|
|||
Обзорные лекцииОбзорные лекции
Дисциплина «История отечественных политических учений»
1.Развитие политической мысли в Киевской Руси Концепция богоугодного правителя в работах Феодосия и Нестора - происхождение государства имеет традиционно-легендарное объяснение, основанное на неписаном договоре. В идее призвания содержалась необходимость показать единство русского государства, законность деятельности великого князя и недопустимость сопротивления со стороны вассалов-князей. Концепция единодержавия в работе Иллариона «Слово о законе и благодати». В основе работы - взаимодействия Закона иИстины. Он утверждает идею о равноправии всех народов,живущих на земле, подчеркивая, что время избранничества одного народа прошло. Власть великого князя крепка и основана на «правде». Источник верховной власти он усматривает в божественной воле, поэтомусам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», которыйобязан перед Богом отвечать за страну, обеспечивать мир и хорошее управление. «Поучение детям» В. Мономаха: затронут большойкруг вопросов - объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви игосударства, принципы отправления правосудия в стране. ведущее место занимает проблема организации и осуществленияверховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решатьсовместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония» и «неправды»,правосудие вершить «по правде». Судебные функции он предлагал осуществлятькнязю.Мономах разрабатывает проблему ответственностивеликого князя перед подданными. Вовсех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру. При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономахотводит церкви почетное, но явно подчиненное место. «Слово о полку Игоревом» - центральной идеей является объединение Русской земли под властью великого князя, ивойна в связи с этим признается только необходимой мерой для отражения нападения. Негативное отношениеккняжеским междоусобицам, обязанность правителей заботиться оподданных, что прежде всего означает обеспечение безопасности. 5. Моление Даниила Заточника. Центральной политической идеей произведения «Моления», его стержнем служитобраз Великого князя. Если власть князя организована плохо и в державе отсутствует порядок иуправление, то в этом случае и сильное государствоможет погибнуть, поэтому важно не только верховенство князя, но и хорошоорганизованное управление. Править князь должен вместе с Советом.Поддержка автором сильной великокняжеской власти предполагает ограничениеполномочий местных феодалов, что, в конечном счете, способствовало объединению всехземель под властью единого Великого князя.
2. Охарактеризуйте политические взгляды Карамзина Политические взгляды в работе «Записка о древней и новой России». Карамзин считал, что важны не формы, в которых существуют нравственные качества правителя, а не на законы, которыми в западных странах принято ограничивать правителей. Карамзин не выступает против принципа законности в деятельности государственной власти. Но он боится революционных преобразований, а также считает, что необходимо уважать сложившиеся веками порядки. Также в записке содержится критика существующего государственного аппарата. Основные проблемы: некомпетентность, взяточничество, безответственность. Изменения надо производить не путем создания новых государственных органов, а путем подготовки грамотных, специально обученных кадров. Также необходимо просвещение и нравственное воспитание народа. Но западную систему просвещения Карамзин считал слишком теоретической, оторванной от деятельности. В вопросе о крепостном праве необходимо не давать крестьянам свободу, а лишь установить над ними «благоразумную власть помещика»: ввести умеренный оброк, законный порядок определения размера барщины, хорошее личное обращение и т.п. Крестьяне, лишившись узды, начнут пьянствовать и не смогут обеспечить страну хлебом. Дисциплина «Политическая регионалистика»
1.Охарактеризуйте регион как уровень политического анализа Определение термина регион в политической науке (Хрбек, Маккиндер, Маркузен, Рехмельд). Факторы политизации регионов (П.Андерсон). Регионообразующие факторы (Калитчак): физико-географический, исторический, этнический и конфессиональный, социально-экономический, идеологический, административный, наднациональный, внешний. Региональная типология и классификация. Структурно-функциональный подход к классификации регионов. Классификация регионов Сальвемиини. Классификация О. Вебера, Шмидт-Эгнера, Луфлина, Бусыгиной.
