Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Писатели и критики об Артюре Рембо



 

История зарубежной литературы рубежа Х1Х—ХХ веков. 3 пара  Лекция.

Тема: Французская литература на рубеже Х1Х-ХХ веков

1. Натурализм во французской литературе. Творчество Э.Золя.

Бурное развитие естественных наук, сциентизм как предпосылки формирования натурализма. Позитивизм О. Конта («Курс позитивной философии», 1830-1842) и концепция «трех факторов» И. Тэна («История английской литературы», 1863-1865) - философские истоки французского натурализма.

Шанфлёри и Дюранти, Флобер, Э. и Ж. Гонкуры как литературные предтечи натурализма во Франции. Роман Гонкуров «Жермини Ласерте» (1865) - «качественно новое явление в литературе» (Э. Золя). Образ Жермини Ласерте. Биологический детерминизм как принцип построения образа героини. Особенности поэтики романа: фрагментарность романной структуры, избыточная детализация, импрессионистичность стиля, фактографичность.

Эмиль Золя (1840–1902) – глава французского натурализма. Эстетические взгляды Золя (сборники литературно-критических работ «Экспериментальный роман», 1880; «Наши драматурги», 1881; «Натурализм в театре», 1881; «Романисты-натуралисты», 1881). Концепция «экспериментального романа» Золя. Бальзак в оценке Золя. Общественно-политическая позиция Золя в «деле Дрейфуса». Золя-журналист.

Ранний Золя. Натуралистические физиологические романы Золя «Тереза Ракен» (1867) и «Мадлен Фера» (1868). Традиции Гонкуров в «Терезе Ракен». «Тереза Ракен» как реализация концепции «экспериментального романа» Золя.

Цикл «Ругон-Маккары» (1871–1893) – вершина творчества Золя. Замысел и структура цикла. Традиция «Человеческой комедии» Бальзака в «Ругон-Маккарах». «Карьера Ругонов» (1871) как пролог цикла. Сатирическое изображение буржуазии в романе. Функция образов Сильвера и Мьетты в романе. Антиклерикальная тема в романе «Завоевание Плассана» (1874). «Западня» (1876) – первое в творчестве Золя полотно народной жизни. Двойственность мотивировки судьбы Жервезы и Купо. Роман «Нана» (1880). Образ бульварного журналиста Фошри в романе.

«Жерминаль» (1885) – роман о пробуждении народного сознания. Ж. Лёметр о романе Золя. Особенности поэтики романа: сочетание натуралистической описательности с романтической метафоричностью и импрессионистской установкой на передачу оттенков и полутонов. «Гипертрофированный» реализм Золя.

Поздний Золя. Циклы романов «Три города» и «Четыре Евангелия». Место Золя в европейской литературе рубежа XIX-XX вв. Золя в России. Натурализм как крайнее проявление объективистских тенденций во французской литературе второй половины – конца XIX в.

 

2. Литература

Владимирова М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары»: Художественное и идейно-философское единство. – Саратов, 1984.

Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. – М., 1973.

Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя! / Пер. с фр. – М., 1997.

Трыков В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997. – Т. 1. – С. 320–325.

 

3. Психологический роман Мопассана.

Усиление субъективного начала во французской прозе 80–90-х гг. XIX в. Традиции Флобера в романе Ги де Мопассана (1850–1893) «Жизнь» (1883). «Жизнь» – роман о смене двух культур. Л.Н. Толстой о романе. Импрессионистичность мопассановского пейзажа, его художественная функция в романе. Своеобразие психологизма Мопассана. Мир французской журналистики конца XIX в. в романе «Милый друг». Образ Жоржа Дюруа. Новеллистика Мопассана («Пышка», «Ожерелье»). Журналистская деятельность Мопассана. Обращение Мопассана к исследованию «чистой психологии» в романе «Пьер и Жан» (1887).

 

Литература

«Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ века»: В 2 т. / Под ред. В.М.Толмачёва. Изд. 3-е. М.: Академия, 2008 (или - Изд. 2-е, переработанное и исправленное. М.: Академия, 2007).

 

Бруссон Ж.-Ж. Анатоль Франс в халате. – М., 1998. – (Портреты).

Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968.

Кирнозе З.И. Мопассан // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 74–80.

Мениаль Эд. Ги де Мопассан. – Ростов н/Д, 1999. – (След в истории.)

Лиходзиевский С. Анатоль Франс: Очерк творчества. – Ташкент, 1962.

Трыков В. Франс // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 363–366.

Фрид Я. Анатоль Франс и его время. – М., 1975.

Юльметова С. Анатоль Франс и некоторые вопросы эволюции реализма. – Саратов, 1978.

 

4. Французская символистская поэзия .П Верлен, А.Рембо. С.Малларме.

Французский символизм: генезис и эстетика. Романтические и парнасские традиции в эстетике французского символизма. «Манифест символизма» Ж. Мореаса (1886). Мореас об особой роли идеи в символистской поэзии. Важнейшие особенности символа как нового типа художественного образа: многозначность, двуплановость структуры, суггестивность.

Место Поля Верлена (1844–1896) в поэзии французского символизма. Характеристика основных поэтических сборников Верлена («Сатурновские стихотворения», 1866; «Галантные празднества», 1869; «Добрая песня», 1870; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881). Стихотворный сборник «Романсы без слов» – вершина творчества Верлена. Связь Верлена с импрессионистической традицией. «Пейзаж души». Стихотворение «Поэтическое искусство» – манифест литературного импрессионизма. Лирический герой Верлена.

Необычайная интенсивность творческого становления и развития Артюра Рембо (1854–1891). Ранние стихотворения Рембо («Офелия», «Сидящие», «Руки Жан-Мари», «Спящий в ложбине»). Концепция поэта-ясновидца. Усиление трагических мотивов в поэзии Рембо в середине 1871 г. Своеобразие символа в лирике Рембо (на примере стихотворения «Пьяный корабль»). Ассоциативность образа в сонете «Гласные». Декадентские мотивы в книгах «Озарения» (1872) и «Пребывание в аду» (1873). Творческий кризис Рембо и отказ от литературного творчества.

Стефан Малларме (1842–1898) – теоретик символизма. Концепция поэта и поэзии в сборнике «Отклонения» (1897). Малларме в поисках «чистого» поэтического языка. «Герметизм» Малларме («Гробница Эдгара По», «Проза для Дез Эссента»). Образ поэта в сонете «Лебедь» (1885). Поэма «Удача никогда не упразднит случая» (1897): семантика и поэтика поэмы.

Писатели и критики об Артюре Рембо

Искусство Малларме, Рембо, Сезанна и тяготеющих к ним современников является для элиты неким духовным островом Цитеры, где находит себе убежище французское превосходство. Французские интеллектуалы демонстративно отворачиваются от государственных проблем, которые считаются запятнанными политикой <...>

Жан-Ришар Блок

 

Рембо – сюрреалист в практике своей жизни и во всем прочем.

Андре Бретон

 

В отличие от критицизма Флобера, критицизм Рембо как знамение эпохи был лирически сконцентрирован и эмоционально сгущен, был окрашен тонами анархического вызова, демонстративной бесшабашности.

Л.Г. Андреев



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.