То, что забыл о себе, здесь помнят
То, что забыл о себе, здесь помнят
Принято считать, что архивы занимаются исключительно прошлым. Что документы, которые хранятся в их закромах, - во всех смыслах день минувший, интересный, может быть, лишь скучным всезнайкам-историкам в больших очках да невеликой кучке интеллигентов, любопытствующих «преданьями старины глубокой». Отчасти это, конечно, так. Архив - вотчина историков-профессионалов. Именно тут, в подшивках, папках, собраниях документов, которые архивисты привычно называют «делами», - основа будущих научных докладов, диссертаций, книг. Однако есть у архива и работа, которая важна для каждого из нас, чем бы мы ни занимались. Работа не научная, а сугубо практическая. Причем выполнить ее может только архив, а от ее результатов зависит отнюдь не прошлый, а сегодняшний наш день. Да и завтрашний порой - тоже. Ее итог влияет на наше будущее - непосредственно и явно.
Все просто. Например, чтобы нам с вами правильно начислили пенсию, нужны справки - о трудовом стаже, о льготном стаже, о размерах полярных надбавок и районного коэффициента и так далее, и так далее. А эти справки выдает архив. В Государственном архиве Мурманской области такой работой занимается целый отдел - социально-правовых запросов. Только за последний год его работники выполнили свыше 21 тысячи таких запросов. Причем, как правило, итог изысканий положительный - факт труда человека на том или ином предприятии края находит документальное подтверждение. И за каждой такой справкой - люди, судьбы, изменчивая наша жизнь… Этому я сам стал свидетелем на днях - на обычном приеме граждан, который вела заместитель начальника отдела социально-правовых запросов ГАМО Ольга Мороз. Поначалу шли в основном бывшие моряки, которые нуждаются в подтверждении того, что работали на таком-то судне определенное время. А значит, имеют право на льготный стаж или на прибавление к общему стажу, скажем, срока, который проведен на учебе (к примеру, на оплачиваемых курсах повышения квалификации). - Девяностые годы в этом плане - самые проблемные, - признается Ольга Владимировна. - Тогда создавалось множество фирм и фирмочек-однодневок. Они возникали и исчезали. Естественно, о документации, ее сохранении там никто не думал. Цели у таких предприятий, как вы понимаете, были другие. Поэтому мы порой не можем отыскать необходимые для подтверждения факта работы в такой фирме документы. Но это бывает крайне редко… Мы знаем, где искать, - постоянная работа ведется с архивами организаций Мурманска, а также с ведомственными и муниципальными. Еще одной посетительнице нужна справка для мужа. Сам он прийти не может - трудится сейчас в Норвегии. Но в свое время работал сварщиком на Мурманской судоверфи, так что речь опять-таки идет о льготном стаже. А вот Анна Митрофановна Зинченко приехала в Мурманск с Украины. Замечательная бабушка с мягким таким, приятным малороссийским акцентом. В свое время она работала санитаркой в санатории «Мурмаши». А за несколько месяцев перед развалом Советского Союза получила квартиру в украинской Умани. Уезжая на юг, конечно же, и не гадала, что на самом деле перебирается за границу… Теперь, чтобы получить какую-никакую прибавку к пенсии, нужно документальное подтверждение северного стажа. - У меня ж пятьдесят рокив стажу, и двадцать рокив на Севере, - жалуется Анна Митрофановна, дивно сплетая русскую речь с украинской. - А пенсия маленькая совсем. Мне надо справку взяты отсюда. Даст Бог, пересчитают мне пенсию. Может, больше грошей дадут…
Бабушка эта в архиве уже не в первый раз - по всему видно, всерьез за дело взялась. И дело это, по словам Ольги Мороз, небезнадежно: - Сведения надо поискать. Санаторий «Мурмаши» ведь до сих пор существует. По идее, документы должны быть там. География - то, откуда архив получает запросы, - сама широкая. Письма приходят отовсюду - вплоть до Камчатки. Разбросала жизнь людей по свету. Страны бывшего Советского Союза - само собой. Но приходят запросы и из Финляндии, Италии, Соединенных Штатов…
Люди во время приема идут непрерывным потоком. А Ольга Владимировна замечает: - Сегодня еще достаточно спокойно. Бывают дни, когда за три часа приходится принимать до пятидесяти человек…
Часто люди обращаются в архив не с узкоутилитарной целью, но из желания что-то узнать о своей семье, о предках. Как-то здесь получили запрос из Финляндии: Элина Лууккайнен просила найти сведения о ее близких - отце, матери, дедушке и бабушке. Все они из рода колониста колонии Белокаменная Иоанна Петра Таккинена. И началась работа. Итог ее впечатляет - сотрудники ГАМО нашли сведения о 80 родственниках Элины! Похожая история произошла с письмом из Санкт-Петербурга: Анна Борисова просила отыскать хоть что-то о своем отце - Тарасе Андреевиче Дворникове, 1908 года рождения, уроженце села Кашкаранцы, что на Терском берегу. Ответ в Петербург составил тридцать страниц, и на каждой - родственники заявительницы, Дворниковы.