2. Раскройте сущность региональной политики, а также ее виды и подходы Определение региональной политики (широкая и узкая трактовка). Субъекты, объекты региональной политики. Вертикальное и горизонтальное измерение региональной политики. Политическое содержание региональной политики: 1) Сохранение территориально-политической системы; 2) Контроль и баланс; 3) Амплитуда неоднородности. Региональная политика всегда зависит от особенностей региональной структуры: культурно-исторических особенностей государства; его физической географии и природных условий; экономического состояния и его динамики; внешних геополитических вызовов. Основные подходы в региональной политике были разработаны в рамках экономической концепции и состоят из: 1) адресный, или селективный, или индивидуальный, подход; 2) комплексный подход; 3) автономный подход. Основными видами региональной политики являются стимулирующая; компенсирующая; адаптирующая; противодействующая.
3. Охарактеризуйте процессы централизации и децентрализации в управлении региональным развитием Сущность централизация, ее плюсы и минусы. Децентрализация, сущность, плюсы и минусы. В процессе децентрализации идет развитие самоуправления в регионах и на местах, процесс принятия политических решений частично смещается в сторону регионов. Центр разгружает себя от части полномочий, передавая их на места и способствуя развитию самоуправления. Виды децентрализации: деволюция (Великобритания) и деконцентрация (Франция). Деконцетрация – передача полномочий на региональный или местный уровень, не закрепленная юридически. Деволюция — передача полномочий от центра к регионам и структурам самоуправления на местах, закрепленная юридически (Конституция, нормативные акты). Проблема баланса централизации и децентрализации в региональной политике. Дисциплина «Политическая конфликтология»
1.Охарактеризуйте развитие конфликтологических теорий во второй половине ХХ в. (Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг). Л. Козер является родоначальником теории «позитивно-функционального конфликта». Определение и сущность конфликта. Позитивные и негативный функции конфликта в обществе. З вида конфликтов исходя из степени нормативной регуляции: институционализированные, абсолютные и смешанные. «Реалистичный» и «нереалистичный» конфликт. Конфликт в группах. Факторы мобилизации групп. Образ внешнего и ванутреннего врага. Р. Дарендорф как автор «функциональной теории конфликта». Он считает, что социальные конфликты обусловлены самой социальной структурой общества: различием социальных позиций и ролей, делением на правящих и управляемых, асимметричным распределением ресурсов и другим. ИКА. Проблема распределения власти. Функции конфликтов. Проблема урегулирование конфликтов. К. Боулдинг и его «общая теория конфликта». По его мнению, все конфликты имеют общие элементы, познавая которые можно регулировать конфликтную ситуацию. Причинами конфликтного поведения являются стимулы внешней среды, а побудительными мотивами – интересы людей. Боулдинг считает, что конфликтность заложена в самой природе человека, в его стремлении к доминированию и борьбе с себе подобными. Конфликт он определяет как «ситуацию соперничества, в которой стороны знают о несовместимости их возможных в будущем позиций и в которой каждая сторона стремится занять положение, несовместимое со стремлениями другой.
2. Раскройте особенности и структуру политических конфликтов Сущность и особенности политического конфликта. К особенностям относиться: публичность и открытый характер противодействия; всеобщая значимость; обусловленность властью (властными отношениями); идеологический характер мотивации конфликта; институциональная организованность субъектов конфликта; «символическая» идентификация; конфликт взаимных намерений сторон; наличие легитимных лидеров; правовые коллизии; односторонняя «законность» насилия; национальные и социокультурные особенности политического конфликта; возможность трагических последствий. Структура конфликта: субъекты, объект, предмет, среда, инцидент, фазы. Инцидент. В более сложных конфликтах каждая сторона, помимо субъекта, может включать: участников (прямые и косвенных), сторонников, союзников, жертвы и других.Субъекты политического конфликта имеют свои качественные и количественные характеристики, которые могут выражаться в следующих понятиях: «политический статус», «политический вес», «политический капитал», «политическая харизма», «нравственность».
