Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мамбетселимов Данил. Китайская философия: исходные принципы и главные школы – даосизм и конфуцианство. 2. Каковы общие черты философии Индии и Китая? 3. Кто из мудрецов сформулировал «золотое правило этики»? В чем его смысл?



Мамбетселимов Данил

Ю/б-19-3-0

Вопросы для самопроверки по теме “Философия Индии и Китая”

1. Китайская философия: исходные принципы и главные школы – даосизм и конфуцианство. 2. Каковы общие черты философии Индии и Китая? 3. Кто из мудрецов сформулировал «золотое правило этики»? В чем его смысл?

1. Земледельческие поселения в нижнем течении реки Хуанхэ стали возникать еще семь тысячелетий назад. Достоверная (нелегендарная) история китайской цивилизации начинается с эпохи династии Шан (Инь) (1766–1122 до н.э.). Правитель (ван) сосредотачивает в своих руках всю полноту власти и получает почетный титул «единственный среди людей».

Далее следует эпоха династии Чжоу (XII–IIIвв. до н.э.), наиболее важный в контексте развития философии. В этот период сформировалась феодальная лестница, типичная для европейского средневековья. Во время войн между китайскими феодалами в 770г. до н.э. была разрушена столица царства Чжоу – город Хао. Это событие считается окончанием эпохи Западного Чжоу. Столицу перенесли на восток (город Лои). Формируется эпоха Восточного Чжоу. Власть вана становится номинальной, хотя и признается священной. В истории Восточного Чжоу выделяют два периода: «множество царств», Ле Го (VIII–VIвв. до н.э.) и период «сражающихся царств», Чжань Го (476–221 до н.э.). Именно в период «сражающихся царств» была построена Великая китайская стена для защиты от набегов варваров с севера.

Философия в Китае возникает в VII–VI вв. до н.э., т.е. в конце периода «множества царств» (VIII–VIвв. до н.э.), и достигает расцвета в период «сражающихся царств» (476–221 до н.э.)

В этот период формируется множество школ философии. Сыма Цянь (IIв. до н.э.) в книге «Шы цзы» пишет о существовании шести школ:

- конфуцианство (школа служилых людей, жу цзя);

- даосизм (даодэ цзя);

- моизм (мо цзя);

- школа законников (легизм, или фа цзя);

- школа натурфилософии (иньян цзя);

- школа имен (номиналистов, или софистов) (мин цзя).

В целом период VI-III вв. до н.э. традиционно оценивается как «золотой век» китайской философии.

Особенности древнекитайской философии те же, что и в восточной философии в целом (практическая направленность, интроспективность, уважение к традиции), но есть и определенная специфика.

Во-первых, конкретно-практическая направленность. Если практический характер философии Древней Индии связан с представлениями о религиозном освобождении от законов кармы, то китайцев интересуют приземленные проблемы: житейская мудрость, поведение человека и искусство управления.

Во-вторых, значительно меньшая связь с мифологическими сюжетами, что также связывают с практичностью китайского менталитета.

Из всех философских школ Древнего Китая мы рассмотрим две наиболее значимые: конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство в Китае называют Жу, или школа ученых. Имя Конфуция как создателя учения не указывается, ибо он желал «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».

Конфуций родился в 551 году до н. э. в семье знатного, но небогатого воина. С самого детства он удивлял всех своими способностями. Играл не в детские игры, а подражал старинным обрядам.

Юный Конфуций всегда тянулся к знаниям. Единственный из всех он сдал выпускные экзамены с наилучшим результатом. Уже в 17 лет Конфуций был на государственной службе, а в 25 открыл собственную школу. За свою мудрость в 52 года Конфуций был назначен на пост министра правосудия. На этом ответственном посту он много сделал для блага государства, но из-за происков завистников вынужден был покинуть родные края. Он отправился в путешествие и проповедовал свое учение.

Своеобразие учения состоит в том, что ничего нового Конфуций не внес. В поисках истины обратившись к древним ценностям, он преобразовал их в свод правил, вывел кодекс поведения, регламентирующий жизнь человека, расставляющий все на свои места.

Конфуцианство – это учение о правилах жизни человека в обществе, о порядке в семейных отношениях, о государственном управлении. В основу были положены традиционные древние китайские обряды и особо почитаемый культ предков.

Основные принципы конфуцианства:

человеколюбие;

гуманность;

благородство мышления.

Любовь к ближнему по Конфуцию – это умение быть справедливым и милосердным, проявлять уважение к людям, способность внушить доверие к себе, не обременять других своими проблемами, всегда «сохранять лицо».

Конфуций говорил, что к совершенству нужно стремиться в течение всей жизни. Второй принцип – гуманизм, говорит об отношениях между людьми, о почтении к старшим и покровительстве младших, об уважении мужем своей жены и почитании женой своего мужа, о справедливом и заботливом отношении правителей к своим подданным и преклонении перед правителем.

Даосизм – второе философско-религиозное течение. Главный постулат даосизма: существование первоисточника, Дао, что означает «путь, истина». Дао – это Абсолют, основа основ, начало всех начал, вечный путь и вечное движение.

Так как все в мире предопределено, то жить нужно в соответствии с Дао, не сопротивляясь предначертанности, следуя потоку жизни (Дао). Философские даосские сочинения появляются в пятом веке до н. э.

