|
|||
Алина ГребешковаАлина Гребешкова Веретено Веретеном растянуть бы время, как шерстяной шарф становится километровым после стирки, порошком выбелить память, черные пятна, разводы вычистить и забыть, спрятаться в ворохе чистого постельного белья, накрыться одеялом любимых объятий.
И глаголом жечь не сердца, а сделать татуировку по диафрагме, под ребрами, на животе, тонкой нитью обвести, протянуть пуповиной до головы, по шее, губам, глазам и внутрь – вены, артерии, сетчатое полотно мыслей-желаний, чтобы, когда забудется, взглянуть на собственное тело и задышать:
ды- ха- ни- е.
Чувствовать теплую ладонь на животе половинкой плоти горячего хлеба, тут же запах его тянет на верёвочке и нанизывает бусинами: деревянную лошадку, деревянную колыбель, деревянную прялку с облаком шерсти, деревянные окна с ажуром, деревянные косые заборы, но люди не деревянные, а молочные, кровяные, травяные – сошедшие – живая сила тех, кто пойдет за ними.
Теплая ладонь поднимается выше, гладит по ребрам – стенам храма, купол его венчает не жертва, колокол звенит громче, сильнее, ребенок плачет от обиды, злости, страха – не понимают, не любят, скрыться, не высовываться, рыбой зарыться в песок. Девочка, дорогая, прекрасная, любимая, стань счастливой! Будто в разбитый кувшин утекает вода назад, но не время – веретено – не растянешь, запрядёт расстоянием, завяжет узелки памяти в вечность дыханием.
Сжаться до размеров вселенной, свернуться эмбрионом, родные ладони обовьют коконом от живота до шеи, будто листья тела деревьев, обнимут теплом, тонкая нить заплетется воедино – веретено.
Череда Полыньевое море – горечь и детство: дом из красной глины с красным углом, прялка стучит, вздыхает тесто, всё по часам своим чередом.
Череда, душица, зверобой, отражает небо чистая роса, по земле бежит маленький бог и хватает за уши чёрного пса.
Ледяная речка среди полей, дикая смородина и горький мёд, вырастают боги в больших людей – закружило времени круговорот.
И ушёл под землю бабушкин дом, там не слышно лая чёрного пса, никогда не вернуться в детский сон, где цветёт душица и череда.
Пирожки Моя мама жарила пирожки размером с корабль, вставала рано, когда ещё не проснулись облака, пыхтела пароходом задумчиво на кухне. Может, и пела, но я не слышала. Никогда. Рыб тоже неслышно, но это не значит, что они не поют. Пирожки жарились, будто грешники в аду, горячее масло брызгало во все стороны каплями лавы. За какие грехи мама их туда отправляла, мне неизвестно. Но чтобы стать кораблем, долгий путь пройдет тесто. Время растянуто в пространстве кухни. Я ощущаю его на себе. Долго. Слишком долгое рождение нового. Неужели и меня так когда-то ждали? Мама говорит, я могла быть пятой. Но арифметика не складывается: старшая сестра, а где ещё трое? Она молчит и не возвращается к разговору. Я же знаю, что была рыбой, плавала в водах, нежно плавниками мамы касалась. Мне так казалось, но чтобы ощутить боль, нужно стать мамой. И тогда полюбить родившую тебя. Главное, успеть понять, что являешься продолжением вселенной. И принять ее внутри себя. Воскресенье. Она жарит пирожки размером с корабль. Фартук – в муке. Руки – в мозолях. Чистит лук и картофель, старается не шуметь. Я бегу к ней теплой и большой, размером с дом, она – и есть дом. Улыбается, вытирает пот с лица. Разминает тесто, будто больную шею: тянет кожу в разные стороны, мнет его, вселяет уверенность – ты будешь лучшим пирожком из всех братьев. Скалкой разглаживает бока, грациозно кончиками пальцев придает форму, шов накладывает посередине. Нежно хлопает по спине творение. Я повторяю каждое движение. Но в моих руках рождается уродец, заболевший смертельной болезнью, таких скидывали с вершины скалы греки. Но мама возвращает ему жизнь. Подминает бока, колдует. И о чудо! Его уже не отличить от остальных братьев. Солнце забывая рассвет, озаряет лучами старый шкаф, дверь, лучами гладит маму и меня. Тесто раздувает в битве с маслом, оно ворчит, ему страшно перейти в новое состояние. Чай с лимоном. Моя мама создавала корабли. Она обнимет меня плавниками. Мы уплывем в дальние страны, когда встретимся вновь на старой кухне, чайник кипит, теплые руки, мне пять лет, а впереди – взрослая жизнь, но ничего не страшно, пока мама здесь.
Алина Гребешкова. Краткая биография: Родилась в Башкирии, с 2019 года живу в Нижнем Новгороде. Журналист. Автор книг: «Заповеди newандертальцев» (Уфа, 2010), «Память рыб» (СПб, 2019). Публикации в журналах: «Русское эхо», «Лед и пламень», «Литсреда», «Бельские просторы», «Дон», поэтические сборники: «Уфимский полуостров», «Подворье» (Прага, 2019). Гран-при Шестого фестиваля молодежной поэзии «Мяуфест» (Уфа, 2014). Участница Международного литературного фестиваля «Горящая гора» (Уфа, 2015), Всероссийского литфеста им. М. Анищенко (Самара, 2015-2019), «Русские рифмы» (2016, 2018), «Таврида» (2016,2018), Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Сочи, 2017), Межрегионального совещания молодых писателей «Стилисты добра» (Челябинск, 2018, 3 место, проза), Школы молодых писателей (журнал «Октябрь», 2018), Всероссийского совещания молодых литераторов «Драматургия слова» (Уфа, 2018); финалистка национальной премии «Русское слово» (2018), участница Слета молодых литераторов (Б. Болдино, Нижегородская обл., 2019), III Всероссийского совещания молодых литераторов СПР (2020).
|
|||
|