3. Раскройте и охарактеризуйте основные виды политических конфликтов Все политические конфликты делятся на международные(внешние) и внутренние. Внутренние, можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. Вертикальные также делятся на два вида: статусно-ролевые и режимные (оппозиционные). По области спора (сфере жизнедеятельности) можно выделить следующие виды политических конфликтов: социально-политические, политико-экономические, этнополитические, конфессионально-политические, политико-правовые, институционально-политические, идеологические (в том числе имеющие религиозные основания) и другие. Горизонтальные политические конфликты. Борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима.Политические конфликты бывают локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объективными, насильственными, мирными, ~ конструктивными, деструктивными. Они могут происходить на уровне центра, региона, отдельного города и района. Типология К. Боулдинга и А. Рапопорта, Дэна, Юри, Глуховой, Здравомыслова. Конфликт политических интересов. Конфликт политических культур. Дисциплина «Технологии политических процессов» 1. Охарактеризуйте виды и стадии переговорного процесса, стратегию и тактику Переговоры - это специфический вид политического межличностного взаимодействия сторон и совместной деятельности, ориентированный на разрешение политических конфликтов или организацию сотрудничества и предполагающий совместное принятие решения, оформленного письменным соглашением или договором. Типологии политических переговоров: двусторонние и многосторонние; прямые и непрямые; открытие и закрытые, внутренние и международные; переговоры на высшем уровне, переговоры на высоком уровне, переговоры в рабочем порядке. Типология переговоров по Икле. Динамика переговорного процесса (Друкман, Цартман, Икле, Лебедева). Основные стратегии (Фишер, Юрии, Нех): «позиционного торга» (конкурентного поведения), «согласованного поведения», «жесткого прессинга». Тактические приемы: жесткие (ультиматум, шантаж, угроза, тактика Талейрана, тактика цейтнота, тактика растущих требований, тактика салями и др.) и мягкие (поиск консенсуса, компромисса, тактика «милый друг», тактика «пробного шара» и др.).
2. Раскройте структуру, типы и технологии создания политического имиджа. Определение имиджа. Типология имиджа: желаемый, субъективный, объективный, идеальный. Имидж первичный и моделируемый, позитивный и негативный, созданный и стихийный. Структура политического имиджа:персональные, социальные и символические блоки. К профессиональным относятся: физические особенности; психофизиологические особенности; профессиональные особенности; наличие харизмы. К социальным - способность лидера генерировать и провозглашать объединяющие и мобилизующие идеи; социальные связи лидера; известность; авторитет; статус личности; социальная принадлежность.Символические характеристики- биография; мировоззрение политика; идеология; программа; позиции лидера по актуальным вопросам; постоянные культурные архетипы, связанные в сознании избирателей с лидерскими позициями и ролями, и устойчивый набор черт, которые постоянно ассоциируются с лидером. Имиджевые стратегии: 1) формирование имиджа неизвестного кандидата; 2) корректировка объективного имиджа кандидата (репозиционирование имиджа); 3) «снижение» имиджа конкурента; 4) мероприятия противодействия возможной кампании дискредитации со стороны соперников и восстановление имиджа кандидата, сниженного в результате дискредитационных акций конкурента или просчетов политика. Выбор имиджевых стратегий зависит также от состава конкурентов и расстановки политических сил. Формирование имиджа кандидата с использованием маркетинговых технологий — это «основанная на изучении электората система оптимизации значимых характеристик кандидата (внешность, манеры: публичное поведение, программы) и информационного воздействия на целевую аудиторию, направленная на получение максимального числа голосов избирателей для данного лидера». Основными этапамиконструирования политического имиджа являются: определение требований аудитории (сегментов аудитории); изучение характеристик кандидата; изучение имиджей конкурентов; соотнесение реальных качеств кандидата с ожидаемыми аудиторией и формирование «ядра» имиджа; выбор дополнительных характеристик; отбор и дифференциация составляющих имиджа. Формулировка составляющих имиджа; позиционирование; выбор и разработка коммуникативных стратегий продвижения характеристик имиджа; реализация стратегии позиционирования; оценка эффективности стратегии позиционирования.
