Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сказание об. УСПЕНИИ. Пресвятой Богородицы



Сказание об

УСПЕНИИ

Пресвятой Богородицы

 

 

По совершении Господом спасения рода человеческого и вознесении Его на небо Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, среди первых христиан жила довольно продолжительное время; Она исполнялась великой духовной радости, взирая на расширение по всей вселенной Церкви Христовой и на распространение до пределов земли славы Сына и Бога Своего; в эти начальные дни жизни Церкви Христианской Пресвятая Бо-городица воочию увидела исполнение своих слов, что Ее будут ублажать все роды — христиане, повсюду славившие Христа Бога, ублажали и Его Пречистую матерь, тогда еще обитавшую на земле(1).

Пресвятая Богородица приблизилась к пречестному и славному успению своему уже испол-ненная дней; Она Сама желала скорее отойти от тела и войти к Богу. Душа Ее всегда была объята одним непрестанным желанием увидеть сладостное лицо сына Своего, сидящего одесную Отца на небесах; горя к Нему несравненно большей любовью, нежели серафимы. Матерь Божия, изливая из святых своих очей потоки слез, тепло молилась Господу, чтобы Он взял ее из этой юдоли плача в горние блаженные обители. Живя в доме святого Иоанна Богослова на Сионе(2), Она часто уда-лялась отсюда на гору Елеонскую (3) — место вознесения на небо сына Своего и Господа; здесь в одиночестве Она возносила Ему Свои усердные молитвы. И вот однажды во время такой уединен-ной молитвы Богоматери на горе Елеонской о том, чтобы Господь скорее послал Ей кончину и взял к Себе на небо, пред Нею предстал архангел Гавриил, служивший Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во святая святых, принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия, неотступно охранял Ее во все время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что вскоре — по прошествии трех дней — Она отойдет ко Христу Богу. Возвещая Пречистой Деве час смертный, архангел говорил Ей, чтобы Она не смущалась, а с радостью приняла его слова, ибо они призыва-ют Ее в бессмертную жизнь к вечному Царю славы:

- Сын твои и Бог наш, говорил архангел, — с архангелами и ангелами, херувимами н сера-фимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небес-ное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время.

В знамение торжества Богородицы над смертью, то есть что над Нею не будет иметь власти смерть телесная, как не обладала Ею смерть душевная, н что Она, точно сном уснувши смертью на малое время, скоро, как пробудившись, встанет и, отогнав от Себя смерть как от глаз дремоту, уз-рит при свете лица Господня бессмертную славу н жизнь, куда и отойдет при радостных кликах с веселием духовным. В знамение всего этого архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь: это была сияющая светом небесной благодати ветвь от финиковой пальмы; ее должны были, как ска-зал архангел, нести пред одром Богоматери, когда пречестное и пречистое тело Ее будет несено для погребения. Преблагословенная Матерь Божия исполнилась несказанной радости и духовного восторга, ибо что могло быть для Нее радостнее и приятнее жительства на небе с Сыном Своим н Богом и блаженства при созерцании Его славного лика? Пав на колена. Она начала усердно благо-дарить Творца Своего:

- Я не была достойна, - молилась Пресвятая Богородица приять Тебя. Владыко, в утробу Мою, если бы Ты Сам не помиловал Меня, рабу Твою; Я соблюла вверенное Мне сокровище и по-сему имею дерзновение просить Тебя, Царь славы, чтобы Ты охранял Меня от области геенской:

если небо и ангелы трепещут пред Тобой, то тем более со-зданный из персти человек, не имеющий за собой никаких заслуг, кроме дарованных Твоей же благостию; Ты, Господь и Бог, благословенный вовеки.

Пречистая Владычица при исходе своем из этой жизни желала видеть святых апостолов, уже разошедшихся с евангельской проповедию по вселенной: Она молила Господа и о том, чтобы в час кончины Своей Ей не видеть князя тьмы и ужасных слуг его, но чтобы Сам Сын Ее и Бог, ис-полняя Свое обещание, пришел и принял Ее душу в Свои святые руки. Когда Владычица наша. преклоняя колена, возносила на горе Елеонской Творцу Своему молитвенные просьбы и благода-рения, то молитва Ее сопровождалась таким чудесным явлением: масличные деревья, стоявшие на горе Елеонской, точно одушевленные кланялись вместе с Богородицей: когда Матерь Божия пре-клоняла колена, тогда и деревья пригибались книзу; когда Она вставала, тогда и они снова вы-прямлялись; деревья, как рабы, служили Богородице, почитая Богоматерь.