В качестве первоисточника в них упоминается имя легендарного Желтого императора, Хуань Ши. Более достоверным автором даосизма считается китайский мудрец Лао-цзы. Ему приписывают авторство основной книги даосизма «Трактата о пути и его проявлениях во Вселенной». В книге собраны постулаты и ритуалы учения Дао.

Главная цель жизни по Лао-цзы – познать свой Дао и жить в согласии с ним.

В 4 веке до нашей эры даосские монахи изобразили круг, состоящий из двух частей, темной женской и светлой мужской. Как жизнь не могла быть только светлой или только темной, так и эти два начала не могли существовать отдельно.

Только гармония двух начал может привести человека в Дао. Даосы не имели пышных религиозных обрядов, поэтому нет даосских храмов, только монастыри. Ритуалы проводят исключительно посвященные. Даосизм проповедует обращение к природе и созерцательность.

Источники: https://mydocx.ru/6-90870.html

https://ezoterica.club/obryadyi/konfuczianstvo-i-daosizm.html

2.Общие черты Древнего Китая и Древней Индии, следующие:

1) борьба двух тенденций - консервативной и прогрессивной;

2) мотив уг­розы с севера - кочевые народы;

3) попытки сформулировать естественный закон;

 4) равно­значность объектов: боги, природа, народ;

5) числовая символика;

6) цикличное движение времени;

7) поэзия и музыка - средства обретения духовной мудрости;

8) осуждение всех форм религиозного фанатизма;

9) возраст философии - более 2,5 тысяч лет.

Источники: https://scienceforum.ru/2010/article/2010000669

3.«Золотое правило» - общее этическое правило сформулировал древний мыслитель и философ Китая - Конфуций. Однажды китайского философа спросили, существует ли такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь. Он ответил: «Это слово снисхождение. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

Всю ценность этики можно свести к одной простой и ёмкой фразе: поступай с людьми так же, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой. По сути, золотое правило этики – важнейший принцип, определяющий жизнь человека в обществе. Оно не имеет отношения к какой-либо конкретной религии: его черты можно обнаружить во всех вероисповеданиях – от буддизма до ислама. Не имеет это правило и возраста, ведь оно начало работать давным-давно: когда пещерные люди стали объединяться в племена, чтобы выжить, и у них возникло подобие общества.

В философии понятие золотого правила этики появилось только в 16-м веке, хотя его следы можно обнаружить и в трудах ученых, живших намного раньше. А также в древних книгах, в том числе и в Библии. В Ветхом завете рассказывается история некоего Тобита. Этот человек, переживший изгнание и потерявший зрение, не падает духом и учит сына, как правильно жить в мире людей. Его пожелание дать от хлеба своего голодающему и от одежды – тому, кто ее не имеет, а также не жалеть о поданной милостыне является образцом золотого правила этики. По-своему формулирует золотое правило и Книга изречений, призывающая каждого из нас не отказывать в добре и участии тому, кому они так необходимы. Новозаветные авторы – Матвей и Лука – тоже опираются на это правило, единодушно утверждая: человеку надо поступать сообразно тому, чего он ожидает от окружающих.

Пристальное внимание золотому правилу этики уделяли философы. Первым очертил его границы мыслитель Фалес, живший в Древней Греции в шестисотые годы до Рождества Христова. Описывая Диогена Лаерция, он отмечает: человек не должен сам делать того, за что не одобряет других. Сенека прямо предупреждает читателя: жди от людей того же, что делаешь для них. Конфуций так же, как и Фалес, формулирует правило, строя его на отрицании: не желаешь чего-то себе – значит, не делай этого другому.

Поздние философы пытались переосмыслить и даже отвергнуть золотое правило. Одним из самых яростных критиков этой нравственной нормы был Ницше, полагавший, что в отношениях между людьми не должно быть места этике сострадания. Но историческая практика показала: отдельные личности и целые империи, забывавшие о золотом правиле этики или считавшие, что оно изжило себя, испытали на себе всю тяжесть совершенных ими негативных дел.

В современном мире о золотом правиле этики нередко говорят однобоко: его воспринимают как пожелание творить добро и ожидать, что окружающие будут так же добры к тебе. Такая точка зрения далека от истины. Для любого человека не менее важно еще и не делать зла, а по сути, не нарушать 10 универсальных заповедей, предложенных людям Моисеем. Ведь зло, как и добро, способно возвращаться к человеку подобно бумерангу. В основе золотого правила этики лежат не только принципы гуманизма, но и пожелание для каждого из нас хорошенько подумать, прежде чем что-либо делать. А перед тем как решиться на какой-нибудь поступок, обязательно поставить себя на место субъекта, на которого будет направлено действие.

Золотое правило этики применимо во всех видах отношений: в супружеской жизни и воспитании детей, в отношениях с коллегами по «офисному муравейнику», в интернет-общении. Даже в простом приветствии. Ведь когда мы говорим знакомому человеку «здравствуйте!» и

сопровождаем это пожелание здоровья приветливой улыбкой, то подсознательно надеемся, что он тоже тепло поприветствует нас и улыбнется в ответ.

Источники: https://kvn201.com.ua/gold_pravilo_etika.htm

https://obrazovaka.ru/istoriya/filosofiya-drevnego-vostoka-kratko.html

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.