3. Охарактеризуйте модели и виды политического консалтинга Модели национального консалтинга П. Радунски: американская, французская, немецкая. Консультанты бывают групповые и индивидуальные, отечественные и международные, внешних и внутренних. Внутренние консультанты выполняют три принципиально разные роли: помощник, советник, консультант. Можно выделить три основных направления политического консультирования «извне»: работа в ходе выборных кампаний (работа с электоратом; работа с клиентом, работа с активистами и добровольными помощниками, элитарная кампания); кризис – менеджеры, построение корпоративной идентичности и ПР политических организаций и их лидеров. Политическое консультирование «извне», как и «изнутри», может носить неформальный, формальный или смешанный характер. Весьма распространена типология консультантов по уровню их специальных знаний. В частности, в этом контексте выделяют:«ученого», «исследователя» и «эксперта». М. Кубр выделяют«консультантов по ресурсам» и «консультантов по процессу». Формы политического консультирования: рефлективное и игровое. Игровое подразделяется в зависимости от ситуации на учебную или практическую. Дисциплина «Сравнительная политология» 1. Охарактеризуйте основные виды сравнительных исследований Доган и Пеласси выделяют: 1) сравнительно-ориентированное исследование случая; 2) бинарное (прямое и косвенное); 3) региональное; 4) глобальное; 5) кросс - темпоральные (синхроническое и асинхроническое). М.В. Ильин выделяет типы сравнения: 1) морфологическое, 2)субстанциональное, 3) мифологическое, 4) интегральные, 5)диффузные, 6) генетические, 7) псевдо - морфологический, 8) псевдо- субстанциональный. Б.Г. Петерс к основным типам исследования относит: 1) единичные страноведческие описания политики; 2) анализ сходны процессов и институтов в ограниченном числе стран, отобранных по аналитическим основаниям; 3) использование типологий и иных форм классификационных систем как для сравнения групп стран, так и для прояснения внутренней политики в отдельных странах; 4) статистический или дескриптивный анализ совокупности стран, выделенных по географическим или эволюционным показателям; 5) статистический анализ общемирового уровня. Важно также деление сравнительных исследований на две группы: а) исследования с ориентацией на случаи; б) исследования с ориентацией на переменные.
2. Охарактеризуйте индексы демократии. Индексы как метод сравнительной политологии. Разновидности индексов: аддитивный, взвешенный, мультипликативный. Индекс политического развития Катрайта построен на основе анализа политических институтов, исходя из критериев демократичности формирования законодательной и исполнительной власти и выстраивании стран на едином континиууме развития в зависимости от сложности институтов в соответствии с концепцией: чем сложнее институты, тем более развитая нация. Страны располагались по оценочной шкале от 0 до 3 баллов. Индекс демократичного действия Д. Нейбауэра, опирался на экономическую модель демократии Э. Даунса и модель полиархии Р. Даля. В качестве основы измерения использовались две переменные: электоральное равенство и электоральная конкуренция. При построении индекса демократического развития учитывался: 1) процент взрослого населения, имеющего право голоса; 2) равенство представительства; 3) информационное равенство; 4) конкуренция (длительность нахождения у власти доминирующей партии и средний процент голосов, полученных побеждающей партией). Индекс демократизации Т. Ванханена основываясь на концепции Р. Даля, использовал две переменные: политическое участие и политическую конкуренцию и трансформировал их в два количественных индикатора для измерения демократии: 1) уровень конкурентности (К) – доля голосов, полученных оппозиционными партиями на выборах; 2) уровень электорального участия (У) – доля населения, участвовавшая в голосовании. Уровень конкурентности определялся по доле голосов, полученных небольшими партиями на выборах. А уровень электорального участия - по доле населения, реально принимавшей участие в голосовании. На основании этих двух показателей и рассчитывается индекс: ИД = (КхУ)/100. Полученные результаты стали основанием для классификации политических систем на демократические, полудемократические и недемократически. Одними из известных являются индекс, разработанный неправительственной организацией «Дом Свободы». Методологию и методику подсчета предложил Р. Гастил. В его основе находится перечень политических прав и гражданских свобод, которые оценивают эксперты. Затем оценки политических прав и гражданских свобод суммируются, а страны на их основании ранжируются, исходя из показателей: 1–2,5 — свободные страны; 3,0–5,0 — частично свободные страны; 5,5–7 — несвободные страны. В оценивании участвуют около пятидесяти экспертов, используются материалы СМИ, данные неправительственных организаций, исследовательских центров (включая проводимые ими социологические опросы).
