Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос –Интеграция как форма организации целостного образовательного процесса в ДОУ



Вопрос –Интеграция как форма организации целостного образовательного процесса в ДОУ

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, ко­торые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федера­ции от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных госу­дарственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошколь­ного образования» (ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функциониро­вания и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста

Основополагающим принципом развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральными государственными требованиями (ФГТ)  является принцип интеграции образовательных областей.

Во-первых, под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состоя­ние или процесс, ведущий к такому виду связанности, взаимопроникновения и взаимодейст­вия образовательных областей, который обеспечивает целостность и комплексность образо­вательного процесса (О. Скоролупова, Н. Федина).

Во-вторых, под интеграцией рассматривается сторона процесса развития, связанная с объединением в гармоническое целое ранее разнородных частей и элементов (И. А. Лыко­ва). Это не формальное соединение разного знания в новый информационный контекст, а обеспечение соединения разных сфер действительности, выраженных в разнообразной тек­стовой форме, в сознании ребенка (интеграция знания и сознания), что приводит к появлению  нового знания. Ребенок становится целевым и организационным центром образования, по­степенно приобретая способность генерировать новые информационные и культурные тек­сты (смыслы). Его сознание признается ведущим фактором интеграции.

Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

Интеграция как принцип развития педагогической теории и практики дошкольного образования есть ведущая идея, отражающая гармоничное объ­единение образовательных областей в единый неразрывный образовательный процесс и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких результатов в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста. Как принцип интеграция охватывает своим влиянием достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений, и она располагает факторами, обес­печивающими ее широкое влияние на педагогическую теорию и практику дошкольного образования. Для этого необходимо определить объект инте­грации, вычленить факторы, способствующие интегрированию выделенных объектов, а также необходимо сформулировать ожидаемый результат с уче­том потребностей и особенностей участников образования. В качестве объек­тов выступают предметы, образовательные области, определенные темы, ко­торые требуется расширить за счет интеграции. В качестве факторов интегра­ции могут выступать: деятельность детей, образовательные области, формы интеграционного образовательного процесса ДОУ. Интеграция как процесс есть непосредственное установление гармоничных связей между выделенны­ми системами интеграции и создание новой целостной системы образования детей дошкольного возраста в соответствии с предлагаемым результатом. Как процесс интеграция есть процедура интегрирования объектов (образователь­ных областей, разных видов детской деятельности, форм и методов), проек­тирование пути получения результата. В качестве результата образовательной деятельности ДОУ Федеральные государственные требования предполагают не сумму знаний, умений и навыков, а приобретаемые интеграционные каче­ства ребенка, такие, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, воспитанность и др. Интеграция как результат есть та форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом. Такой формой интегрированного образовательного процесса в ДОУ могут стать проекты, праздники, путешествия, экскурсии, деловые и ролевые игры, которые погружают дошкольника в познание всего многообразия окружаю­щего мира в его целостности и единстве. Таким образом, феномен интеграции предполагает ее рассмотрения как сложного явления педагогической дейст­вительности, которое реализуется в принципе, процессе и результате дошко­льного образовательного учреждения.

В дошкольной педагогике на сегодняшний день накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности позиций комплексного и интегрированного подходов (Н.А. Ветлугина Т.Г. Казакова, СП. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П.Новикова, и другие). Взаимосвязь разделов учебной деятельности отражена в содержании разных видов занятий, среди которых выделены интегрированные занятия (Л.А. Горшунова, О.М. Клементьева, СП. Козырева, Т.С Комарова, Г.Н. Новикова, О.С Ушакова и другие). Т.С Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывало все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «...в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслении, образов и их созданию разными выразительными средствами.

Комарова Т.С. и Доронова Т.Н. разработали методику в дошкольном воспитании, в основе лежат интегрированные блоки (циклы). Интеграция предполагает разнообразные уровни взаимоотношении между элементами, в том числе и уровни, подобные тем, которые образуют комплекс, то есть комплекс, как некое образование, некую целостность можно отнести к одному из уровней интеграции.

