Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОТПРАВЛЯЕМ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ!



 

§ 96. СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг. XX в.

Свержение Н. С. Хрущева и поиски политического курса. В начале 60-х гг. XX в. политика Хрущева, некоторые его преобразования вызывали неприятие как среди большинства населения, так и среди части высшего руководства. Послед­нее особенно недовольно было решением о периодической ро­тации (смене) части руководящих партийных работников. Преобразования Н. С. Хрущева закончились вместе с его от­ставкой. 14 —15 октября 1964 г. пленум ЦК КПСС сместил Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС и Председате­ля Совета Министров СССР.

Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев. В обществе усилилась тяга к стабильности, и Брежнев впол­не отвечал этому настроению: он не увлекался реформами. С годами он стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, Пред­седателем Президиума Верховного Совета СССР, Председате­лем Совета Обороны, занимал ряд других высших должно­стей.

Основой деятельности нового руководства вскоре стала концепция развитого социализма. Развитой социализм трактовался как этап в развитии советского общества.

Со страниц партийной печати исчезла критика сталинских времен, прекратилась реабилитация. Среди интеллигенции распространялись слухи, что вскоре последует политическая реабилитация Сталина. Однако этого не случилось, так как костяк руководства составляли люди, которые хорошо пом­нили репрессии и не желали их повторения. Внешне жизнь становилась размеренной и спокойной.

Власть и общество. КПСС по-прежнему контролировала все стороны жизни страны. К середине 80-х гг. XX в. партия насчитывала около 19 млн. членов и выступала в роли руко­водящей и направляющей силы всего народа. Вступление в партию являлось заветной мечтой многих людей, поскольку сулило приобщение к определенным должностям, льготам. Доступ в КПСС, будучи практически свободным для рабочих, ограничивался для представителей интеллигенции.

Во время правления Брежнева значительно выросло число министерств с 29 (1965) до 160 (середина 80-х гг.).

Принцип «стабильности кадров» был характерен прежде всего для самого Политбюро, из которого члены выводились крайне редко. Средний возраст членов Политбюро к началу 80-х гг. превышал 70 лет. Заседания часто носили формаль­ный характер и длились не более 15 — 20 минут.

Несмотря на консерватизм Политбюро, оно не могло не считаться с велением времени. На партийных пленумах и съездах принимались резолюции о демократизации обще­ственной жизни, о борьбе с бюрократизмом, о расширении прав советов. Так, в ведение сельских советов перешли вопросы, которые ранее решали районные советы. В 1972 г был принят закон о полномочиях депутатов советов. Но большой роли советы не играли.

В октябре 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В ее основу легла концепция развитого социализма. Главных принципом власти объявлялось полновластие народа, а политическую основу государства составляли советы. Во главве системы стоял Верховный Совет СССР, ядром политической системы была Коммунистическая партия (6-я статья Конституции).

Реформа 1965 г. и ее результаты. В 60-е гг. XX в. созданная И. В. Сталиным система, основанная на принципах равенства, начала саморазлагаться. Все больше людей желали иметь автомобили, дачи, модные вещи, совершать поездки за границу, делать то, что раньше считалось символом мещанства и осуждалось.

Попытки усовершенствования экономики начались в марте 1965 г. с реформ в аграрном секторе. Было принято решение об изменении практики планирования и заготовок сельскохозяйственной продукции, которую стали закупать по твердым ценам, составляемым с учетом особенностей отдельных районов страны. При поставке продукции сверх плана выплачивалась пятипроцентная надбавка, подобная надбавка полагалась и за поставку скота. Со слабых колхозов списывались задолженности. Были снижены налоги с подсобных хозяйств колхозников. Эти мероприятия улучшили положение, но не могли полностью поправить дела на селе.

Осуществление экономической реформы 1965 г., связанной с деятельностью Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина, началось после сентябрьского пленума ЦК КПСС. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Было признано необходимым ограничить централизованное планирование несколькими показателями (объем реализованной продукции, фонд заработной платы, прибыль).

(

Главным в проводимой реформе был переход от вала к объему реализованной продукции.

Теперь предприятия сами планировали рост производительности труда, снижение себестоимости, устанавливали величину средней заработной платы рабочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжаться полученной прибылью и использовать ее для пере­оснащения производства новой техникой, а также направлять полученные средства на повышение заработной платы.

