|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ. Содержание дисциплины. Название темы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
«УТВЕРЖДАЮ» Председатель ЦКМС проректор по учебной работе доцент __________________ Биккинеев Ф.Г.
«___»_____________2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ГЕРИАТРИИ для специальности 060109 «Сестринское дело»
Факультет МВСО Кафедра внутренних болезней № 2 Форма обучения заочная Курс V Семестр IX-X
Лекции: IХ сем. (4 ч.), X сем. (4 ч.) Практические занятия: IХ сем. (8 ч.), Х сем. (8 ч.) Самостоятельная работа: 42 ч. Зачет: Х сем. Всего часов: 66
Казань 2010 г.
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 "Сестринское дело" в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной руководителем Департамента научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений В.И.Сергиенко 28 декабря 1998 г.
Разработчик программы Ассистент кафедры внутренних болезней № 2_______________Г.П. Ишмурзин
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
Заведующий кафедрой профессор _________________ Р.Ф.Хамитов
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ПМК по терапевтическим дисциплинам «___» ________________2010 г.
Председатель ПМК профессор ____________________В.Н. Ослопов
«СОГЛАСОВАНО» Председатель ПМК по организации сестринского дела доцент _____________________ М.В.Блохина
1. ВВЕДЕНИЕ Целью профессиональной деятельности выпускника по специальности 060109 – «Сестринское дело» является обеспечение эффективной сестринской помощи населению путем совершенствования профессиональной сестринской практики, квалифицированной подготовки и рационального управления сестринским персоналом. В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовка специалистов с высшим сестринским образованием по клиническим сестринским дисциплинам направлена на обучение их технологии организации сестринской помощи при наиболее часто встречающихся заболеваниях в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня и профиля, а также на самостоятельное планирование и обеспечение этими специалистами педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой определенных категорий медицинского персонала. Приоритетным являются вопросы оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Это обусловлено тем, что последние десятилетия нашего века характеризуются неуклонным ростом населения пожилого и старческого возраста как в России, так и во многих странах мира. Это потребовало уже сегодня организационных форм медицинской помощи – создания амбулаторных и стационарных гериатрических центров, отделений и больниц сестринского ухода, развертывания сети стационаров на дому. Новые специалисты сестринского дела должны уметь сотрудничать не только со старым человеком, но и социальными службами, представителями организаций и служб, чтобы обеспечить не просто биологическое существование пожилых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека. В соответствии с этим в результате прохождения цикла по сестринскому делу в гериатрии выпускники факультета высшего сестринского образования должны ЗНАТЬ: - принципы организации гериатрической помощи; - особенности организации и работы сестринской службы в гериатрии; - принципы и особенности организации работы подразделений гериатрической помощи (амбулаторной и стационарной); - нормативные документы всех уровней, регламентирующих работу гериатрической службы; - отчетную документацию гериатрических подразделений; - особенности медико-социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста; - основные теории и механизмы старения, проблемы старения, старости, долголетия; - основные методы определения биологического возраста человека; - основные причины и факторы риска преждевременного старения; - особенности состояния здоровья лиц пожилого и старческого возраста; - причины обострений, ухудшения течения наиболее распространенных заболеваний, травматизма у лиц пожилого и старческого возраста. Основные признаки ухудшения состояния; - особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста; - наиболее распространенные синдромы в гериатрической практике; - особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы; - особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний дыхательной системы; - особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения; - особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний почек и мочевыделительной системы; - особенности проявления и течения заболеваний кроветворной и эндокринной системы; - особенности проявления и течения заболеваний костно-мышечной системы; - особенности проявления и течения нервно-психических расстройств; - основные принципы лекарственной терапии, нефармакологических методов лечения, питания и реабилитации. Опасность развития побочных эффектов лекарств, меры их предупреждения; - наиболее часто встречающиеся неотложные состояния, особенности их проявлений и принципы оказания неотложной помощи; - настоящие и потенциальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста, их семьи; - принципы реабилитации, психологической поддержки; - основные задачи сестринской службы, сестринского ухода при решении проблем гериатрических пациентов. В результате выполнения программы цикла выпускник МВСО должен УМЕТЬ: - использовать принципы медицинской этики и деонтологии при работе с лицами пожилого и старческого возраста; - провести сбор информации, используя опрос, осмотр, пальпацию и аускультацию и оценить состояние пациента. Определить наличие признаков, свидетельствующих о дестабилизации его состояния; - определить реакцию человека пожилого и старческого возраста: на изменение окружающей среды, болезнь; - оценить факторы окружающей среды, выявить факторы риска прогрессирования старения и ухудшения течения заболеваний; - определить настоящие и приоритетные проблемы. Установить их приоритетность; - на основании собранной информации, определения реакции на факторы среды и болезнь, выявленные проблемы сформулировать сестринский