В это же время вопросами интеграции в дошкольной педагогике занимались Григорьева Л.Г., Казакова Т.Г., Сакулина Н.П. и другие педагоги и методисты. Однако интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного обучения в дошкольном образовании, а исследовались в рамках проблемы взаимосвязи содержания разделов учебной деятельности. В настоящее время перед дошкольным и образовательными учреждениями поставлена совершенно другая задача — разработать не интегрирован­ные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка в течение одного дня на определенную тему, в котором будет гармонически объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к образованию дошкольников. До недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения и воспитания, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Таким образом, педагогическая система дошкольного детства на уровне структурно-функционального анализа может быть представлена совокупно­стью взаимосвязанных компонентов: образовательные области, которых 10; ребенок дошкольного возраста как развивающийся социокультурный фено­мен, как субъект педагогического процесса, его взаимодействие со значимым взрослым и сверстниками; содержание дошкольного образования (общая, ба­зовая культура ребенка и профессиональная культура педагога) и предметно-развивающая среда, воспитывающая ребенка (средства). Их органичное взаи­мосвязанное движение, направляемое целью, порождает педагогический процесс дошкольного образования как динамическую открытую систему, цело­стно и всесторонне влияющую на образование ребенка дошкольного возраста с учетом запросов общества: личностно-социальное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие и духовно-нравственное, гендерное воспитание.

Необходимо выделить системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания образования или процесса, качественные характеристики его участников.

Принципы интеграции образовательных областей в образовательном пространстве ДОУ реализуются следующим образом:

Принцип системообразующего фактора- Образование дошкольников строится по отдельным функциональным узлам-факторам, предназначенным для достижения конкретных образовательных целей

Правило реализации данного принципа: В соответствии с учебным материалом следует интегрировать образовательные области, различные виды деятельности, формы, методы, подчиненные достижению намеченной цели.

Принцип выделения из содержания обособленных элементов.В этом случае содержание интеграции образовательных областей надо рассматривать как единую целостность, направленную на решение образовательной цели. Правило реализации данного принципа: Единицей изучения может быть конкретная тема или вид деятельности ребенка, которые объединяют образовательные области.

Принцип динамичности. Обеспечивает свободное изменение содержания образовательных областей с учетом особенностей детских групп.

Правило реализации - Содержание каждого элемента может легко изменяться и дополняться. Конструируя элементы интеграции, можно создавать новые качественные структуры.

Принцип гибкости. Требует такого построения интеграционного процесса, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания воспитания к индивидуальным потребностям детей . Правило реализации -при индивидуализации образовательного процесса необходима диагностическая деятельность, она должна быть организована таким образом, чтобы по её результатам можно было построить индивидуализированную структуру образования.

Примерные виды интеграции области «Физическая культура»

По содержанию и задачам работы и способам организации образовательного процесса:

n «Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья)

n «Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств)

n «Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности) «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)

n «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности)

n «Труд» (накопление опыта двигательной активности)

«Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» (развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных

Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Например, тема «Мамин праздник» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество

В течение дня дети читают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), рассматривают «Портрет матери» А.Шилова, сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам ( например, Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки (секреты могут быть разные).

Так например,

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Социализация Коммуникативная ü рассказ воспитателя о празднике, ü сюжетно-ролевая игра «Семья», ü проблемные ситуации: «Мама заболела», «Чем порадовать маму».
Познание Познавательная, исследовательская ü знакомство с праздником, его особенностями, ü беседа о семейных традициях, ü классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Физическая культура Активная физическая деятельность ü подготовка к играм-эстафетам с мамами, ü физкультминутка (показать, как мама учит детей стирать белье и развешивать на веревке, подметать пол, варить кашу, вышивать, семена на грядке сажать — имитация движений).
Труд Творческая Выпечка печенья для мам (дома с бабушками, сестрами, папами)

 Эффективность интеграции заключается в следующем:

1.Интегрированный процесс в дошкольном образовании способствуют формированию целостной картины мира у дошкольников, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.

2. У детей формируется познавательный интерес, и интеграция дает высокую результативность в этом плане, так отражает знание из различных областей.

3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс.

4. Интегрированный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

5. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что на сегодняшний день сложилась определенная система взглядов и подходов в определении понятия интеграции в педагогическом процессе, раскрывающая различные аспекты его содержания. В целом, в педагогике под интеграцией понимается высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результатом функционирования которых является формирование у детей качественно новой целостной системы знаний и умений.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.