Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Импровизация и хореография с точки зрения зрителя



Импровизация и хореография с точки зрения зрителя

Как это не странно, во многих случаях для неискушенного зрителя нет особой разницы между импровизацией и современной хореографией - если и то, и другое он видит впервые. Синхронность движений в хореографии, разумеется, выше, но синхронность - только один из приемов, причем в современной хореографии отнюдь не самый любимый. Остальные "критерии" - как то сюжет, сложность движений и т.д. - или воспроизводимы в рамках импровизации, или необязательны и в рамках хореографии. Бывает неудачная хореография, бывает неудачная импровизация. Реально больше всего для зрителя "работает" внутреннее присутствие исполнителя на сцене, его энергия, его увлеченность, его "безупречность". В случае удачной импровизации "творимый" смысл, энергия самого творческого процесса может передаваться внимательному зрителю и вызывает со-творчество. В случае удачной хореографии изначальный замысел может соединяться с личным присутствием и энергией исполнителя и вызывает понимание и со-чувствие.

Импровизация и хореография с точки зрения танцора

Достаточно распространенное заблуждение - считать, что в отличие от хореографии, импровизация - это отсутствие школы и техники. На самом деле школа есть, но - другая, она работает на другом структурном уровне - это в первую очередь, техники релаксации и осознания тела, более тонкого чуствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства/времени как элементов, рождающих композицию. Если танцорам традиционных направлений нужно проводить много часов у станка, то импровизаторы, как говорила на своем классе Нина Мартин, "проводят много часов на полу, осознавая связи внутри тела".

Сложность техник импровизации равна сложности техники балета и модерна, но в каком-то смысле это действительно разные миры, которые можно совместить одному человеку, но гораздо труднее совмещать внутри школы или труппы.

Техника хореографии - это техника структурирования, построения мира из заранее заложенных, выделенных кирпичиков; техника импровизации - это скорее техника раскрытия, раскрытия потенциальных возможностей пустого пространства.

13. Контактная импровизация опирается на физиологию, физические законы (вес, момент движения) и авторитет основателя Стива Пэкстона. Прочно вошла в язык современного танца, правда, в виде контактного партнеринга. В аутентичной контактной импровизации редко используется музыка, и сам процесс несомненно важнее результата (иными словами, несценично). Бесспорно полезная физическая и психологическая практика.

Хотя Контактная Импровизация по определению является спонтанной формой танца, у нее есть техника. Это достаточно общие принципы, разработанные, чтобы обеспечить безопасность и открыть возможности поиска интересных движений. Ниже - многие техники, с которыми наша группа работает на еженедельных встречах.

На первом контактном занятии труднее всего - почувствовать комфорт от прикосновения к незнакомым людям. В окружающем нас мире прикосновение очень значимо и сильно воздействует на чувства. Легкий и быстрый путь, чтобы сделать это, - начинать каждое занятие с круга, все знакомятся, и что-то говорят о себе.

19. Ведущим группы по импровизации может быть преподаватель, балетмейстер,терапевт, или танцор. Хотя ведущие будут организовывать занятия в соответствии с их собственными представлениями, здесь приводятся некоторые полезные рекомендации.
Танцевальная импровизация не требует предварительных навыков и мастерства. Однако, если в группе есть и опытные танцоры и новички, и те и другие могут быть фрустрированы. Если эта ситуация возникла, танцоры могут на некоторое время разбиться на подгруппы согласно своему уровню. Или упражнения могут быть адаптированы так, что новички будут работать с более простыми версиями упражнений. Тогда более опытные танцоры смогут работать отдельно в это же время. В некоторых обстоятельствах смешанная группа служит стимулом для роста, и таким образом, быть полезна для обеих сторон.
Многие из упражнений по импровизации могут быть адаптированы для групп от трех и до тридцати человек, хотя я считаю оптимальной группу от десяти до двенадцати танцоров. Двенадцать танцоров могут легко разделяться на маленькие группы, каждая из которых может работать одновременно, или поочередно; несколько танцоров могут быть наблюдателями, в то время как другие - двигаются. В простых упражнениях группа может работать вся целиком.
Наилучшим местом для работы является чистая, большая танцевальная студия с приподнятым деревянным полом. Группа может также использовать гимнастический зал, сцену, большую комнату или заниматься на открытом воздухе.
Группа может встречаться от двух раз в неделю в течение одного или двух часов и до пяти раз в неделю по четыре часа. Одна встреча в неделю - это минимум, для того, чтобы сплоченность группы развивалась. Более регулярные занятия, конечно, лучше для прогресса каждого из участников. В большинстве случаев ведущий группы отвечает за определение цели сеансов в целом и для каждой отдельной встречи - будь то введение творческих аспектов в классе техники танца, развитие драматических сцен, представление методов хореографии в классе композиции танца, или обеспечение направления и характера исследования для актеров. В каждом случае ведущий может определить, как лучше представить задание группе, каким образом акцентировать приобретение навыков движения, композиции и выступления, каким образом подчеркнуть процесс групповой импровизации как конечный результат сам по себе.