По окончании молитвы Пресвятая Богородица возвратилась домой, н тотчас все сотряслось от присутствия невидимой силы Божией, окружавшей Богоматерь, и от славы Господней, которой Она была осияваема. Лицо Ее, н всегда сияющее благодатью Божией более, чем лицо Моисея, го-ворившего некогда с Богом на Синае, просветилось еще более несказанное славой. Преблагосло-венная Владычица начала готовиться к Своей кончине. Прежде всего Она сообщила о ней усынов-ленному Ей возлюбленному ученику Христову Иоанну (4) и показала ему светящуюся райскую ветвь, завещая ему именно нести ее пред Своим одром; за-тем Пресвятая Дева сообщила о том же н прочим служившим Ей домочадцам. Потом Она повелела наполнить свою горницу благоухани-ем, приготовить и зажечь в ней возможно более светильников, украсить как самую горницу, так и стоящий в ней одр, - словом, устроить все нужное для погребения. Святой Иоанн Богослов тотчас послал к святому Иакову, брату Господню и первому епископу Иерусалимскому, а также - ко всем родственникам и ближним, со-общая о скором,- с точным обозначением дня — отшествин матери Божией. Святой Иаков не замедлил известить всех христиан, живших не только в Иерусалиме, но и в окрест-ных городах н селениях, так что с епископом иерусалим-ским собрались ко Пресвятой Богородице все родственники и великое множество верующих обоего пола. Пречистая Владычица во всеуслышание поведала собравшимся слова, сказанные Ей архангелом о переселении Ее на не-бо, и в подтверждение показала полученную от своего благовсстника райскую ветвь, которая, как солнечный луч, сияла светом небесной славы. Слыша из уст Самой Богородицы весть о скорой Ее кончине, окружавшие Ее верующие не могли удержаться от слез: весь дом наполнился плачем и рыданиями; все умоляли милосердную Владычицу, как об-щую всех Матерь, не оставлять их си-ротами. Но Матерь Божня просила не плакать, а радоваться Ее кончине, так как, ставши ближе к Божию престолу, лицом к лицу взи-рая на сына Своего и Бога и беседуя с Ним уста к устам, Ока может по смерти с большим дерзновением умолять Его о милосерден я благости; при этом пребла-гословепная Богородица обещала не оставлять сиротами по своем отше-ствии не только их, но и весь мир: Она весь мир будет по-сещать, внимая его нуждам н помогая бедствующим. Уте-шительные слова Богородицы отерли слезы плакавших и утишили их печаль. Пречистая Влады-чица сделала затем завещание относительно двух своих одежд, чтобы они отда-ны были двум бед-ным вдовицам, которые с усердием, получая от Нее пропитание, служили Ей. О Своем пречистом теле Матерь Божня завещала, чтобы оно было погребено в лежащем при горе Елеонской, недалеко от Иерусалима, Гефсиманском саду(5), где находилась гробница праведных родителей Ее, Иоаки-ма и Анны, и обручника Ее святого Иосифа: эти гробницы примыкали к простиравшейся между Иерусалимом и горой Елеонской долине Иосафатовой, бывшей местом общего погребения дла бедных жителей Иерусалима.

Во время этих предсмертных распоряжений Пресвятой Богородицы внезапно послышался шум, по силе напоминав-ший раскаты грома, и облака окружили дом святого Иоан-на Богослова -то, по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедию Евангелия по концам вселен-ной апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, по-ставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия, Святые апостолы, видя друг друга, радовались и вместе с тем удивлялись, говоря:

- Что за причина, ради которой Господь собрал нас вместе?

К ним вышел святой Иоанн Богослов и с радостными слезами приветствовал их, сообщая при этом о скором пре-ставлении Пресвятой Богородицы. Тогда святые апостолы поняли, что Господь собрал их с различных концов вселен-ной для присутствия при блаженной кончине Пре-чистой Его матери, чтобы они с честью предали погребений Ее пречи-стое тело. Весть о скорой кончине Матери Божией перепол-нила сердца святых апостолов сильной скорбью. Войдя внутрь дома, они увидели Богородицу, с радостным лицом сидящую на одре; святые апостолы приветст-вовали Ее сло-вами:

- Благословенна ты от Господа, сотворившего небо и землю!

- Мир вам, братья, избранные Самим Господом! — от-вечала Пречистая Владычица. И потом спросила:

- Как вы прибыли сюда?

Святые апостолы открыли ей, что каждый из ннх был восхищен силою Духа Божня с места своей проповеди и принесен на Сиин на облаке. Матерь Божия прославила Бо-га, услышавшего Ее молитву и исполнившего Ее сердечное желание видеть при Своей кончине святых апостолов.

- Господь,-говорила Она, обращаясь к ним,-при-вел вас сюда для утешения Моей души. ко-торой предстоит, как требует того смертная природа, скорое разлучение с те-лом: уже приблизи-лось предопределенное Мне Моим Созда-телем время.