диагноз; - сформулировать задачи ухода и составить план выполнения с учетом лечения, назначенного врачом; - провести оценку достигнутых результатов; - проводить обучение пациента, родственников приемам само- и взаимопомощи с учетом настоящих и потенциальных проблем; - определить участников медико-психологической и социальной помощи и учесть взаимодействие с ним и при составлении и выполнении плана сестринской помощи; - составить план занятий со средним медицинским персоналом с учетом наиболее значимых проблем гериатрических пациентов. БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ: - с современными достижениями в области изучаемой клинической сестринской дисциплины; - с методикой проведения научной работы по проблемам организации, лечебно-диагностической помощи, реабилитации и профилактики различных заболеваний в области изучаемой клинической дисциплины. Сегодня клиническая сестринская подготовка должна соответствовать новым задачам, стоящим перед современным здравоохранением: - развитию первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения; - пересмотру деятельности лечебно-профилактических учреждений, направленных на сокращение сроков пребывания в стационаре; - увеличению объема реабилитационных мероприятий; - формированию больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода; - внедрению хосписов и оказанию паллиативной помощи умирающим. 2. Содержание дисциплины
2.1. Тематический план лекций для студентов V курса заочного отделения факультета МВСО
2.2. Наименование тем практических занятий
2.3. Наименование тем для самостоятельной работы
2.3. Содержание программы: Определение геронтологии и гериатрии. Цели и задачи геронтологии и гериатрии. Факторы риска преждевременного старения. Группы повышенного риска в отношении здоровья и летальных исходов. Биологический возраст. Возрастная классификация. Основные медико-социальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Роль сестринской службы в решении задач медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Принципы организации гериатрической помощи в России и за рубежом. Основные законодательно-правовые документы о медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Лечебно-профилактические учреждения медико-социальной помощи. Организация работы. Основные формы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы, роль главной и старшей медицинской сестры в организации, обеспечении и соблюдении всех этапов оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Основные проявления физических, психических, социальных и духовных реакций лиц старших возрастных групп на болезнь, изменения факторов окружающей среды. Наиболее распространенные синдромы в гериатрической практике. Причины дестабилизации состояния лиц пожилого и старческого возраста. Особенности общения. Информационная база. Значение оценки эмоционально-психических и социально-бытовых факторов. Их оценка. Нарушение потребностей и основные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Сестринские диагнозы в гериатрии. Влияние старения на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств. Основные группы лекарственных препаратов, методы нефармакологического лечения, принципы питания и реабилитации пациентов старших возрастных групп. Особенности применения отдельных групп лекарственных препаратов в гериатрической практике. Основные побочные эффекты лекарственной терапии, осложнения, особенности их проявлений. Лекарственное взаимодействие. Группы риска. Пути профилактики и повышения безопасности медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в гериатрической практике. Проблемы пациентов. Задачи медицинской сестры и сестринской службы. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений сердечно-сосудистой системы. Морфо-функциональные особенности системы кровообращения при старении. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений дыхания. Морфофункциональные особенности системы кровообращения при старении. Особенности течения заболеваний дыхательной системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями органов дыхания. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений органов пищеварения. Морфо-функциональные особенности системы пищеварения при старении. Особенности течения болезней органов пищеварения у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений мочевыделительной системы. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения болезней мочевыделительной системы у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения патологии опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и патологии нервной системы и психических расстройств в пожилом и старческом возрасте. Особенности течения патологии нервной системы и психических расстройств у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. 2.4. Порядок изучения дисциплины 2.4.1. Самостоятельное изучение материалов по сестринскому делу в гериатрии необходимо проводить по следующим основным учебно-методическим изданиям (см. список рекомендуемой литературы) 2.4.2. Выполнение контрольной работы (1) в течение IX семестра. Порядок выполнения и оформления контрольной работы: а) Титульный лист:
б) Срок представления работы: Х семестр. 2.4.3. Условия допуска студентов к учебно-экзаменационной сессии: а) посещение лекций б) посещение практических занятий в) выполнение контрольной работы 2.5. Учебно-методическая карта дисциплины
Примечание: * - темы контрольных работ указаны в п. 2.9. * -краткое содержание указано в п. 2.3 «Содержание программы» 2.6. Технологическая карта дисциплины