3. Охарактеризуйте типологии современных политических систем Типология политических систем. Теоретическая и эмпирическая типологии. Типология политических систем Г.Алмонда (считающаясяклассической в политической компаративистике): англо-американский,континентальный европейский, доиндустриальный и тоталитарный типы. Морфологические типологии: линейные (бинарные) - Г. Лассуэл и А. Каплан, Г. Алмонд, Б. Пауэлл. Морфологические координатные (двухмерные и множественные) – Р. Даль, А. Лейпхарта, Ж. Блонделя. Типология переходных политических систем.Трудности с определением типологии переходных политических систем. Функции типологизации политических систем. Типология переходных систем Хаггарда и Кауфмана, типология Манка и Лефа. Типология Х. Линца. Дисциплина «Теория и практика демократии» 1. Дайте сравнительный анализ либерально-демократической и радикально-демократической парадигм демократии. Обе теории возникают на протяжении XVII–XIX вв. как попытка решить так называемую «проблему Гоббса». Представители либерально-демократического и радикально-демократического направлений считали человека разумным существом, но по-разному истолковывали эту предпосылку. Они также были едины в трактовке происхождения государства из принятого разумными индивидами договора, но различали источник этого договора. Они отстаивали свободу человека, но понимали ее по-разному. Ключевыми компонентами либерально-демократическая теории являются: морально автономного индивида; суверенитет личности, общество как сумма индивидов, интерес всех, плюрализм интересов, первенство права, свобода человека, первенство прав человека, представительская демократия и выборы, свободный мандат, разделение властей, подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинства. Радикально – демократическая напротив выступает за социального человека, суверенитет народа, органичное общество, общий интерес, единство интересов, свобода гражданина, единство прав и обязанностей, непосредственная демократия, императивный мандат, разделение функций, подчинение меньшинства большинству.
2. Раскройте основные принципы демократии Определение принципа. Элементарная демократия. Принцип суверенности народа (сущность и критика Бердяева, Поппера и др.). Принцип правления большинства (сущность, ограничения, критика). Принцип представительства и принцип равенства граждан. Избирательное право: активное и пассивное. Цензы в избирательном праве разных стран. Принцип правового государства и принцип конституционализма. Принцип разделения власти (сущность и критика Паренти). Принцип свободы. Позитивная и негативная свобода. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Принцип плюрализма. Принцип федерализма.
3. Угрозы и вызовы демократии (Бешшлер, Шмидт) Ж. Бешлер и его понятие «дефицита демократии» (в целом, как недостатки, так и проблемы, возникающее в процессе). 2 вида дефицитов: расхождение между идеалом и действительностью, обстоятельства (не стабильная экономика, социальное расслоение, мобильность личности), мешающими исторически-конкретным демократиям приблизиться к своему идеалу. 3 вида искажений – политические, идеологические и моральные. Политическое искажение это функционирование политического рынка (обмен между частной и государственной сферами, распределение и поиск) в ходе которого происходит подавление частных интересов государственной сферой. В основе идеологических искажений возникает ложная трактовка принципов демократии, и каждое ложное толкование может привести к идеологическим выводам, опасным для демократии, если они будут применены на практике. Ложно трактуют, как правило, принципы суверенность народа и правление большинства. Моральные искажения включают в себя все злоупотребления свободой, которые облегчаются гарантированностью гражданских свобод, разграничением государственной и частной сфер и принципом политической правомерности всех мнений и всех вкусов. Однако, несмотря на перечисленные дефициты и искажения демократии, Ж.Бешлер довольно оптимистично смотрит в будущее, обосновывая это тем, что во-первых, все они не могут существовать вечно, а во-вторых, их постепенное восполнение укрепляет стабильность демократии. Демократизация растягивается во времени, что неожиданным образом способствует стабильности. Современные демократические институты и практики способны мирно разрешать проблемы между властью и обществом путем смены команды, стоящей у власти, на честных справедливых выборах. Американский политолог К.