Они же в ответ на это с печалью говорили Ей:

- Во время Твоего пребывания на земле мы. Владычи-ца, утешались, взирая на Тебя, как на Самого Владыку и Учителя нашего, а теперь, лишаясь Твоего присутствия, как вынесем тяжелую скорбь, объявшую наши души? Но Ты от-ходишь в премирные обители по изволению рожденного То-бой Христа Бога, и мы не можем не радоваться решению Божию о Тебе, хотя вместе с тем не можем не оплакивать и своего сиротства, ибо более не увидим Тебя, Матерь и Уте-шительницу нашу.

При этих словах святые апостолы обливались слезами.

- Не плачьте,- утешала их Пресвятая Богородица,- и Мою радость, друзья и ученики Христо-вы, не омрачайте своею скорбью, лучше радуйтесь вместе со Мной, так как Я отхожу к Сыну Мо-ему и Богу. Тело Мое, которое Я Сама уготовала для погребения, предайте земле в Гефсиманин, а затем опять возвращайтесь к возложенной на вас проповеди Евангелия; Меня же, если изволит Господь, и по Моем отшествии увидите.

Во время этой беседы Богоматери со святыми апостола-ми прибыл и избранный Богом сосуд святой апостол Па-вел: припав к ногам Пресвятой Богородицы, он отверз свои уста, восхваляя и ублажая Ее:

- Радуйся,- говорил святой апостол,- Матерь Жизни и мое проповеданне; если я до вознесе-ния Господа Иисуса Христа не мог насладиться лицезрением Его здесь, на зем-ле, то взирая теперь на Тебя, думаю, что вижу как бы Его.

С апостолом Павлом были и близкие его ученики: Дио-нисий Ареопагит, Иерофей н Тимо-фей; присутствовали и остальные, из числа семидесяти, апостолы,-все были собраны Святым Ду-хом, чтобы сподобиться благословения Пречистой Девы Марии и своим присутствием содейство-вать большей торжественности Ее погребения. Пречистая Владычица каждого из святых апосто-лов призывала к Себе по имени, восхваляя веру и подвиги при благовестин о Хри-сте Иисусе; ка-ждому Она желала вечного блаженства и мо-лилась о мире всего мира.

Настал пятнадцатый день августа месяца, и приблизил-ся ожидаемый всеми благословенный час-это был третий час дня — отшествия Пресвятой Богородицы. В горнице воз-жжено было множество светильников; святые апостолы воз-носили славословие Богу; пренепорочная же Дева возлежа-ла на украшенном одре, приготовляясь к блаженной кончи-не и ожидая пришествия к Се-бе возлюбленного Сына Своего и Господа. Внезапно в горнице заблистал несказан-ный свет Бо-жественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было эти видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня ни-сходит с небес-Сам Царь сла-вы Христос с тьмами анге-лов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пре-святой Деве, и со всеми праведными душами при-ближался к Пречистой Своей Матери. Увидев приближение Сына, Матерь Божия в великой радо-сти воскликнула слова Своей песни:

- Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем, яко призре на сми-рение рабы своея.

И, приподнявшись в одра, как бы пытаясь идти в срете-ние Сыну Своему, Она поклонилась Господу- Он же, при-близившись и с любовью взирая на Нее, говорил:

- Приди, Ближия Моя, приди. Голубица Моя, приди, драгоценное Мое сокровище, и войди в обители вечной жизни,

Матерь Божия, поклонившись, отвечала:

- Благословенно имя Твое, Господь Славы и Боже Мой, благоволивший избрать смиренную рабу Свою для служения таинству Твоему; помяни меня. Царь славы, в вечном твоем царствии; Тебе известно, что Я всем сердцем Моим возлюбила Тебя и соблюла вверенное Мне сокровище, и теперь приими в мире дух Мой и защити Меня от всяких козней темной, сатанинской силы.

Господь утешил Ее исполненными любви словами, убеждая не бояться сатанинской силы, которая уже побеж-дена Ею; Он с любовью призывал Ее безбоязненно прейти от земли к небу.

Готово сердце мое, Брже. Готово сердце мое (Пс. 107, 2)-отвечала на это Пресвятая Дева.

И затем, произнесши сказанные Ею некогда слова буди ми по глаголу Твоему, снова возлег-ла на одре. Чув-ствуя неизреченную радость при виде пресветлого лица Сы-на Своего и Господа, матерь Божня, от любви к Нему пре-исполненная духовного восторга, предала пречистую душу Свою в руки Господа; при этом она не ощутила никакой бо-ли, но как бы уснула сладким сном: Тот, Кого Она зачала без нарушения девства и родила без болезни, приял и душу Ее от пречистого тела. И тотчас началось исполненное радо-сти дивное ангельское пение, в котором слышались, часто повторяемые ангелами, слова приветствия Гавриилова Пре-святой Деве:

- Радуйся, Бладагодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах.

