|
|||
Эмоции как средство контакта. Подавление эмоций как средство контроляЭмоции как средство контакта [...] Эмоции служат проводниками, с помощью которых нам удается устанавливать между собой контакты. Мы можем говорить с другим человеком раздраженно или спокойно, жалобно или высокомерно – и то и другое служит предпосылкой установления контакта, ибо контакт возможен лишь в случае, когда обеспечена его эмоциональная поддержка. Подавление эмоций как средство контроля Манипулятор, не способный выражать основные контактные эмоции – гнев, страх, душевную боль, доверие и любовь, – прибегает к подавленным или сдержанным эмоциям – тревоге, унынию, негодованию, смущению. Тревога подобна сосущему чувству голода. Человек, пребывающий в тревоге, удерживается от полноценного действия и занят тем, что подавляет свою агрессию и пассивно выжидает. Уныние может длиться неопределенно долго, если не дать ему выплеснуться в глубокой печали и рыданиях. Негодование – типичная сдержанная эмоция. На самом деле негодование представляет собой подавленное выражение страха. Смущение – представляет собой желание идти на контакт с одновременным желанием уклониться от него. Перлз называл стыд и смущение "эмоциями-предателями", поскольку они сковывают человека и ограничивают его свободу [9]. Сознавание своих подавленных или сдержанных эмоций и способность выражать их есть начальное требование для актуализации. В этом случае они могут трансформироваться в базовые эмоции страха, боли, гнева, доверия или любви. Актуализатор не противится выражению стыда или смущения, ибо понимает их глубоко человечную природу. Его цель состоит в том, чтобы обрести способность честно проявлять свои подлинные чувства.
|
|||
|