 


Планирование занятий

Упражнения размещаются тематически для удобства ссылки и - не обязательно в том порядке, в котором они должны выполняться. Вообще, ограничение сеанса одной или двумя темами помогает группе развивать и совершенствовать приобретенные навыки. Каждая тема включает несколько простых и несколько сложных упражнений. "Простое" упражнение может означать сольную или парную работу или ограниченный выбор действий для группы. Более сложные групповые задачи соединяют композицию с фантазией и предполагают большую свободу выбора для танцоров. В любом приведенном здесь сеансе, работа над простыми упражнениями готовит группу к выполнению более сложных задач в той же самой области.
Поскольку и физическая вовлеченность и осознание являются центральной точкой в импровизации, темам, которые включают хороший баланс движения и мышления, могут посвящаться отдельные сеансы. При выборе последовательности упражнений для сеанса, ведущий должен иметь в виду, что проделанная ранее работа может воздействовать на то, что происходит позже. Если танцоры выполняют упражнение, которое повышает пространственное осознание, то это осознание должно помогать им в течение всего сеанса, даже если последующие упражнения не сосредоточены на пространстве. Труднее, когда они начинают с медленного движения; в этом случае позже им может потребоваться напоминание двигаться быстрее и активнее.
Нужно ли для импровизации музыкальное сопровождение?
Музыка может создавать атмосферу и поддерживать энергию и концентрацию группы. Она также может сделать чувство и действие основой для ритмической работы или определять продолжительность импровизации. Она может объединить усилия танцоров, влияя на стиль, скорость и энергию их движения. Опасность состоит в том, что унифицирующий эффект музыки может отвлекать внимание от других танцоров. Хорошим решением является работа с аккомпаниатором, который может так же реагировать на танцоров, как танцоры реагируют на музыку. Но и с фонограммой танцоры могут обучаться реагировать осознанно на то, что они слышат, точно так же, как они реагируют на то, что видят и чувствуют. С другой стороны, тишина может быть сильнейшим аккомпанементом из всех возможных.


Проведение занятий
Каждая встреча должна начаться с разминки, разогрева. Разминка должна быть хорошо знакома ведущему и не должна быть излишне техничной. Техническая разминка улучшает двигательные навыки танцоров, но она может также мешать им в исследовательском процессе, так как предлагает стандартный набор движений. Для нетехнической разминки, которая ориентирует танцоров на процесс импровизации, смотрите упражнение "Слово- Действие". Когда выбрана общая направленность упражнения для сеанса, важно быть гибким в следовании этому плану. Ведущему необходимо быть отзывчивым к каждому танцору, а танцорам - друг к другу. Ведущий решает, когда прервать упражнение, а когда повторить, устанавливать лимит времени или позволить продолжиться упражнению дальше; помогает вести группу к успешному завершению работы. Цель таких решений состоит в том, чтобы помочь танцорам понять суть задачи, чтобы они были способны работать вместе эффективно и с чувством удовлетворения.
Ведущий может помочь с началом и окончанием сеанса. Одна из наиболее нежелательных ощибок групповой импровизации - это хаотическое начало. Вообще, импровизация должна начинаться с движения одного человека, так, чтобы каждый, кто присоединяется к импровизации, знал, что уже произошло. Импровизация может быть начата кем-то, у кого появился импульс начать, или ведущий может попросить кого-то начать. Иногда полезно выбрать танцора, который будет способен обеспечить эффективный материал; иногда ведущий может подобрать кого-то, кто не проявляет инициативу. Существуют различные способы окончания импровизации, но во всех случаях, танцоры должны привыкнуть заканчивать в состоянии ясности, и поддерживать это состояние до того, как всем разойтись. Перед началом импровизации ведущий может оповестить танцоров о приблизительной ее продолжительности (например, одна минута, полчаса). Кроме того, ведущий может также объявить окончание; намекнуть, что танцорам надо начать искать окончание их импровизации; или позволить им закончить в тот момент, когда они посчитают нужным. Не всегда импровизация должна оканчиваться в неподвижности, и, конечно же, не в беспорядке, так любимом новичками. Танцоры могут представить, что свет тускнеет, и продолжить двигаться к краям пространства. Или они могут выйти со сценического пространства.
Обсуждение в конце упражнения или серии упражнений может помочь танцорам пересмотреть и оценить те решения, которые они сделали, обнаружить другие возможности, которые они могли бы попробовать, и осознать, что они делали инстинктивно. Дискуссии не должны ставить целью решать, что было сделано правильно, а что - нет, но понимать следствия сделанного выбора. Если группа повторит упражнение после обсуждения, они могут видеть, как новое понимание будет воздействовать на результат.
Не каждая импровизация ведет к непосредственному успеху. Ведущий будет часто сталкиваться с затруднениями и переделывать упражнения. Если упражнение скучно танцорам или их аудитории (обычно и тем и другим), возможно, танцоры упускают какую-то его сторону. Создание фокусированного внимания помогает добиться большего успеха. Если упражнение с самого начала не задалось, танцоры могут начать снова с новым материалом.
Если одновременно происходит слишком многое, трудности могут возникнуть из-за большого количества людей, которые пытаются опередить события. Вообще, "правило большого пальца" для большинства импровизаций позволяет одновременно происходить не более чем двум различным событиям. Характер "события" зависит от исследуемой темы. Это может быть, например, группировка танцоров или характер движения.
Иногда танцоры делают слишком много, не позволяя другим увидеть, понять и найти ответ. В целом, это помогает импровизационному процессу, который является скорее эволюционным, чем революционным, если танцоры склонны быть многоречивыми. Не сразу, но этот процесс ведет к взаимопониманию, которое будет иметь захватывающие результаты.
Когда танцор нарушает правило импровизации, это может быть средством, чтобы избежать затруднений в упражнении. Иногда это черта гениальности. Танцоры должны учиться различать это. Они должны привыкнуть не уклоняться, опьянение импровизацией приходит, когда концентрация танцора так высока, что ответы приходят автоматически. Тогда структура чиста, воображение алертно, и все предшествующее обучение стало инстинктом.