С такими торжественными песнопениями провожали не-бесные чины пресвятую душу Бого-матери, на руках Госпо-да грядущую в горние обители- Святые апостолы, удостоив-шиеся виде-ния, умиленными очами провожали Матерь Бо-жию как некогда Господа, возносившегося с Еле-онской горы; они долго стояли, испытывая ужас и как бы нахо-дясь в забытьи. Придя в себя, уче-ники Христовы поклони-лись Господу, со славой вознесшему на небо душу своей ма-тери, и с плачем окружили одр Богородицы. Лицо пребла-гословенной Девы Марии сияло как солнце и от пречистого тела Ее исходило дивное благоухание, подобного которому здесь на земле невозможно и найти. Все верующие, благого-вейно почитая пречистое тело, лобызали его со страхом; от чест-ных мощей Богородицы исходила освящающая сила, на-полнявшая радостью сердца всех прика-савшихся к нему. Болящие же получали исцеление: слепые прозревали, у глу-хих отверзался слух, хромые выпрямлялись, бесы изгоня-лись, всякая болезнь совершенно исчезала от одного толь-ко прикосновения к одру Божией Матери.

Среди этих событий, сопровождавших смерть Божией Матери, началось торжественное ше-ствие с Ее пречестным телом для его погребения: святой апостол Петр вместе со святыми апосто-лами Павлом и Иаковом, братом Божинм, став во главе, подняли вместе с другими святыми апо-стола-ми из числа двенадцати одр Пресвятой Богоматери; святой же Иоанн Богослов нес впереди райскую ветвь, испускав-шую сияние. Остальные же верующие со свечами и кадила-ми шли вбли-зи, окружая одр. Все воспевали исходные мо-литвословия: святой апостол Петр начинал, а прочие строй-но пели за ним псалом Давида: во исходе израилеве от Египта (Пс. 113), присоединяя к каж-дому стиху аллилуиа, по внуше-нию Святого Духа воспевали и другие торжественные и благодар-ственны? молитвы и псалмы. Торжественное шест-вие с пречистым телом Богоматери направля-лось от Сиона чрез Иерусалим в Гефсиманию, Над одром и провождаю-щими появился облачный круг, напоминавший венец и оза-ренный необыкновенно светлым сиянием. А в облаках, во всеус-лышание наполняя воздух, раздавалось дивное ангель-ское пение. Этот облачный венец плыл по воздуху над од-ром Божией Матери до самого места погребения; за все это время не прекращалось и ангельское пение. Но радостное шествие — вполне описать его не может слабый человече-ский язык-было неожиданно прервано. Многие из не ве-ровавших во Христа иудеев, услышав необыч-ное пение и увидев торжественное шествие, покинули свои жилища и присоединились к нему: они текже пошли за город, удивля-ясь той славе и чести, какие воздавались пречестниму телу Матери Иисуса Христа. Узнав об этом, архиереи и книжни-ки пришли в сильную ярость и послали слуг и воинов — подговорив также многих и из народа, чтобы они догнали шествие и разогнали его уча-стников; вместе с тем они при-казывали учеников Христовых убить, а тело Богоматери сжечь. Но когда послушная подстрекателям толпа, воору-жившись точно на сражение, в ярости побежала вслед за сопровождавшими тело Пресвятой Богородицы и уже стала настигать их, внезапно об-лачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеной окружил как святых апо-столов, так и остальных христиан; преследовавшие слы-шали лишь пение, никого не видя за обла-ком. Святые анге-лы, невидимо парившие над телом Богоматери и христиана-ми, поразили злоб-ных преследователей слепотой: один из них разбили головы о городские стены; другие ощупыва-ли чх и, не зная, куда идти, искали проводников. В это зремя одному иудейскому священнику, по имени Афонию, случи-лось выйти в путь: видя святых апостолов-облако по Бо-жию повелению для большей славы Богоматери снова под-нялось-и множество христиан со свечами и пением, ок-ру-жавших тело Приснодевы Марии, Афоний переполнился завистью; в нем вспыхнула прежняя злоба к Господу наше-му, и он сказал:

- Смотри, какой почет окружает тело Той, Которая родила льстеца, разорившего закон наших отцов!

Будучи очень силен, он с неистовой яростью подбежал чрез толпу христиан к одру, чтобы сбросить на землю тело Пречистой Владычицы нашей: когда дерзкие руки священ-ника коснулись одра, тотчас невидимый ангел рассек их по-средине невещественным мечом Божия отмщения, н они по-висли, не отрываясь от одра, сам же Афоний упал на зем-лю, восклицая:

- Горе мне!

