Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Это поаккуратнее надо делать!»



«Это поаккуратнее надо делать!»

Совет Коровьева может пригодиться реформаторам из департамента столичной культуры

15.08.2012

На первый взгляд скандал с освобождением Сергея Яшина от художественного руководства Театром имени Гоголя выглядел точь-в-точь, как диалог двух людоедов-оценщиков городского ломбарда из сказки Шварца «Тень»:

— Съедим его?

— Съедим!

Яшина «съели» на старте сезона.

—Меня загнали в угол, — пожаловался он «Новой». Два заместителя Капкова, Екатерина Проничева и Евгения Шерменева, навестившие Яшина на второй день после открытия сезона, были предельно конкретны:

— Подписывайте — или уволим по статье!

Яшин — по совету директора театра — подписал.

На место художественного руководителя привели Кирилла Серебренникова, на место директора Алексея Малобродского. Их представили труппе. Немая сцена. И — полетели письма, скандал выплеснулся в Сеть, оброс комментариями.

Редакция «Новой» тоже получила письмо: «Мы — зрители старшего поколения. Мы помним и первые спектакли «Современника», и «Доброго человека из Сезуана». Мы помним, как снимали Эфроса с руководства «Ленкомом» и как лишали Любимова советского гражданства, как закрывали Захарова в Сатире и как делили МХАТ. Но такого наглого рейдерского захвата тихого и благополучного московского театра, как это произошло в начале августа нынешнего года с театром Гоголя, мы, пожалуй, не упомним.
<…> Нельзя так, господа, нельзя, не ставя ни в грош, ни в известность труппу театра, где люди работали десятилетиями, перевернуть их жизнь, вместе с жизнями их традиционных, может быть, недостаточно для г-на Серебренникова «современных» зрителей. <…> что по этому поводу думает зритель, мы узнаем через два года. И кто поручится, что театр Серебренникова окажется более зрительским, чем старомодный театр Яшина?»

Подписи: Ольга Кучкина, писатель, драматург; Андрей Яхонтов, писатель; Алексей Симонов, кинорежиссер, переводчик; Светлана Крючкова, народная артистка; Эдуард Графов, писатель; Лидия Графова, журналист; Татьяна Назаренко, заслуженный художник; Наталья Нестерова, заслуженный художник; Галина Симонова, заслуженная артистка; Константин Щербаков, заслуженный деятель искусств.

Письмо заставило вглядеться в ситуацию пристальней. На второй взгляд все выглядит много сложнее. Яшин — человек профессиональный, но уже очень много лет существующий в своем театре по инерции. Его бессрочный контракт, подписанный с предшественником Капкова, четверть века позволял ему существовать без заметных художественных акций и событий. И хотя он, в отличие, скажем, от бывшего главного Маяковки Сергея Арцыбашева, не дрогнул при слове «аудит» (полномочия в театре были разделены между худруком и директором), рискну предположить: анализ репертуара соберет множество аргументов в пользу необходимости перемен. Сама практика бессрочного контракта, уверена, чисто советское безобразие. К гибели или торжеству репертуарного театра никакого отношения не имеет. Театр имени Гоголя — худшая сегодня иллюстрация жизнеспособности театра-дома: лишнее доказательство срочности реформы.

Но как говорил Коровьев в известном романе: «Это поаккуратнее надо делать!»Если так пойдет дальше — а началось все со скандалов вокруг музея Булгакова — департамент культуры в народе скоро переименуют в департамент некрасивых историй.

Будь члены новой команды тысячу раз правы — дайте публике возможность оценить вашу правоту. Выносите сор из избы, предъявляйте обоснованные претензии, руководствуйтесь прозрачными цифрами и оценками (об этом — социологическое исследование в ближайших номерах). Сергей Капков сказал «Новой», что видит себя прежде всего директором по атмосфере. Так вот, пресловутый пункт трудового соглашения, по которому учредитель имеет право разорвать контракт без объяснения причин, вне справедливости, ясных критериев, честных подходов, породит в Москве такую атмосферу, что никакими розами не засыплешь.

Тем более что аналогичный скандал только что произошел в «Новой опере». Сергей Лысенко, директор и один из учредителей театра, также уволенный в одночасье, намерен защищать свою поставленную под сомнение деловую репутацию в суде.

Бог эффективности, которому истово поклоняется новая команда департамента культуры, лукав и изменчив. А топор — не тот инструмент, который надо осваивать в эпоху нанотехнологий. Желание новой команды упорядочить московский хаос — бесспорно благое: целый ряд театров на бюджете столицы давно отданы «в барщину»; кормят и радуют по преимуществу только своих руководителей. Но стилистически (а куда в культуре без стилистики?) чиновники решают вопросы по-советски грубо. Так называемый ребрендинг московских театров чреват бесконечными склоками, расколами и войной поколений, если департамент не научится действовать цивилизованно и открыто.

Театральный передел пока больше напоминает конфликт отцов и детей, настоящего и мнимого. Панические атаки днем и ночью терзают театральные коллективы. Современные бюрократы твердят спасительные мантры: формулировать новые смыслы! Финансировать знаковые фигуры!

Е.Б.Ж.: поглядим, какими новыми смыслами, какими знаками отдарит нас театральное пространство через год-другой.

Скандал в «Новой опере», говорят, призван создать настоящую возможность для самореализации Василию Бархатову. Следующая революция готовится на Таганке. Осенью кончается контракт у Валерия Золотухина, и по слухам, место будет предоставлено Константину Богомолову.

…В понедельник театральная Москва прощалась с Петром Фоменко.

Фома, великий Фома, прожил счастливую, в учениках и спектаклях осуществленную жизнь. Но как же горьки были проводы!

Когда-то Лотман написал, что общество, из которого изъяли декабристов, немедленно опошлилось. На наших глазах в узкую яму, убранную лапником, уходила театральная Атлантида.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.