Подготовительные упражнения
Занятия по импровизации обучает навыкам, но они также требуют навыков и умений. Танцоры должны приучиться, привыкнуть к процессу импровизации, к концентрации и фокусировке. Они должны быть способны видеть и реагировать на то, что они видят. Эти навыки представлены упражнениями "Зеркало" и "Унисон". Освоив эти элементы, танцоры могут начать приобретать новые навыки и соединять их в своей работе в танце.
При работе с группой, находки сами по себе не так важны, как способность использовать их в совместной работе с другими людьми. Это начинается с заинтересованности в совместной работе и чувстве доверия к другим членам группы. Разделы "Активные и Пассивные роли" и "Работа с весом" помогают развить эти качества.
Обязательная подготовка ко всем упражнениям - разминка. Она подготавливает танцоров физически, чтобы они могли двигаться свободно и безопасно. Упражнение "Слово - Действие", приведенное здесь, помещает танцоров в импровизирующее состояние ума, активизируя память, воображение и способность к подражанию.

20. Использование техник импровизации позволяет соединять эти зачастую противоположные состояния и навыки, обретать большую целостность и полноту мироощущения и самовыражения.
Поскольку многие упражнения выполняютсяв формате "кто-то делает, кто-то смотрит", выявляется и постепенно исчезает страх публичного выступления, который как известно иногда сильнее страха смерти. Декларируемый экспериментальный аспект снижает страх оценки. Развитие чувствительности и готовности к неожиданности - страх неизвестного.
Упражнения по структурной импровизации и композиции являются простым и наглядным обучением метаструктурам взаимодействия: присоединению, противодействию (контрасту) и комплиментарности (дополнительности).
Упражнения на групповую импровизацию развивают целостное видение ситуации (что важно - в динамике) и своего места в ней. Многие упражнения направлены на то, чтобы сохранять определенное состояние в меняющихся условиях и этот навык сохранения состояния достаточно легко переносится на жизненные ситуации.

Можно сказать, что терапевтический процесс "встроен" внутрь импровизационных техник, хотя сама импровизация имеет самостоятельную самодостаточную ценность.

 

 

Импровизация - это соединение осознанного выбора и спонтанной реакции. Она включает периоды непрерывной концентрации и удивительной моменты магии, которые никогда не повторятся. Отвечая на воображение, интеллект, стиль, и энергию каждого человека, танцоры находят пути прорыва через стереотипы мышления и движения, которые ограничивали их.

Когда исчезает страх, и человек реально умеет импровизировать (т.е. выстраивать отношения с пространством, временем, зрителем, своими телесными возможностями и импульсами в настоящий момент времени), чудо более возможно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.