Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Важнейшие региональные экономические организации государств Азии и Тихого океана.



22. Важнейшие региональные экономические организации государств Азии и Тихого океана.

АТЭС- форум 21 экономики (даже Тайваня с полного одобрения Китая, вот почему экономики, а не гос-ва) Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли. В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая экономика самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий. Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года.

С 2 по 8 сентября 2012 года саммит АТЭС проходил в России, во Владивостоке на острове Русском.

1) Сотрудничество только в экономической сфере.

С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).

2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

3) Отказ от принуждения, примат добровольности.

АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.

4) Приоритетное внимание к информационному обмену.

Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство.Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.

5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума.

На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC (Asia-Pacific Economic Community) как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова !! Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран. Выполнение этого плана отнюдь не бесспорно: в 1995 на Осакском саммите АТЭС уже была названа дата начала формирования зоны свободной торговли (1 января 1997), но это решение не выполнено.

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На саммите стран АТЭС в Осаке уже было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

· торговые тарифы;

· нетарифные меры регулирования взаимной торговли;

· международные услуги;

· международные инвестиции;

· стандартизация товаров и услуг;

· таможенные процедуры;

· права интеллектуальной собственности;

· конкурентная политика;

· распределение государственных заказов;

· правила, касающиеся происхождения товара;

· посредничество в спорах;

· мобильность бизнесменов;

· внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;

· сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

Стремясь создать свободную зону инвестиций, страны АТЭС принимают меры, стимулирующие движение капиталов между странами региона: сокращают число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовой режим для предпринимателей, обеспечивают широкий доступ к экономической информации.

АСЕАН -Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (англ. Association of SouthEast Asian Nations) — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Члены АСЕАН: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (образующие гос-ва), Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос и Мьянма, Камбоджа. На данный момент статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор.

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

 

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте (столице Индонезии) и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. — бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван). Также работа ведётся в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

Ø установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

Ø поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели,

Ø ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);

Ø  расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;

Ø развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;

Ø расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;

Ø установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнёром по диалогу с АСЕАН. Министр иностранных дел России ежегодно участвует в министерских совещаниях (конференциях) Ассоциации с диалоговыми партнёрами в форматах «АСЕАН+10» и «АСЕАН+1». 23 июля 2008 г. в Сингапуре состоялось очередное совещание мининдел Россия-АСЕАН, в ходе которого были обсуждены вопросы развития диалогового партнёрства. Министры одобрили «дорожную карту», включающую конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. Важной составляющей российско-асеановских отношений являются межпарламентские контакты. Делегации российских парламентариев регулярно участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА).

Развиваются связи между представителями деловых кругов. В 1998 году в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия-АСЕАН. Под его эгидой организовано два Деловых форума Россия-АСЕАН (в апреле 2000 г. и в декабре 2005 г.). В апреле 2008 г. в ТПП России состоялось очередное заседание российской части Делового совета Россия-АСЕАН.

Положительную роль в развитии диалогового партнёрства призвано сыграть созданное в России в марте 2006 г. общественное движение «Восточное измерение». В марте 2007 г. делегация движения провела в Маниле встречи с политической и деловой элитой Филиппин, в том числе с Президентом Г.Арройо. В сентябре 2007 г. состоялся Российско-малайзийский бизнес-форум в Куала-Лумпуре.

АСЕАН + 3

Лидеры всех стран, в частности, Махатхир Мохамад из Малайзии, чувствовали необходимость дальнейшей интеграции региона. Начиная с 1997 года, блок начал создавать в своих рамках организации с целью достижения этой цели. АСЕАН плюс три был первой из них. Она была создана для улучшения существующих связей с Китайской Народной Республикой, Японией и Южной Кореей. За этим последовал ещё больший по составу участников саммит стран Восточной Азии, на котором кроме этих стран были также Индия, Австралия и Новая Зеландия. Эта новая группировка действовала в качестве предпосылки к запланированному Восточноазиатскому сообществу, которое предполагалось создать по образцу ныне прекратившего своё существование Европейского сообщества. С целью изучения возможных успехов и неудач этой политики, а также возможности разработки Устава АСЕАН. была создана «Группа видных деятелей АСЕАН».

В 2006 году АСЕАН был дан статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций. В ответ организация предоставила Организации Объединённых Наций статус «партнёра по диалогу».

АСЕАН + 6

Сообщается, что значительный прогресс был достигнут в отношении соглашений АСЕАН о свободной торговле с шестью партнерами по соглашению о свободной торговле, что позволило странам перевести свои экономические отношения на более высокий уровень при помощи переговоров в отношении всестороннего высококачественного соглашения. Если оно будет заключено, всестороннее региональное экономическое партнерство станет самой большой региональной торговой договоренностью. «Наряду с тем, что регион насчитывает более полвины мирового рынка и около трети мирового объема производства, нет сомнений в том, что успешное всестороннее региональное экономическое партнерство внесет огромный вклад и расширит мировую торговлю и инвестиции», сказал генеральный секретарь АСЕАН Сурин Питсуван.

Ожидается, что переговоры по всестороннему региональному экономическому партнерству начнутся в 2013 года, а саммит также одобрил руководящие принципы и цели переговоров по всестороннему региональному экономическому партнерству, которые были утверждены министрами экономики АСЕАН в городе Сием Рип в августе 2012 года.

Основываясь на этих руководящих принципах, всестороннее региональное экономическое партнерство позволит экономическим партнерам в регионе в конечном итоге вступить в соглашение. Также ожидается, что всестороннее региональное экономическое партнерство будет включать положения об экономическом и техническом сотрудничестве, которые позволят всем сторонам, в зависимости от их уровня развития, максимально увеличить возможности, которые доступны для углубления и расширения экономических обязательств.

Тем временем АСЕАН также продвигается в создании экономического сообщества АСЕАН в 2015 году, и призвала всех своих членов осуществить необходимые внутренние меры для того, чтобы достичь целей региональной интеграции экономического сообщества АСЕАН.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.