|
|||
Икона и картина.. Отличие первое. Изображение предметного мира!Икона и картина. Картина создается творческой фантазией художника, то есть художник придумывает её. И зависит она от внутреннего мира художника, от времени, в котором он живёт, от образа его жизни. Один художник беден, другой богат. Согласитесь, что и мир они видят уже по-разному. А вот мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Иконописание – это не самовыражение, а служение и молитвенное делание. Картина должна быть эмоциональна, так как принадлежит миру душевному. Кисть иконописца не изображает личные эмоции. Когда вы слышите в церкви чтение молитв псаломщиком, то наверняка замечаете, что и чтение намеренно лишено выразительности; сопереживание происходят на духовном уровне. Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его. Мир, который она изображает – это иной мир. Давайте будем говорить про отличия иконы и картины.
Отличие первое. Изображение предметного мира! Изображение на иконе бывает немного деформировано. Например, фигуры на иконе рисуются удлиненными, потому что это «иная плоть», изменённая, освященная. В иконе нет торжества тела, которое можно увидеть, на картинах эпохи Возрождения. О фигурах на иконах говорят – «истонченная телесность». Евгений Николаевич Трубецкой пишет: «Изможденные лики святых на иконах (противостоит)… царству … сытой плоти». 1. Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции. Икона Божьей Матери «Одигитрия» Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»)
2. Другой пример: изображение гор на православных иконах. Это не синие туманные вершины – на иконах это символы духовного восхождения, восхождения души к Богу. Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.
|
|||
|