Люди часто приходят в архив со словами благодарности. Справки-то иные дорогого стоят, жизнь могут изменить. Потому - ведь есть за что! - и благодарят. Но не всегда…
- Запрос был заурядный, - вспоминает начальник отдела научной информации и публикации архивных документов ГАМО Анастасия Матвеева. - Мужчине нужна была справка о предоставлении ему служебной квартиры. Запрос мы исполнили - выдали ксерокопии необходимых документов. Но мужчина принялся требовать от нас подлинники. Скандалил. Обвинял во всех смертных грехах и угрожал, что дойдет до Верховного суда. Дошел до директора архива. Все ему объясняли, что подлинники архив не выдает - терпеливо и доходчиво. Но он нашим объяснениям так и не внял - ушел, громко хлопнув дверью… Конечно, труд архивистов - очень серьезный, непростой, порой утомительный и монотонный, однако и курьезов, и забавных случаев в многотрудном пути к цели тут случается в достатке. С улыбкой рассказывает Ольга Мороз о посетителе, который пришел за справкой о трудовом стаже. Он указал период работы; стали искать - не нашли. Соответственно, и ответ был отрицательным: мол, сведений в определенном фонде за этот период работы о вас не имеется.
- Он получил нашу справочку, - вспоминает Мороз, - и говорит: «Как не имеется? Да я же у вас несколько лет назад уже такую же справку получал…». Отвечаю: «Да нет же вас там. Мы все перелопатили: и приказы, и счета, и личные дела - ничего!» Ушел. На следующий день звонит и смущенно извиняется: «Простите, пожалуйста, дело в том, что у меня тогда была другая фамилия…»
Вот как бывает! Не только женщины фамилии меняют… - Женщины у нас тоже интересные, - продолжает Ольга Владимировна. - Одна, к примеру, поменяла семь фамилий. И первую - не поверите - даже не помнила! В результате исполнителю пришлось с усердием пытать клиента: «А вы такую-то фамилию случайно не носили? Вроде бы имя и отчество совпадают…» Наконец обладательница девичьей (это после шести браков-то) памяти вспомнила: «Ой, была!». В общем, как я убедился, в Государственном архиве Мурманской области вам помогут и в том случае, если вы сами о себе и собственном прошлом не все помните…
Архивисты России 10 марта отметят свой профессиональный праздник. В этот день (по старому стилю - 28 февраля) в 1720 году Петр Великий учредил Генеральный регламент - устав созданных им государственных учреждений. Была там и специальная глава, законодательно закреплявшая создание и порядок работы российских архивов. А праздником архивистов нашей страны этот день стал с 2003 года.
Труд их, как мы убедились, особенный, порой чрезвычайно сложный и неблагодарный. Заниматься этим делом за невеликую, в общем, зарплату, могут, пожалуй, лишь подлинные профессионалы и энтузиасты. Ведь сколько труда порой требуется, чтобы найти иную справочку!.. Но они с трудами не считаются. Потому что всегда помнят: за каждым таким документом стоит судьба человека.
|
| Дмитрий Коржов
Источник: http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=20090307502
|