Уразумев свой грех, он стал каяться и говорить святым апостолам:

- Помилуйте меня, рабы Христовы! Святой апостол Петр приказал остановиться несшим те-ло Богоматери и сказал Афонию:

- Вот ты получил, чего желал; знай, что Бог-отмще-нии Господь-явил Себя, и мы не можем исцелить тебя от твоих ран; это может сделать только Сам Господь наш, на Которого вы непра-ведно восстали и, схватив, убили; но и Он не захочет даровать тебе исцеления, пока ты не уверу-ешь в Него всем сердцем и не исповедаешь устами, что Иисус есть Истинный Мессия, Сын Божий.

Афоний воскликнул:

- Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель мира — Христос; мы с самого начала увидели, что Он есть сын Божий; но, омраченные злобной завистью. не хотели открыто признать величия Божия и предали Его безвинно смерти; но Он силой Своего Божества в третий день воскрес, посрамил всех нас, его ненавистников: мы пы-тались путем подкупа стражи утаить Его воскресение, но ничего не могли сделать, так как слава об этом повсюду распространилась.

. Когда Афоний говорил это, раскаиваясь в своем грехе, святые апостолы и все верующие радовались радостью ан-гелов о кающемся грешнике: святой апостол повелел Афо-нию с верой приложить раны усеченных рук к висящим на одре, призывая имя Пресвятой Богородицы. Афо-ний испол-нил это. и тотчас отсеченные руки присоединились к свое-му месту; они сделались со-вершенно здоровы; остался толь-ко знак отсечения, точно красная ниточка, окружавшая ло-коть. Афонин пал пред одром ниц, кланяясь рожденному от Пресвятой Богородицы Христу — Богу и ублажая многими похвалами Пречистую Матерь Его: он приводил из Святого Писания пророчест-ва, свидетельствующие как о Ней, так и о Христе, и все удивлялись вдвойне, видя чудесное исце-ле-ние усеченных рук Афония и слыша от него мудрые слова, которыми он прославлял Господа Иисуса и восхвалял Бо-городицу. Затем Афоний присоединился к святым апостолам, следуя с прочими христианами в Гефсиманию за од-ром. Точно так же получили исцеление и те из пора-женных слепотой, которые, сознавая свой грех, с раскаянием подхо-дили с проводниками к чест-ному одру и касались его с верой,-они получали прозрение не только телесных, но и душевных очей. Милосердная Матерь всех, Пресвятая Вла-дычица наша, как рождением Своим доставила радость всей вселенной, так н в успении Своем не восхотела никого опечалить: как благая матерь благого Царя, Она и бывших врагов Своих милостиво утешила благодатными дарами Своими.

Но вот святые апостолы со всем множеством христиан достигли Гефсиманского сада; когда поставили одр с пре-честным телом, то снова поднялся плач среди христиан: все, лишаясь такого сокровища, рыдали о своем сиротстве,

отдавая последнее целование, христиане припадали к телу Пресвятой Богородицы и целова-ли его, обливаясь слезами, так что только к вечеру могли положить пречестное тело во гроб; но даже и тогда, когда ко гробу был уже привален громадный камень, христиане не отходили от него, удержи-ваемые любовью к Богоматери. Святые апостолы пробыли при гробе Пресвятой Богоро-дицы, не покидая Гефснман-ского сада, трое суток, днем и ночью воспевая псалмы. И во все это время в воздухе слышалось пение небесных во-инств, восхваляющих Бога и ублажающих Его пречистую Матерь.

По особенному устроению Божию один из апостолов, святой Фома, не присутствовал на преславном погребении тела Пречистой Богородицы; он только на третий день явил-ся в Гефсн-манию. Святой апостол Фома сильно скорбел и сокрушался, что не удостоился, как прочие святые апосто-лы, последнего приветствия и благословения Пречистой Бо-городицы; он сильно плакал также и о том, что один только не видел Божественной славы, дивных тайн и дел Божипх, явлен-ных во время успения и торжественного погребения Богоматери. Святые апостолы, сжалившись над ним, реши-ли открыть гроб, чтобы святой Фома мог увидеть хотя бы мертвое тело Преблаго-словенной Богородицы, поклониться ему н облобызать его н чрез это получить некоторую ослабу своей печали и утешение в огорчении. Но когда святые апо-столы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было-остались одни только по-гребальные пелена, распространявшие дивное благоухание. Святые апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они мо-лились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы? К вечеру они сели, чтобы немного подкрепиться пищей, У свя-тых апостолов во время трапезы был такой обы-чай: они ос-тавляли среди себя незанятым одно место, полагая на нем в