По многим показателям восьмая пятилетка (1966 — 1970) стала лучшей из всех за послевоенные годы, в ходе ее удалось приостановить снижение темпов роста производства. В строй вступило 1900 крупных предприятий. Была создана объеди­ненная энергосистема Центральной Сибири, построены При­днепровская ГРЭС, Волжский трубный завод и ряд других крупных предприятий.

Хозяйственный застой. Переход на новые условия хозяй­ствования проходил с большим трудом. Министерства про­должали работать по-старому. В свою очередь, руководители предприятий пользовались предоставленной возможностью для снижения планов и повышения заработной платы, что вело к отставанию роста производительности труда от роста зарплаты.

Это вынудило правительство искать средства для латания дыр в бюджете страны с помощью фондов предприятий, что свело на нет весь смысл реформы, главной особенностью ко­торой было предоставление хозяйственникам права свободно распоряжаться фондами.

В годы девятой (1971 —1975) и десятой (1976 — 1980) пя­тилеток продолжался рост объемов производства. В эти годы вступил в строй Камский автозавод, пущены крупнейшие в СССР Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС, начал работу Волжский автомобильный завод в Тольятти, начинается стро­ительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Однако пя­тилетние планы не были полностью выполнены, особенно по сельскому хозяйству.

Во всех странах мира на рубеже 70 — 80-х гг. XX в. про­ходил новый этап научно-технической революции, связанный с широким внедрением в промышленность и быт микроэлек­троники. Советский Союз отставал в развитии новых техно­логий (кроме отдельных предприятий военно-промышленного комплекса) от США, Европы, Японии, Южной Кореи. Эко­номика СССР во многом держалась на добыче и продаже на Запад сырья (нефти и газа).

Предприятия, по старинке настроенные на выпуск вало­вой продукции (несмотря на реформу 1965 г.), мало нужда­лись в научных разработках, которые проводились в научно- исследовательских институтах, а те, в свою очередь, нередко занимались проблемами, далекими от реальных нужд произ­водства.

 На многих производствах преобладал ручной и малоквалифицированный труд. Лишь некоторые заводы (ВАЗ, Ка мАЗ) соответствовали мировым стандартам, но построены они были в сотрудничестве с западными специалистами и осна­щены в основном импортным оборудованием. Огромные сред­ства поглощал выпуск военной продукции.

Неэффективность экономики и социальная апатия населения вызывали глубокую озабоченность руководства страны В документах декларировалась борьба со взяточничеством и спекуляцией. Правда, реальных шагов почти не предприни­малось.

Преемник Л. И. Брежнева Ю. В. Андропов попытался улучшить положение. Придя к власти в 1982 г., он отстра­нил от работы некоторых руководителей, обвиненных в коррупции. Однако в основном мероприятия Андропова свелись к попыткам укрепления дисциплины на производстве, усиления централизации управления. Характерными для его правления действиями стали облавы в общественных местах, где выявляли тех, кто должен был находиться в это время на рабочем месте. Все это мало способствовало улучшению дел в экономике, но зато раздражало людей.

После смерти Андропова к власти пришел К. У. Черненко который в силу солидного возраста в целом продолжал курс Л. И. Брежнева.

Диссиденты.Ответом на господство во всех сферах обшества официальной идеологии явилось возникновение в конце 50-х гг. XX в. неформальных объединений. Вначале представители этих объединений пытались бороться за улучшение советской системы, против отдельных ее недостатков, но затем перешли к оказанию сопротивления властям и  свержение режима.

Слово «диссидент» в переводе означает «несогласный» или, в переносном смысле, «инакомыслящий». Количеств диссидентов было невелико. К ним относились и отдельные лица, и небольшие группы. Немалую роль в становлении дис- сидентского движения сыграл процесс над писателями Ю. М. Даниэлем и А.Д.Синявским за публикацию ими на Западе литературных произведений. Подобные произведения появились и в «самиздатских» брошюрах «Вече», «Песски», «Память». Они печатались на пишущих машинках, распространялись среди читателей, число которых постепенно росло.

«Западническое» направление диссидентской борьбы фактически возглавлял академик А. Д.Сахаров — сторонник сближения капитализма с социализмом. Движение сто­ронников возвращения к православной монархии, существо­вавшей в России до 1917 г., олицетворял А.И. Солжени­цын.