Шмиттер изучая страны, вступившие на путь демократических преобразований называет два варианта развития: создание гибридного режима, объединяющего элементы автократии и демократии, и образование стойкой, однако неконсолидированной демократии. В тех случаях, когда переходный период инициируется и навязывается сверху, прежние правители пытаются защитить свои интересы путем "прививки" авторитарных приемов вновь возникающему режиму. В тех случаях, когда они проводят либерализацию без демократизации (т.е. когда допускаются некоторые индивидуальные права без согласия на подотчетность гражданам), возникающий гибридный режим американский исследователь назвал диктабландой. В тех же случаях, когда они проводят демократизацию без либерализации (т.е. когда выборы проводятся, но при условиях гарантированной победы правящей партии, исключения определенных общественно-политических групп из участия в них, или при лишении выбранных граждан возможности подлинного управления), был предложен термин демокрадура. Конкретное государство выбирает свой тип демократии путем решения дилемм, связанных с его собственной историей, геостратегическим положением, естественными и человеческими ресурсами. К внутренним дилеммам ученый относит, прежде всего, олигархию, политическая апатия граждан, «цикличность в политике», функциональная автономия, взаимозависимость национальных лидеров от других демократий и некоторых автократий. Внешние дилеммы определяются коллективным выбором между альтернативными институционными мероприятиями, совместимыми с существующими социально-экономическими структурами, и культурными реалиями. Дисциплина «Мировая политика и международные отношения» 1. Раскройте сущность реализма и неореализма в теории международных отношений и мировой политики. Реализм и неореализм восходит истоками к работам Фукидида, Н. Макиавелли, Т. Гоббса и др. Основными представителями являются Г. Моргентау, Э. Карр, Дж. Кеннан, К. Уолтц. Реализм возник в начале ХХ в., пик популярность пробрел в 1940 - 1970 годы, отражая реалии Второй мировой и Холодной войн, потом модифицировался в неореализм (структурный реализм). Основные положения: взаимодействие государств осуществляется хаотично, в силу отсутствия надгосударственного властного центра, поэтому международные отношения враждебны и анархичны; основным участником МО - государство, стремящееся защитить свои национальные интересы, которые неизменны и находятся в противоречии с интересами других государств; государство пребывает в постоянной готовности применить силу в наступательных или оборонных целях; главная цель государства – максимизировать свой силовой потенциал, который будет гарантировать национальную безопасность; регулятором международной политики выступает сила и баланс сил.
2. Раскройте сущность либерализма и неолиберализма в теории международных отношений и мировой политики. Либерализм и неолиберализм основывает свои теоретические воззрения на работах Дж. Локка, И. Канта, Ж-Ж. Руссо и др. Основными представителями являются В. Вильсон, Р. Кохэн, Дж. Най, Ст. Краснер, Б. Рассеет. Возник в начале ХХ в., особую популярность приобрел в конце ХХ в. Основные положения: природа международных отношений анархична, но ее можно регулировать с помощью международных договоров и межправительственных организаций; целью государств является производство богатства на основе взаимовыгодного сотрудничества и поиска путей его расширения; субъектами, наряду с государствами являются международные правительственные и неправительственные организации, ТНК, ТНБ и др.; военная сила – важный инструмент политики государства, но его использование должно осуществляться только в целях самообороны и после исчерпания экономических и правовых инструментов защиты национальных интересов; важным условием международного мира является продвижение демократии, ибо демократические страны предпочитают приумножать собственные богатства, а не тратить силы на борьбу друг против друга
3. Раскройте сущность неомарксизма в теории международных отношений и мировой политики. Неомарксистский подход основывает свои теоретические воззрения на работах К. Маркса. Основными представителями являются И. Валлерстайн, А. Франк, С. Амин, Гальтунг. Возник в 70 - е годы ХХ в. Основные положения: современный мир – это глобальная система многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур; государства в зависимости от экономических показателей делятся на «ядро», «периферию» и «полупериферию». Ведущую роль играют экономически сильные страны – «ядро», развитие которого осуществляется за счет других стран, что предопределяет конфликтный характер между ними; будущее мировой системы зависит от того, сумеют ли страны «периферии» и «полупериферии» сопротивляться навязанной им стратегии; основными средствами «антисистемной борьбы» выступает региональная интеграция стран и разрушение монополии «ядра» на новые технологии, финансовые потоки, природные ресурсы, средства коммуникации.