честь Христа — как Его часть — кусок хлеба. По окончании трапезы, вознося благодарение, онн брали помянутую час-тицу хлеба, называемую частью Господа, и поднимали вверх, славя ве-ликое имя Пресвятой Троицы, затем после слов ².Господи Иисусе Христе, помогай нам!⌡ съедали этот кусок, как Божие благословение. Так поступали святые апо-столы не только тогда, когда все были вместе, но и когда каждый находился вдали друг от друга- Теперь же в Гефсимании во время трапезы они ни о чем другом не думали и не говорили, как о том, почему не нашлось во гробе пречи-стого тела Богоматери. И вот когда, окончив трапезу, свя-тые апостолы начали воздвнзать отложенную в честь Госпо-да частицу хлеба, славя Пресвятую Троицу, вдруг услыша-ли ангель-ское пение: поднявши глаза, они увидели на воздухе стоящую Пречистую Матерь Божию, окру-женную множеством ангелов. Она была осияваеыа неизреченным светом и сказала им:

- Радуйтесь, ибо Я с вами во все дни. Святые апостолы, исполнившись радости, вмести обыч-ного ²Господи Иисусе Хрнсте, помогай нам!⌡ воскликнули:

- Пресвятая Богородица, помогай нам!

С этого времени они как сами уверовали, так и Святую Церковь научили верить, что Пречис-тая Матерь Божия в третий день после погребения была воскрешена своим Сыном и взята с телом на небо. Снова войдя во гриб, святые апостолы взяли оставленную плащаницу для утешения скор-бящих и как неложное свидетельство восстания Богома-тери из гроба.

Не подобало скинии жизни быть во власти смерти и по-родившей Создателя твари разделить участь тления с зем-ной тварью. Законодатель явился исполнителем данного от Него закона — сыновья да чтут родителей: Он ппчтнл пре-непорочную Матерь Свою, как Себя,- как Сам Он со сла-вой воскрес в третий день и потом вознесся с пречистой пло-тню на небо, так и Матерь Свою воскресил со славой в тре-тий день и взял к Себе в небесные селения. Об этом предсказывал и свя-той Давид, говоря: Воскресни, Господи, в покой Твой Ты и кивот святыни Твоея(Пс. 131, 8). Его пророческие слоза сбылись при воскресении Господа и воскрешении Им Своей Матери. Высечен-ный в камне пустой гроб Богоматери, как и Сына Ее доселе сохранился к служит предметом бла-гого-вейного почитания верных.

Господь по особому смотрению Своему замедлил при-бытие святого Фомы ко дню престав-ления Пречистой Бого-родицы, чтобы для него был открыт гроб н церковь, таким образом, увери-лась в воскрешении Богоматери, подобно то-му как ранее, чрез неверие того же апостола, увери-лась в воскресении Христовом. Так совершилось успение Пречи-стой и Преблагослоаенной нашей Богородицы н погребение

Ее непорочного тела, Ее преславное воскрешение и торжест-венное уверение о взятии Ее на небо с плотью.

По окончании всех этих дивных чудес и тайн Божинх святые апостолы, снова носимые обла-ком, возвратились каждый в ту страну, откуда взят был во время своей пропо-веди Евангелия.

Святой Амвросий, говоря о жизчи Владычицы нашей на земле, так описывает дивные ду-шевные качества Пресвятой Богородицы:

²Она Дева не только по плоти; но и по духу: смиренна сердцем и нс-тороплива в речи; слова Ее полны Божествен-ной мудрости; Она почти постоянно в чтении Святого Пи-сания и неутомима в трудах; целомудренна в беседах, гово-ря с людьми, как пред Богом; никого никогда Она не оби-дела, желая всем добра; никем, хотя бы и убогим, не гнушалась, ни над кем не смеясь, но все, что ни видела, покрывала своей любовью; нз уст Ее никогда не исходило слова, не приносившего бла-годати; во всех делах своих Она являла образ высочайшего девства. Внешний вид Ее был отобра-жением внутреннего совершенства — благости и не-злобия.

Так говорит святой Амвросий. Описание святости ду-шевной и внешнего вида Богоматери встречаем также у Епифания и Никифора:

²Во всяком случае Она сохраняла досточтимую санови-тость и постоянство; говорила очень мало, только о необхо-димом и добром,-слова Ее были сладостны для уха; к каждому Она относи-лась с должным уважением; с каждым человеком вела соответствующую беседу, не смеясь, не воз-мущаясь, тем более не гневаясь. Рост ее был средний; цвет лица, как цвет зерна пшеничного; во-лосы светло-русые и не-сколько златовндные; взгляд быстрый, проницательный; глаза, цветом на-поминавшие масличный плод; брови немно-го наклоненные, темные; нос средний; уста, подобные цвету розы и сладкословесные; лицо не совсем круглое; руки и пальцы продолговатые; в Ней не было никакой гордости, во всем простота, без малейшего притворства; Она была чуж-да всякого потворства, являя в то же время пример высо-чайшего смирения. Одежды Ее были просты, без всяких ис-кусственных украшений, как о том говорит сохранившийся Доселе покров Ее главы,-словом, во всем у Пей проявля-лась проникавшая Ее Божественная благодать⌡.

