|
|||
ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОТРЕБНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ ИННОВАЦИЙИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОТРЕБНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ ИННОВАЦИЙ Живодер В.Ф. Ректор Сумского областного института последипломного педагогического образования, Действительный член АПСН, Украина, г. Суми Медведев И.А. докторант кафедры государственного управления и менеджменту Харьковского регионального института государственного управления и менеджмента при Президенте Украины, член-корреспондент АПСН.
Внедрение новых технологий в промышленность предполагает не только материально-техническое перевооружение, но и кардинальное обновление кадрового состава предприятий. Ситуация 90-х годов прошлого столетия, когда промышленность приходила в упадок, привела к появлению значительного кадрового разрыва на предприятиях. Наиболее работоспособные сотрудники среднего возраста были вынуждены сменить место работы, что моментально сказалось как на возможностях предприятий, так и на конкурсной планке инженерных вузов. Сегодня наблюдается острейший дефицит рабочих кадров, среднего технического персонала и инженеров. Спрос на работников разных специальностей на рынке труда вступает в противоречие со структурой и объемами их подготовки учебными заведениями. Решение этого и других противоречий требует внедрения принципиально новых подходов к отраслевой направленности деятельности заведений профессионального образования, новых форм интеграции интересов населения, хозяйствующих субъектов, органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, самих учебных заведений. Новая форма связей между высшей школой, наукой и промышленностью должна отвечать требованиям времени. Учебные заведения должны рассматривать предприятия как рынок для своей продукции, как академической (подготовка и переподготовка кадров), так и научной. Предприятия в лице учебных заведений должны видеть своих поставщиков. Методологическим основанием подготовки конкурентоспособного специалиста является формирование единого образовательного пространства вуза, науки и производства. Одной из форм такого сотрудничества есть создание сети региональных комплексов профессионального образования и единого организационно экономического, правового и финансового режима для ее функционирования. Создание таких комплексов позволит обеспечить, во-первых, формирование обобщенного интеллектуально-творческого пространства жизнедеятельности вузов; во-вторых, развитие системы постоянного взаимодействия между работодателями и образовательным сообществом с целью организации мониторинга регионального рынка труда и образовательных услуг, рационального заполнения профессиональных ниш на рынке труда; в-третьих, функционирование механизмов, стимулирующих работодателей инвестировать в образовательные учреждения, обеспечивающих интеграцию науки, производства и образования, распространяющих позитивный опыт участия работодателей в финансировании и управлении учреждениями профессионального образования. Основным стимулом к интеграции образования, науки и производства для высшей школы являются повышение качества подготовки специалистов и востребованности выпускников вузов на рынке труда, а также возможность повышения эффективности научно-инновационной деятельности. Стимулом для академической науки выступает возможность привлечения дополнительных кадровых ресурсов к научной деятельности, а для бизнеса – появление новых эффективных сфер приложения капитала, повышение конкурентоспособности производства товаров и услуг. Во многих вузах нерешенным является вопрос материального обеспечения научной и образовательной деятельности. Современные приборы и оборудование – важнейший элемент интеграции и мощного инновационного процесса – часто отсутствуют. Выход из сложившейся ситуации в сотрудничестве с производством, где студенты и аспиранты проводят практические и экспериментальные работы, что ведет к повышению мотивация учащихся к занятию научно-технической деятельностью и технологическим менеджментом. Продолжая изучать базовые дисциплины, студенту будет необходимо связывать теоретическую подготовку с практической деятельностью. Возможность увидеть на практике результаты применения получаемых знаний, является важнейшей составляющей формирующейся системы мотивации научных и управленческих кадров и, следовательно, процесса перехода к «экономике знаний». И тогда очевидна роль вуза не только как источника новых знаний, но и как эффективной системы управления знаниями, в том числе их коммерциализацией. Региональные комплексы профессионального образования позволят пересмотреть вопросы, касающиеся институциональной и организационной структуры, финансирования и управления системой профориентации, трудоустройства и адаптации молодых специалистов. На производство должны приходить уже готовые специалисты, потому что с сегодняшними темпами развития экономики просто нет времени их переучивать. В нынешних условиях идеальной моделью для современного производства является инженер с высшим образованием, который руководит бригадой высококвалифицированных рабочих. То есть грань между профтехучилищами и лицеями, техникумами, колледжами и вузами должна постепенно стираться с учетом региональных и отраслевых особенностей. Сам по себе диплом об окончании среднетехнического, средне-специального или высшего образования - это просто документ, в котором указано количество часов, которые выпускник просидел за партой. А свои реальные навыки он сможет показать только на производстве. Развитие экономики, основанной на знаниях, диктует необходимость обеспечения опережающей подготовки специалистов в вузах для создания, сопровождения, развития высоких технологий в промышленности, а также опережающую профессиональную переподготовку инженерно-технических кадров, технологов, конструкторов, квалифицированных рабочих предприятий. Новые технологии, интеграция производственных процессов, освоение новых видов продукции и пр. вносят коррективы в квалификационные характеристики рабочих мест, стандарты образования и другие образовательные компоненты. В таких условиях требования к системе образования должны осмысливаться как совокупность профессиональных, психологических характеристик, имеющих свою динамику. Усложнение производства, повышение образовательной базы работников ведут к возрастанию роли человеческого фактора в научно-техническом прогрессе вообще и в инновационной деятельности особенно. Правильное сочетание моральных и материальных стимулов, создание оптимальной творческой атмосферы в трудовом коллективе — одна из функций современного специалиста как организатора производства. Промышленности сегодня нужны инженеры новой генерации – люди, способные сочетать приверженность к высокой технологической культуре и дисциплине с критическим умом и творческой смелостью, изобретатели и новаторы. Все современные специалисты должны обладать рыночным мышлением и международным кругозором в своей области. Современный конструктор, работая над проектом, должен "держать в уме", что надо сделать не просто замечательную вещь, но вещь, которая будет замечательно продаваться, конкурируя на рынке с лучшими продуктами в международном масштабе. Современный инженер должен уметь работать в координатах "время-деньги", работать в тесном контакте с маркетологами и плановиками, понимать их язык. Создание и функционирование региональных комплексов профессионального образования позволят сконцентрировать ресурсы и интеллектуальные силы. Тесные контакты системы образования и действующего производства стимулируют профессиональный рост преподавательского состава образовательных учреждений; гарантируют выпускникам учреждений профессионального образования трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста, способствуют формированию и совершенствованию их профессиональной компетентности; обеспечивают учреждениям профессионального образования гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов, возможность развития экспериментально – учебной базы, повышения уровня предоставляемого образования, уровня материальной поддержки преподавательского состава и стимулирования его профессионального роста, а заказчику – возможность на базе учреждений профессионального образования готовить высоко – квалифицированные кадры. Создание и эффективное функционирование региональных комплексов профессионального образования позволит в рамках каждой из подсистем «образование-наука-производство» достичь принципиально новых качеств интеллектуальных продуктов, сформировать мощный потенциал творческого развития всех субъектов совместной созидательной деятельности, демонстрируя модель достижения инновационного качества подготовки современных специалистов адекватного требованиям производства.
|
|||
|