К 70-м гг. XX в. движение диссидентов переходит на но­вый этап — правозащитный. Правозащитники отстаивали права различных групп населения. После подписания в Хель­синки в 1975 г. Заключительного акта Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе в Москве образовалась груп­па содействия выполнению соглашений во главе с физиком Ю.Ф. Орловым. Группа собирала сведения о нарушениях прав человека в Советском Союзе, которые затем направляла главам европейских стран. Деятельность группы продолжа­лась недолго, и в скором времени ее участники были аресто­ваны. Многие правозащитники сами покинули Советский Союз или были высланы из него.

Социальная политика С начала 70-х гг. руководство СССР объявило главной задачей повышение благосостояния наро­да. Быстро рос размер заработной платы. К 1980 г. средняя зарплата по стране составляла 168,9 руб. При этом существо­вали значимые сферы жизни (здравоохранение, образование, обеспечение жильем, отдых), которые для граждан СССР были полностью или частично бесплатны. Росло обеспечение населения бытовой техникой. В течение 70-х гг. в четыре раза вырос выпуск легковых автомобилей. Огромный размах приобрело жилищное строительство. К 1980 г. более 100 млн человек улучшили свои жилищные условия. Вместе с тем товаров в стране не хватало. С конца 70-х — начала 80-х гг усилилась проблема дефицита. Полки магазинов нередко оставались пустыми. Не хватало бытовой техники, одежда и  обувь не пользовались спросом из-за плохого качества и устарелости моделей. Тогда же усилились перебои с продовольственным снабжением. В ряде регионов стали вводиться талоны на продукты питания. Все это способствовало росту теневой экономики. Развивались нелегальная торговля, сфера услуг (ремонт жилья, техники, пошив одежды и пр.) и даже производство.

Численность рабочих постоянно увеличивалась, этот процесс шел за счет выходцев из села. Росло число инженерно-технических работников, получивших высшее образование в самых разнообразных вузах.

Несмотря на рост благосостояния (ныне 70-е гг. XX в. считаются лучшими по этому показателю во всей отечественной истории), значительная часть населения была недовольна своим положением. Приходящая с Запада информация (через рассказы побывавших там, западные фильмы, переводную литературу, зарубежное радиовещание) о более высоком уровне жизни в странах Западной Европы и США воспринималась многими гражданами СССР как свидетельство того, что страна двигается в неверном направлении.

Внешнеполитическое положение СССР. Отношения СССР с западными странами постепенно приобретали все более конструктивный характер. С середины 60-х гг. XX в. развивались и крепли связи с Францией. Значительный прогресс был достигнут в процессе взаимных договоренностей между СССР и США.

Политика разрядки и начало разоружения были связаны с установлением стратегического паритета (равенства) ракетно-ядерных потенциалов СССР и США. К 1968 г. количество советских ракет и ядерных зарядов стало примерно равным американским. Отныне США не могли уже безнаказанно нанести по СССР обезоруживающий удар (планы таких ударов разрабатывались американским руководством начиная с 1945 г.). Именно это заставило США прислушаться к призывам СССР к разоружению.

Однако с конца 70-х — начала 80-х гг. в США вновь воз­родились представления о возможности добиться решающего перевеса над СССР. Была поставлена задача — создать в кос­мосе надежную защиту от ракетного удара со стороны СССР и достичь возможности уничтожения всех советских военных спутников (программа «звездных войн», или стратегиче­ская оборонная инициатива — СОИ). США отказались от политики разрядки.

Усиливались разногласия между СССР и КНР. На совет­ско-китайской границе в конце 60-х гг. происходили воору­женные столкновения.

Ввод советских войск в Афганистан, начавшийся в конце 1979 г., еще более ухудшил отношения СССР с западными странами и Китаем.

ОТПРАВЛЯЕМ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ!

1. Как Л. И. Брежнев встал во главе СССР? В чем состояли особен­ности внутренней политики в брежневский период?

 

2. В чем состояла суть экономической реформы 1965 г.? Почему она претерпела изменения? Как развивалась советская эконо­мика во второй половине 60-х — первой половине 80-х гг.?

 

3. Расскажите о советском обществе в период правления Л. И. Бреж­нева.

 

4. Чем характеризовалось внешнеполитическое положение СССР при Л. И. Брежневе?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.