Так повествуют Никифпр и Епифаннй о душевном и те-лесном образе Пресвятой Богороди-цы во время жизня Ее на земле.

Теперь же о Матери Божией. водворившейся в небесных обителях и стоящей одесную пре-стола Божия, могут пове-дать только небесные духи да души праведных, предстоя-щие Богороди-це и наслаждающиеся лицезрением как Бога, так и Пречистой Девы; они лишь могут сказать нам об Ней, как того требует Ее святость. Мы же, славя Отца, сына и Святого Духа, Бога единого в Троице, славим по Бозе и Его Пречистую Матерь, и Ей, от всех родов славимой и блажимой вове-ки, поклоняемся усердно.

Об отдельных событиях из жизни Пресвятой Богороди-цы со дня Ее рождения писано в на-рочитые праздники Ее: на зачатие, рождение, введение во храм. Благовещение, так-же и на Рожде-ство Христово и Сретение, а здесь после по-вествования о Ее бессмертном успении, в пополнение исто-рии Ее жизни, расскажем, где и как жила Владычица наша по Вознесении Христовом.

Святой евангелист Лука в Деяниях апостольских пишет, что по отшествни на небо Господа ученики Его возврати-лись с горы Елеонской в Иерусалим; войдя в горницу (где была тайная ве-черя Христа), вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении с женами и Мариею материю Иисуса. По воз-несенин Иисуса Христа Богородица была для учеников Его единственным утеше-нием, радостью в печали и твердой учи-тельницей веры. Ибо все слова и чудесные события, кото-рые Матерь Божия слагала в своем сердце, начиная от радо-стного благовещения Гавриила о бес-семейном зачатии и не-тленного рождения Христова нз девической утробы и кон-чая годами мла-денчества Господня и временем жизни до крещения от Иоанна,- все это Она открыла ученикам Сво-его Сына; как имевшая обильные откровения от Святого Духа и Сама бывшая свидетельницей всех чудесных дейст-вий. совершившихся в жизни Христовой до дня явления Гос-пода миру. Ма-терь Божия укрепляла веру святых апосто-лов подробным повествованием о жизни Спасителя до Егс крещения- Все верующие, пребывая в помянутой горнице. неустанно молились, приготовляясь к принятию даров обе-щанного Господом от Отца Святого Духа. И во время соше-ствия — в 11 день по вознесении Господнем — Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, ниспослан-ный от Отца Утешитель прежде почил на Пречистой Деве, и до сего бывшей достойным Его хра-мом, в котором Он пребы-вал неотступно. Дары Святого Духа излились на Пребла-гословенную Деву в большем изобилии, нежели на святых апостолов, подобно тому как больший сосуд может больше вместить в себе воды, и Пречистая Дева, сосуд самый бога-тый дарами Святого Духа, по-тому что Она выше апостолов, пророков и всех святых, как и взывает к Ней Церковь: ²Во-истину Ты, Дева чистая, выше всех⌡; поэтому Она и даров Святого Духа вместила в себе более всех.

Матерь Божия жила в доме святого Иоанна Богослова. находившемся на самом высоком месте Иерусалима-на горе Сион: с того самого времени, когда Господь сказал со креста Своей ма-тери, указывая на возлюбленного ученика:

жено, се сын твой, и ученику: се матерь твоя, Иоанн взял Пресвятую Деву к себе и действи-тельно служил Ей как своей матери. По сошествии Святого Духа святые апостолы не тотчас разо-шлись по вселенной с проповедью Евангелия, но еще долгое время пробыли в Иерусалиме, как это видно из Деяний апостольских. Здесь повествуется, что по убиении святого первомученика Сте-фана настало гонение велие на црковь иерусалимскую: вси же разсеяшася по страном иудейским и самарийским, кpoме апостол; ученики Христовы, защищаемые силой Божией, пробыли в Иеруса-лиме около десяти лет, считая со времени вознесения Господня до дня, когда возложи Ирод царь руци озлобити некия, иже от Церквве. Правда, за описываемый промежуток времени свя-тые апо-столы уходили на время в другие страны, как Петр н Иоанн вместе в Самарию, или один Петр в Лидду, где исцелил страдавшего восемь лет расслабленного Энея и Иоппию, где воскресил умер-шую Тавифу, Кесарию, где крестил Корнилия сотника, и Антиохию, где основал первый престол своего епископства; или, как Иаков, брат Иоанна, ходил в Испанию, но затем они опять возвраща-лись в Иерусалим. В начале своей проповеди святые апо-столы желали служить, главным образом, спасению изра-ильского народа, утверждая в то же время первую церковь в Иерусалиме, которая всех церквей мать, как воспевает святой Иоанн Дамаскин: ²Радуйся, Сионе святой, мати цер-квей, Божие жилище: ты бо приял еси первый оставление грехов⌡; вместе с тем они желали как можно чаще видеть Матерь Божию и поучаться у Нее. Почитая Ее, как бы на-местницу Христову, святые апостолы взирали на пречестное и славное лицо Богоматери, как лицо Самого Христа, и, слушая исполненные благости слова Приснодевы, они про-никались несказанной духовной радостью, за сладостью Ее слов забывая горечь бед и несчастий. Поэтому многие из уверовавших во Христа из далеких стран приходили в Иерусалим, чтобы видеть Матерь Божию и слышать Ее, ис-полненную святой мудрости беседу; что слава о Христе и Его Пречистой Матери, распространившись во всем концам вселенной, многих привлекала в Иерусалим к Пресвятой Деве, это ясно видно нз послания святого Игнатия Бого-носца святому Иоанну Богослову из Антиохии:

