|
|||
Назначение. Этапы выполнения эскизов.1.Назначение. Этапы выполнения эскизов. Эскизом называют документ временного характера, содержащий изображение детали и другие данные для ее изготовления и выполненный от руки без точного соблюдения масштаба. Эскизы служат для выражения технической идеи конструктора или рационализатора. Часто по эскизам выполняют чертежи. По содержанию к эскизу предъявляются те же требования, что и к чертежу. Различие состоит лишь в том, что эскиз выполняют без применения чертежных инструментов. На рис. 157, я и б приведены эскиз и чертеж одной и той же детали. Эскизы удобно выполнять на клетчатой бумаге мягким карандашом. Работу по выполнению эскиза рекомендуется разделить на следующие этапы. 1. Изучение детали. Когда эскиз выполняют с натуры, необходимо внимательно изучить деталь. Для квалифицированного выполнения эскиза нужно знать название детали, ее назначение, положение, которое она занимает в изделии при работе, или положение на основной операции при обработке, марку материала, из которого деталь изготовляют, способ изготовления (литье, ковка и т. д.). 2. Выбор положения детали для главного вида. Предмет располагают относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней (главное изображение) давало наиболее ясное представление о форме и размерах предмета. Корпусные детали (кронштейны, передние и задние бабки, корпуса кранов и вентилей, трубопроводов, насосов, редукторов) на главном изображении (виде) показывают в рабочем положении, т. е. в положении, которое деталь занимает при эксплуатации. Детали, находящиеся при работе в различных положениях, вычерчивают в положении, которое преобладает в процессе изготовления. Поэтому такие детали, как валы, оси, шпиндели, шкивы, штифты и др., имеющие цилиндрическую или коническую форму и обрабатываемые на токарных станках в горизонтальном положении, изображают с горизонтально расположенной осью. На рис. 158 показаны положения, предпочтительные для главного изображения некоторых характерных деталей. Предмет располагают так, чтобы на чертеже большая часть его элементов изображалась как видимая. Рассмотрите рис. 159 и определите, в каком положении на главном виде лучше изобразить детали: в первом, втором или третьем? Свой ответ проверьте по ответу, данному в конце книги. 3. Определение необходимого числа изображений. Выбрав положение для главного вида, определяют необходимое число изображений, которое должно быть минимальным, но достаточным, чтобы обеспечить полное выявление формы предмета. На рис. 160 приведены детали, для выявления формы которых достаточно одного вида. Чтобы стала ясна форма деталей, изображенных на рис. 161, необходимо два вида. Для выявления формы основания (рис. 162) нужно три вида. Теперь решите самостоятельно, сколько нужно видов, чтобы выявить форму деталей, представленных на рис. 163. Свой ответ проверьте по ответу, данному в конце книги. 4. Выбор формата. Планирование площади листа. Определив число изображений, выбирают масштаб и формат. Затем размечают поле чертежа: проводят осевые и центровые линии и наносят тонкими линиями ориентировочные контуры будущих изображений. Их располагают так, чтобы оставить необходимое место для нанесения размеров, шероховатости поверхностей, текстовых надписей и т. п. Поле чертежа нужно использовать рационально. Чтобы наглядно представить себе, что это означает, определите, на каком из примеров (рис. 164, а-г) рационально спланировано поле листа чертежа. Свой ответ Вы можете проверить по ответу, данному в конце книги. 5. Зарисовка изображений. Зарисовку изображений рекомендуется выполнять в определенной последовательности, Рассмотрим пример. Центр токарного станка можно мысленно расчленить на несколько геометрических тел (рис. 165). Было бы неверным начинать зарисовку детали с обведения ее контура (рис. 166, а). При таком подходе возможен пропуск линий. На рис. 166, б на месте линий проставлены вопросительные знаки. Поэтому, зарисовывая такой центр, последовательно присоединяют изображения одного элемента к другому (рис. 167). Чтобы правильно выдержать соотношение размеров элементов, полезно их длину отметить штрихами в прямоугольнике, очерченном для зарисовки детали. Когда эскиз содержит более одного вида, следует каждый из элементов, на которые мысленно расчленена деталь, зарисовывать на всех видах одновременно (рис. 168, а-г). При этом присоединяют один элемент к другому (рис. 168, б) или "вычитают" один из другого (рис. 168, в). В заключение эскиз обводят линиями нужной толщины. 6. Нанесение размеров. Ответить на вопросы, какие и где необходимо нанести размеры на эскизе детали, помогает анализ формы предмета. Деталь мысленно расчленяют на отдельные геометрические тела. Из § 19 известно, какие размеры определяют их величину. Эти размеры и наносят на эскизе. Затем указывают размеры, определяющие взаимное расположение отдельных элементов, детали. Например, при нанесении размеров детали, приведенной на рис. 168, исходят из следующего. Форма детали состоит из прямоугольного параллелепипеда и цилиндра. Параллелепипед имеет четыре среза (фаски) в виде треугольных призм, два вертикальных паза в виде параллелепипедов и один горизонтальный паз, также имеющий форму параллелепипеда (рис. 169). Поэтому наносят размеры прямоугольного параллелепипеда - длину, ширину и высоту (рис. 169, а) и цилиндра (рис. 169, б). У треугольных призм должно быть нанесено по три размера. Но так как срезы сделаны под углом 45°, то можно воспользоваться условностью, принятой для нанесения размеров фасок. Высота срезов уже указана; она равна высоте параллелепипеда (см. рис. 169, а). Для вырезов должно быть дано по три размера; один из них равен размеру основания детали. Сначала наносят размерные линии (см. рис. 168, г), измеряют деталь, а затем наносят размерные числа и предельные отклонения от заданных размеров (см. рис. 168, д). После нанесения габаритных размеров проверяют, не образовались ли где-нибудь замкнутые цепочки или не повторяются ли размеры, и, в случае необходимости, убирают лишние. 7. Нанесение шероховатости поверхностей. С помощью эталонов определяют шероховатость поверхностей детали и наносят на эскизе соответствующие обозначения (см. рис. 168, е). Шероховатость задают в зависимости от назначения данной поверхности и с учетом точности ее обработки. Для приближенной оценки шероховатости можно воспользоваться рис. 170. Когда соприкасающиеся поверхности имеют зазор и неподвижны одна относительно другой (рис. 170, а), шероховатость задают в пределах от Rz 320 до Rz 40 (1-3-й классы шероховатости); для соприкасающихся поверхностей (привалочных) назначают шероховатость в пределах от Rz 40 до Ra 1,25 (4-6-й классы). Если поверхности соприкасаются и перемещаются одна относительно другой, то шероховатость поверхностей назначают в пределах от Ra 1,25 до Ra 0,16 (6-9-й классы). После нанесения шероховатости поверхностей заполняют основную надпись и проверяют эскиз. Эскиз должен быть выполнен аккуратно. Как делать рисунки карандашом от руки, показано на рис. 103.
|
|||
|