|
|||
Чистые зубки». Открываем-закрываем ворота». Покажи забор». Чистим-чистим зубки». Художник». Бегемотик». Язычок гуляет»«Чистые зубки» Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз. «Открываем-закрываем ворота» Предложите малышу открыть рот и на несколько секунд задержать эту позу. «Покажи забор» Когда вы предлагаете ребенку показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
«Чистим-чистим зубки» Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов. «Художник» Предложите ребенку язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо. «Бегемотик» Максимально широко открываем рот. Закрываем рот. «Покажи зубки!» Растягиваем губы в улыбке. «Надуй щеки!» Поочередно надуваем и втягиваем щеки («Щеки толстые-худые») «Язычок гуляет» Язычок пошел гулять. (Широкий расслабленный язык на нижней губе.) В домик спрятался опять. (Язык за нижними зубами.) «Птенчики». Звук [А] Малыш широко открывает рот (беззвучно). Взрослый кладет ему на кончик языка «зернышко». Ребенок произносит : «Ам» Кушать птенчики хотят, маму ждут, но не шумят, Мама зёрнышко несет! Открывай пошире рот! «Улыбка». Звук [И] Улыбаемся (без напряжения), показываем верхние и нижние зубы. Улыбнулись губки, показались зубки. Губы улыбнулись, к ушкам потянулись.
«Шарик». Звук [О] Используются шарики разного размера. Помещаем шарик между губами, округляем губы и выдвигаем вперед: Шарик губками возьми, «О-о-о» тихонько потяни. «Мишка». Звук [Э] Используются игрушечный медведь. Взрослый и ребенок встают на четвереньки. Эта поза помогает выведению языка в передние отделы полости рта, снятию напряжения в области корня языка. Положение полуоткрытых губ в виде овала. «Э-э-э» - как мишка вы пропойте , ротик широко откройте. «Слоник».Звук [У] Ребенок вместе со взрослым повторяет упражнение «Поцелуй маму» и произносит «У-у-у-у-у». На слоненка погляжу, губы трубочкой сложу. «Зайка». Звук [Ф] Нижняя губа касается верхних зубов, верхняя - слегка приподнята. Обращаем внимание ребенка на то, что в «заборчике» между губой и зубами остается узкая щель, посередине которой проходит воздушная струя. Чтобы ее почувствовать, используется тактильный контроль - ко рту ребенка подносится ладонь взрослого и малыша. Ушки — на макушке, а зубки — на губке: Ф-ф-ф-ф-ф-ф! «Ветер».Звук [В] Выполняется аналогично упражнению «Зайка» с использованием голоса. Сильный ветер налетел, голосок у нас запел. Ручку к шейки прижимай, голосочек подключай: в-в-в-в-в-в! «Рыбка». Звук [П] Ребенок беззвучно размыкает, а затем плотно, плотно, но без напряжения смыкает губы: Открывает рыбка рот, да не слышно, что поет. Воздух в носик набирайся, «П» сквозь губы прорывайся! «Голосок».Звук [Б] Выполняется аналогично упражнению «Рыбка» с использованием голоса. Если озвончание звука [П] идет трудно, необходимо подключить тактильный контроль, приложив ручку ребенка к гортани взрослого, чтобы он ощутил, как дрожит горло («домик» голоса). «Б» легко произнести, голосочек подключи. «Язычок». Звук [Т] (Стучим кончиком языка за верхними зубами.) Кто же так стучит — тук, тук? Язычок, наш верный друг. «Строим дом». Звук [Д] Ребенок легко ударяет кончиком языка за верхними зубами, как в упражнении «Язычок», но выполняет это с голосом. Чтобы почувствовать работу голоса, используем тактильный контроль - прикладываем к горлу тыльную сторону ладони. Мы построить дом хотим. Работу язычкам дадим . Молоточки мы возьмем, дружно гвоздики забьем . «Д» легко произнеси, голосок свой подключи! «Корова». Звук [М] Произносить звук [М], используя тактильный контроль. Взрослый произносит: «М-м-м-м-м-м-м-м-м», при этом тыльная сторона ладони ребенка подносится к губам взрослого — ребенок должен ощутить дрожжание губ, затем это же проверять у себя. «Му-му-му,- мычит корова. - Забодаю Таню с Вовой». «Тёплый ветерок». Звук [Х] Выдыхаем теплый воздух на ладони, при этом произносим звук [Х]. Иcпользуем тактильный контроль - ребенок тыльной стороной ладони должен ощутить тёплую выдыхаемую струю сначала у взрослого, затем у себя. Теплый воздух выдыхай, свои ручки согревай! «Язычок отдыхает». Звук [С] Улыбаясь, ребенок приоткрывает рот и выводит широкий кончик языка на нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта. Язычок наш загорает. Лежит, спокойно отдыхает И тихонько напевает: «И-и-и».
|
|||
|