Примечание: * - номер лекции соответствует номерам п. 2.1 ** -№ источника и страниц в соответствии с п.2.6. 2.7. Методические указания по самостоятельному изучению курса студентом заочником. Самостоятельное изучение материала следует начинать с прочтения и анализа учебно-методических материалов по программе курса (см. список основной и дополнительной литературы), лекций и практических занятий. При необходимости следует повторить, восстановить знания по базовым дисциплинам (биохимия, биофизика, анатомия, гистология, патофизиология, пропедевтика внутренних болезней и др.). С целью самоконтроля необходимо решить тестовые задания, ситуационные задачи по соответствующим темам. 2.8. Темы контрольных работ Название темы | Литература | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебник: Геронтология и гериатрия Г.П.Котельников, О.Г.Яковлев, Н.О.Захарова Москва, 2002 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Теории старения, биологический возраст. Закономерности анатомо-морфологических изменений | 28-32 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Физиологические и иммунологические аспекты стареющего организма | 66, 97 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста, задачи медицинской сестры | 51, 97 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Основные особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста | 177 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Принципы организации медико-со-циальной помощи в лечебно-профи-лактических учреждениях, оснащение геронтологических подразделений | 150 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Особенности диетического питания в пожилом и старческом возрасте. Задачи медицинской сестры в организации диетотерапии. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста | 194 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Клиническая фармакология в ге-риатрии. Гомеопатический метод в гериа-трической клинической фармакологии у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий. | 205 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Ишемическая болезнь сердца у лиц пожилого и старческого возраста - стенокардия - инфаркт миокарда Сердечная астма и отек легких Хроническая сердечная недостаточность | 239-252 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Аритмии и блокады сердца Хирургия нарушения сердечного ритма Систолическая артериальная гипер-тония у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий | 264-280 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Хронический бронхит Пневмония у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий | 309-316 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Легочное сердце у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий | 342 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Болезни пищевода - грыжи пищеводного отверстия диафрагмы - рефлюкс-эзофагит - дивертикулы пищевода Хронический гастрит Язвенная болезнь желудка и луковицы двенадцатиперстной кишки у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий | 348-357 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Хронический панкреатит Дисбактериоз кишечника у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий | 362-367 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. Хронический холецистит Хронический гепатит у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий | 373-377 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. Анемии у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий | 392 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. Хронические лейкозы у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий | 408 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Старческая пурпура - геморрагический васкулит - геморрагические коагулопатии | 429-432 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. Хронический пиелонефрит у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий | 443 стр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. Острая и хроническая почечная недостаточность у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий | 454 стр. |
2.9. Перечень вопросов тестовых заданий по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии».
Выберите один правильный ответ.
1. Геронтология - это
а) раздел социологии, изучающий изменение психики при старении человека;
б) раздел биологии и медицины, изучающий процесс старения человека;
в) раздел биомедэтики, изучающий процесс старения человека;
г) раздел психиатрии, изучающий изменение психики в пожилом возрасте;
д) раздел медицины, изучающий изменение органов и тканей пожилых.
2. Гериатрия – это область клинической медицины,
а) изучающая болезни людей старших возрастных групп;
б) определяющая условия проживания пожилых и старых людей;
в) разрабатывающая методы лечения и профилактики заболеваний у пожилых;
г) изучающая механизмы старения органов в пожилом и старческом возрасте;
д) разрабатывающая методы реабилитации при болезнях пожилых.
3. Герогигиена – раздел геронтологии, изучающий
а) влияние факторов среды обитания на процесс старения человека;
б) влияние вредных привычек на процесс старения человека;
в) влияние образа жизни на процесс старения человека;
г) процессы старения основных систем организма;
д) механизмы угасания основных функций органов и систем.
4. Физиологическая старость характеризуется
а) сохранением умственного и физического здоровья;
б) изменением умственного и физического здоровья;
в) выраженным снижением работоспособности;
г) ограничением контакта с окружающим миром;
д) отсутствием интереса к современности.
5. Пожилой возраст - это:
а) 55-65 лет
б) старше 55 лет
в) 65-74 года
г) старше 75 лет
д) старше 80 лет
6. К процессам в организме, способствующим старению, относятся
а) болезни и стрессы;
б) активация обменных циклов;
в) кислородное голодание;
г) генетическая предрасположенность;
д) температурные повреждения.
7. Старение - это
а) эндогенный разрушительный процесс;
б) закономерно наступающий период развития;
в) заключительный процесс онтогенеза;
г) снижение адаптационных возможностей организма;
д) изменение характерологических особенностей.
8. Биологический возраст можно определить по
а) состоянию кожи и зубов;
б) степени окостенения скелета;
в) электрокардиограмме;
г) паспортным данным;
д) уровню систолического АД.
9. Преждевременное старение - это
а) появление хронических заболеваний;
б) изменен
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|