²У нас,- пишет он,- находятся многие жены, желаю-щие видеть Матерь Иисуса; они постоян-но стремятся найти возможность прийти к вам и посетить Ее, припасть к груди, питавшей Господа Иисуса, и узнать от Нее некоторые тай-ны. У нас Она прославляется как Матерь Божия и Дева, исполненная благодати и добродетели; о Ней сообщают, что Она радостна в бедах и гонениях, не скорбит в нищете и не-достатках, не только не гневается на причиняющих Ей обиды, но еще бла-годетельствует им; при радостных событиях Она кротка, милосердна к бедным, оказывая им по-мощь, насколько может; враждующим же на нашу веру Она противостоит с твердостью: Она учи-тельница нашего нового благочестия и всем верным Наставница на всякие доброе дело; особенно любит смиренных, и Сама ко всем смиренна; все видевшие Ее превозносят. И сколь Она смиренна, когда законники иудейские и фарисеи смеются над Ней! Нам го-ворили люди, достойные полного доверия, что в Марии, ма-тери Иисусовой, естество человеческое кажется, по причине Ее свято-сти, соединенным с естеством ангельским. Все это возбуждает в нас, слушающих, безмерное же-лание видеть небесное,-скажу так,-дивное и пресвятое чудо⌡.

В другом послании тот же святой Игнатий Богоносец пишет снова святому Иоанну Богосло-ву:

²Если откроется возможность, я думаю прийти к тебе, чтобы видеть собранных в Иерусалиме верных, и особенно Матерь Иисуса: о Ней говорят, что Она честна, приветлива и во всех возбуж-дает удивление, и все желают Ее видеть; да и кто не желает видеть Деву и беседовать с родившей Ис-тинного Бога?⌡

Из этих посланий святого Игнатия к Иоанну Богослову можно легко понять, с каким силь-ным желанием стреми-лись святые увидеть одушевленную святыню Божню, Ма-рию Пречистую Деву, и сподобившиеся видеть почитали се-бя счастливейшими. Воистину блаженны очи видев-ших Ее по Христе Спасителе, и блаженны уши сподобившихся ус-лышать из пречистых уст Ее слова, возрождающие к жизни духовной! Какую радость и благодать они получили!

Для того Господь и оставил на земле Свою Пречистую Матерь, чтобы Ее присутствием, ру-ководством, поучениями и теплыми молитвами к Сыну и Богу воюющая Церковь умножалась и утверждалась, и возрастала до дерзновения полагать жизнь свою за Господа. Матерь Божия всех ук-репляла, всех утешала радостью о Святом Духе и за всех молилась. Когда святые апостолы за-ключены были а тем-ницу, Матерь Божия с умиленным сердцем молилась за них, и к ним был по-слан Господом ангел, который ночью отворил двери темницы и вывел их вон. Когда святой пер-вомученик Стефан был веден на смерть. Матерь Божия издали шла за ним, и когда святого Стефа-на стали поби-вать камнями в долине Иоасафатовой, при потоке Кед-рон, Она вместе с Иоанном Богословом стояла вдали на одном холме, оттуда смотрела на его кончину н усердно молилась Бо-гу, чтобы Господь укрепил страдальца и при-нял душу в Свои руки. Когда Саул озлобляше цер-ковь, го-ня верующих. Матерь Божия молилась о нем Господу с та-кими теплыми слезами, что превратила его из хищного вол-ка в кроткого агнца, из врага в апостола, из гонителя в ученика и учителя вселенной. И каких благодеяний не по-лучала первенствующая Церковь от Пречистой Бо-городи-цы, как грудное дитя от своей матери? Какой благодати не почерпали из этого неоскуде-ваемого источника? Не без Ее забот и благодатного воздействия Церковь была воспитана



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.