 г. с Сингапуром). В этом сказываются и военно-политические причины вероятного несогласия ряда государств региона на то, чтобы Япония стала лидером экономической интеграции в Восточной Азии (Китай, Республика Корея, Индонезия). Но для Японии важно сохранить лидирующие позиции в будущей интеграционной архитектуре Восточной Азии, не допустить усиления политического влияния Китая. Именно с этой целью Япония настояла на включении в состав ВАС Австралии и Индии как противовесов КНР. До 2000-х годов Япония придерживалась отрицательной позиции американской администрации по формированию подобного объединения в Восточной Азии (в частности, отказавшись на рубеже 80-90-х гг. возглавить, по предложению М. Махатхира, Восточноазиатскую зону свободной торговли). Но уже в 2000-е гг. она выступила с собственной концепцией формирования чисто азиатского интеграционного объединения. Японское правительство предпочитает использовать в этой связи термин экономическое партнерство, а не зона свободной торговли. Последний считается узким и недостаточно полно определяющим суть подписанных двусторонних соглашений. В Токио разработана модель соглашения об экономическом партнерстве. Такого рода соглашения действуют в экономическом сотрудничестве с Сингапуром (2002 г.), Малайзией (2004 г.), Мексикой (2004 г.), Филиппинами (2006 г.), Индонезией (2007 г.), Чили (2007 г.), Таиландом (2007 г.), АСЕАН (2008 г.) и Вьетнамом (2008 г.). Ведутся переговоры с Австралией и Индией, намечается подобный процесс и в отношении Республики Корея, Китая, Лаоса и Камбоджи. Всего Японией подписаны 13 соглашений со странами АТР об экономической интеграции. Одна из крупнейших экономических держав мира в целом и Восточной Азии, в частности, - Китай активно использует региональные интеграционные объединения в качестве инструмента торговой политики, что вызвано необходимостью расширить рынки для динамично растущей промышленности. При этом в стране достаточно скептически относятся к идее формирования общерегиональной Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Руководство страны стремится расширить количество интеграционных соглашений с азиатскими развивающимися странами, от реализации которых можно получить большие по объему и более быстрые экономические преимущества, по сравнению с ФТААП, укрепить свой политический вес в регионе. Другие причины активности КНР связаны: — с возможным участием Тайваня в переговорах по ФТААП; — с приверженностью руководства страны к моделям зоны свободной торговли, которая не требует широкой либерализации взаимных экономических связей и включения чувствительных отраслей национальной экономики; — с опасениями в отношении укрепления лидирующих позиций США в рамках такого объединения. Китай подписал 15 соглашений о зоне свободной торговли, в том числе с АСЕАН (2002 г.), Гонконгом (2002 г.), Макао (2003 г.), Таиландом (2003 г.), Чили (2006 г.), Новой Зеландией (2008 г.), Перу (2008 г.), Сингапуром (2008 г.). Переговоры ведутся с Австралией и Тайванем. Для усиления роли Китая в интеграционных процессах в регионе огромное значение имеет подписание соглашения с АСЕАН о зоне свободной торговли как начальный этап формирования экономического противовеса США и Японии с огромным по емкости внутренним рынком в 1,7 млрд. потребителей. Зона свободной торговли АСЕАН - Китай функционирует с 2010 г. для шести государств Ассоциации и Китая, а с 2015 г. - еще для четырех других государств. С большинством стран АТР у КНР сложилось отрицательное сальдо торгового баланса в силу сохраняющихся торговых ограничений и роста числа торговых споров. Китайская экономика нуждается в расширении рынков сбыта вследствие динамичных темпов экономического роста и темпов роста экспорта, что позволило стране выйти на первую позицию в рейтинге мировых экспортеров по итогам 2009 г. Пекин будет вынужден присоединиться к крупным государствам региона, если они поддержат концепцию ФТААП. Но вместе с тем китайский аналитик Ченг Бинь отмечал, что если концепция ФТААП провалится, то Китай пойдет по пути подписания двусторонних соглашений о зонах свободной торговли, в том числе с Бразилией, Мексикой и Россией. В сентябре 2010 г. было подписано Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве между Китаем и Тайванем, которое имеет чрезвычайную важность для обеих сторон. Ибо оно позволяет им обсудить структуру и цели будущих обязательств (при условии его ратификации). Намечено с января 2011 г. провести либерализацию взаимной торговли товарами (их список согласован сторонами) на основе снижения таможенных пошлин в течение трех лет. По оценкам, вступление в силу соглашения увеличит взаимный товарооборот до 110 млрд. долл. ежегодно. Можно отметить, что подход китайского руководства к концепции региональных интеграционных объединений претерпевает изменения: в первых объединениях (например, с АСЕАН или Чили) применялся поэтапный процесс либерализации взаимной торговли товарами, затем торговли услугами и сферы инвестиций. В современных же интеграционных соглашениях (с Сингапуром или Новой Зеландией) зафиксирована комплексная одновременная либерализация и товаров, и услуг, и инвестиций. Страны Восточной Азии обеспокоены ростом политического и экономического влияния и амбиций Китая. Если страны АСЕАН в 90-е годы выступали против членства США в том или ином азиатском интеграционном объединении, то сейчас нередко на высоком уровне подчеркивается необходимость развития транстихоокеанских связей, сохранения роли США в регионе в качестве противовеса Китаю. Инструментом расширения подобных связей мог бы стать АТЭС, который и задумывался в подобном качестве, но так и не смог осуществить многие поставленные перед ним цели и задачи. Еще одна динамично растущая азиатская экономика - Индия, строго говоря, не относится к Восточной Азии, но имеет немалый политический и экономический вес в регионе, активно участвует в региональных объединениях, в том числе имеет статус партнера по диалогу с АСЕАН в рамках АСЕАНовского форума региональной безопасности. Географическая близость и традиционность развития экономических, политических и культурных связей с соседними государствами Южной Азии стимулировали подписание соглашений об интеграции именно с данными государствами, из числа таких соглашений следует выделить Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК, 1985 г.). Но в последние полтора десятилетия Индия интенсивно развивает сотрудничество и с государствами Восточной Азии. Основные причины подобной политики, как и в Китае, связаны со стремлением стимулировать торговлю и инвестиции в рамках Юг-Юг на основе формирования зон свободной торговли и как первой ступени формирования более широкого интеграционного объединения с восточноазиатскими государствами.
|
|||
|