4. Охарактеризуйте традиционных и новых акторов мировой политики. Участников международных отношений, обычно, обозначают термином «актор» (от англ. «тот, кто действует»). Выделяются два вида участников МП: традиционные (первоначальные) – государства и международные организации и нетрадиционные – ТНК, ТНБ, внутригосударственные регионы, этнические и религиозные движения, террористические группы и отдельные личности. Основным актором являются государства, выступающие первичными субъектами международного права и международного сообщества. Место и роль любой страны в мировой политике, в мировом сообществе определяется совокупностью разных факторов и ее внешней политикой. Государства не равны между собою по своему статусу, силе, возможностям претворять свою политику в жизнь. Следствием этого является международная стратификация, предложенная М. Капланом, в соответствии с которой выделяются: сверхдержавы; великие державы; средние державы; малые государства; микрогосударства. Государства можно классифицировать и по экономическому фактору, который в последнее время оказался в значительной степени политикообразующим и поэтому одним из ведущих. Всемирный банк выделяет три основных категории государств в зависимости от валового национального дохода (ВНД) на душу населения в год: с низким уровнем доходов (1035 долл. США и ниже); с средним уровнем доходов: ниже среднего (1036 – 4085 долл. США) и выше среднего (4 086 – 12 615 долл. США); с высоким уровнем доходов: (12 616 долл. США и выше). На мировой арене также участвуют и специфические политические образования – нетипичные акторы - Ватикан, Мальтийский орден, Свободные города. ММПО и МНПО, ТНК и ТНБ, внутригосударственные регионы и мегаполисы. Легитимные и нелегитимные акторы в системе международных отношений и мировой политики.
5. Охарактеризуйте международные межправительственные и неправительственные организации системе международных отношений и мировой политики. Международные организации бывают двух видов: межправительственные (МПО) и неправительственные (НПО). Межправительственные организации – институты, учреждаемые национальными правительствами государств для достижения общих целей и имеют ряд признаков: наличие учредительного международного договора, постоянных органов, уважение суверенитета государств - членов. МПО классифицируются по различным основаниям, которым они могут отвечать одновременно: по кругу участников – глобальные (ООН) и ограниченного состава: межрегиональные (ЛАГ), региональные (СНГ), субрегиональные (Бенилюкс); по предмету деятельности – общецелевые (ООН) и специализированные: экономические (ВОТ), военно-политические (НАТО), финансовые (МВФ) по характеру полномочий – межгосударственные (решения обязательны для государств – членов (ВТО)) и надгосударственные (обязательны для всех государств (ООН)). по порядку вступления новых членов – открытые (ООН, МОТ) и закрытые (ВТО). Неправительственные организации (НПО) - структуры сотрудничества, возникающие не на основе межгосударственных договоров, а путем объединения физических и/или юридических лиц нескольких стран. Основными признаками НПО являются: международный характер участников состава и целей, частный характер учредительства, добровольный характер деятельности. Возникнув в XIX в., неправительственные организации получают интенсивное развитие в ХХ столетии. На рубеже ХХ – ХХI вв., по разным оценкам их количество достигает 30 тыс. НПО способствуют решению глобальных проблем и демократизации мира, оказывают существенное влияние на мировое общественное мнение, влияя на внутреннюю/внешнюю политику государств. Современные НПО являются значимой политической силой, выступая против ядерных испытаний, захоронения ядовитых отходов (Гринпис), защиту прав женщин (феминистские движения). Разнообразие НПО, различие в принципах, целях затрудняет их классифицирование. Зачастую, они подразделяются на профессиональные (Международная ассоциация политических наук), спортивные (ФИФА), религиозные (Всемирный совет церквей), экологические (Гринпис), гуманитарные (МККК) организации.
|
|||
|