Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема лекции: Определение уровня интеграции сбыта.



Тема лекции: Определение уровня интеграции сбыта.

С организационной точки зрения выделяют обычные каналы распределе­ния; вертикальные маркетинговые системы и горизонтальные маркетинговые системы.

Обычный канал распределения состоит из одного или более независимых производителей, оптовых и розничных торговцев, каждый из которых в независимом бизнесе максимизирует свою прибыль без учета возможно­сти получения максимальной прибыли для данного канала как целого; этот канал включает в свой состав независимые организации, не имею­щие явно выраженных лидирующих позиций и чаще всего подверженные конфликтам.

Вертикальная маркетинговая система (ВМС) - структура канала распреде­ления, в которой производители, оптовые и розничные торговцы действуют как единая система.

Один из членов канала либо является владельцем других, либо имеет кон­тракты с ними, либо обладает достаточной силой для обеспечения полного сотрудничества. ВМС является частным случаем вертикально-интегрирован­ных хозяйственных систем, которые в сферу своего управленческого воздей­ствия включают также производство и поставку ресурсов, необходимых для ведения производственно-хозяйственной деятельности. Примером являются компании «Шелл» и «ЛУКойл», организующие свою деятельность по принци­пу «от скважины до бензоколонки».

Поскольку усилия отдельных участников ВМС объединены, их маркетин­говая деятельность во взаимных интересах может быть скоординирована и в ней исключено дублирование.

На рис. 1 проводится сравнение обычного канала распределения и ВМС, которая консолидирует маркетинговые функции и деятельность отдельных уча­стников распределительного процесса в целом.

 

Рисунок 1 –Обычный канал распределения и ВМС

Выделяют корпоративные ВМС, договорные ВМС и административные ВМС. В административных ВМС согласованность действий обеспечивается за счет авторитета и влияния одного из участников канала.

Корпоративная вертикальная маркетинговая система объединяет последо­вательные стадии производства и распределения под одним владельцем, ко­торый осуществляет общее руководство каналом. Например, компании боль­ших продовольственных магазинов имеют мощности по производству льда и мороженого, разливочные линии различных напитков, пекарни; вся эта про­дукция поставляется в магазины данной компании.

Договорная вертикальная маркетинговая система состоит из независимых производственных и распределительных организаций разных уровней систе­мы, связанных договорными отношениями в целях большей экономии или лучших коммерческих результатов, чем это можно было бы получить, дей­ствуя в одиночку. Договорные вертикальные системы бывают трех типов: доб­ровольные цепи под эгидой оптовиков, кооперативы розничных торговцев и франшизные организации.

Добровольная цепь под эгидой оптовика - договорная вертикальная марке­тинговая система, в которой оптовик организует добровольные цепи незави­симых розничных торговцев с целью помочь им в конкуренции с крупными распределительными сетями.

Кооператив розничных торговцев - группа независимых розничных торгов­цев или магазинов розничной торговли, объединившихся для централизован­ных совместных закупок, ведения общего складского хозяйства и проведения общей политики в области закупок и продвижения продукта. Члены коопера­тива закупают большинство их товаров через кооператив, планируют совмес­тную рекламную кампанию. Прибыль каждого члена пропорциональна объему сделанных им закупок. Через кооператив могут производить закупки также и розничные торговцы, не входящие в его состав, однако они не имеют своей Доли в прибыли кооператива.

Во франшизной организации участник канала, именуемый держателем привилегий, связывает несколько этапов производственно-сбытового процесса. В основе деятельности договорной вертикальной маркетинговой системы дан­ного типа лежит метод организации производственно-сбытовой деятельнос­ти, основанный на предоставлении привилегии на производство и/или сбыт продукции одним из членов канала распределения другому, именуемый фран­шизой.

Привилегии могут заключаться в предоставлении права ведения хозяйствен­ной деятельности под известной маркой, использовании патента, авторского права, метода ведения бизнеса, ноу-хау и т.д. Организации, предоставляю­щие привилегии, могут получать за них разовую оплату (например, за право использования патента, за сдачу в аренду оборудования) или определенную долю получаемой прибыли.

Различают три типа франшизных организаций. Первый - система приви­легий розничных торговцев под эгидой производителя. Например, производи­тель на определенных условиях реализации и обслуживания дает независимым дилерам лицензии на продажу своей продукции. Широко используется в авто­мобильной отрасли.

Второй - система привилегий оптовиков под эгидой про­изводителя. Данный тип франшизной организации широко используется в от­расли прохладительных напитков. Например, компания «Кока-кола» передает право разливочным предприятиям (оптовикам) различных стран производить данный напиток из концентрата компании и продавать его местным рознич­ным торговцам.

Третий - система привилегий розничных торговцев под эги­дой фирмы сферы услуг, согласно которой такая фирма предоставляет право розничным торговцам обслуживать потребителей. Например, данный тип фран­шизной организации широко используется в отрасли быстрого питания. Так, компания «Макдональдс» работает более чем с 14 тыс. предприятий во многих странах мира.

Вид организации и ведения предпринимательской деятельности на основе изложенных принципов получил название франчайзинга.

Под горизонтальной маркетинговой системой понимается соглашение меж­ду несколькими организациями одного уровня канала распределения о совме­стных действиях с целью использования появляющихся при этом новых мар­кетинговых возможностей. В рамках такого соглашения организации могут объе­динить свои капиталы, производственные и маркетинговые ресурсы. Участни­ками соглашения могут быть как неконкурирующие, так и конкурирующие организации.

Так, соглашение между российским производителем самолетов Ил-96 и американской фирмой - производителем двигателей «Пратт энд Уитни» не является простым соглашением о поставках по кооперации. Без поддержки компании «Пратт энд Уитни», которая имеет общепризнанный в мире авто­ритет и свою сервисную систему в крупных аэропортах мира, выход Ил-96 на международные линии представлял бы более сложную задачу. Выгоду от этого соглашения имеет и «Пратт энд Уитни».

Иногда на практике совместно применяются и вертикальные и горизон­тальные маркетинговые системы. Например, на этих принципах было органи­зовано сотрудничество компаний «Дженерал Моторс», «Проктэр энд Гэмбл» (горизонтальное взаимодействие) и предприятий, реализующих хозяйствен­ные изделия (в целом - ВМС). Проводится рекламная кампания, в которой говорится о том, что в стиральные порошки компании «Проктэр энд Гэмбл» помешаются пластмассовые ключи от автомобилей «Дженерал Моторс» и те, кто активно покупает данные продукты, если им повезет, могут по цене стирального порошка приобрести также и автомобиль. Выгода для всех участников данной ВМС очевидна.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.