Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шашки. Кинжалы. Огнестрельное оружие. Все это место засветилось от губительного. залпа ружей из трехсот — такие залпы одновременно. открываются из боковых завалов по всей колонне.. Всех поднял на ноги залп из нескольких сот



Шашки

«...Чем мы биться будем, среди гор отвесных?

Шашками вернее нам рубиться будет,

Шашка не обманет, коль рука не дрогнет,

Так сказал великий Ахмад Автуринский».

(«Ахмад Автуринский», чеченская народная

героическая песня Илли, воспевающая

дружбу Ахмада с терским казаком.

Середина XIX века)

«Слово «шашка» происходит от черкесского сашхо — длинный нож. Шашка имела слабо изогнутый клинок, защита для руки отсутствовала, рукоять утапливалась в ножны по самую головку. Носилась она лезвием вверх на плечевой или поясной портупее.

Шашка завоевывает большую популярность. Отсутствие крестовины, небольшая изогнутость, легкость создают удобства и значительное преимущество. Воин, выхватывающий саблю из ножен, рисковал зацепить крестовиной одежду или ремни. Однако этот риск с шашкой полностью исключался. Без всяких помех ее одинаково удобно было обнажить перед собой пешему и конному воину.

На Кавказе к оружию было немало требований. Клинок шашки прежде всего должен был быть «легким как перышко, упругим как лоза и острым как бритва». Ко всему этому чеченцы достигали гибкости клинка настолько, что его свободно сворачивали и размещали в обычном домашнем сите для просеивания муки. Существовала поговорка: «Чеченский волк уснул в своем логове. Осмелишься ли ты его разбудить?» Грозный, пружинистый клинок, острый, как бритва, вынуть из сита не каждый осмеливался.

Кавказская шашка впоследствии завоевала большое признание. Она послужила образцом для шашки, принятой в 1840-х годах на вооружение донскими казаками, а в 1881 году — большей частью русской кавалерии. Кавказской шашкой пользовались также терские и кубанские казаки…

Наибольшей популярностью у чеченцев пользовались шашки Гурда, Терс-маймал (другое название «волчок») и Калдам. Быть обладателем этих шашек являлось большой честью. Имея высокое качество, они стоили очень дорого, составляли предмет гордости не только горцев и казаков, но и офицеров царской армии, служивших на Кавказе.

По свидетельству В.А. Потто, после прихода на Кавказ русские были очарованы шашками горцев, «удары которых, нередко перерубавшие ружейные стволы и даже рассекавшие панцири, приводили всех в изумление». Имена владельцев подобных клинков были известны и вызывали зависть молодцев из многих аулов и станиц. Нередко Гурда, Терс-маймал и Калдам добывались в жестоких боях, «когда над телом убитого завязывались отчаянные схватки, и смерть одного влекла за собой гибель десятка других прежде, чем удавалось завладеть оружием».

 

 

 

 

 

 

 

Шашка «Волчок» «…У тебя нет крыльев Эль-Мурза, чтобы взлететь на небо, Нет и когтей, чтобы уйти под землю. Крылья мои — мое крымское ружье, А мои когти — моя шашка Терс-маймал…» (Песня Эль-мурзы, окруженного врагами. Начало XIX века) «А.П. Ипполитов, прослуживший в Чечне (в Аргунском округе) много лет, в 1868 г. писал: «Клинки с изображением на них двух волчьих голов... называются чеченцами терсмеймуль и почитаются за самые лучшие и ценные». Упоминание о шашках Терс-маймал мы находим и в работе царского офицера, чеченца Умалата Лаудаева, который в 1872 году отмечал: «...Лучшими шашками считаются те, которые имеют на клинке изображение зверя; неизвестно почему, чеченцы спознали в этом изображении обезьяну, по чеченски “маймун”, и назвали шашку: “терс-маймун”. Русские это изображение признали за волка и называют такую шашку — “волчок”»… «…Есть различные мнения, объясняющие термин Терс-маймал. Одни полагают, что Терс-маймал означает «ревущая обезьяна» (чеч. терс — рев; маймал — обезьяна). Однако мнение А.С. Сулейманова — краеведа, историка, поэта, посвятившего десятки лет топонимике Чечено-Ингушетии, расходится с мнением ряда ученых. Он считает: «Терс-маймал — клинок особой закалки и особой стали. В основу названия легло арабское турс — щит, маймун — меч...». Клинкам Терс-маймал была присуща легкость, гибкость, значительная часть их складывалась в кольцо. Им был свойственен особый звон, свист, которые они издавали при сильных взмахах, в сражениях и сравниваемый в народе с ревом обезьяны. Проворство, ловкость обезьяны, ее пронзительный крик, способный влиять на психику, послужили, по мнению многих краеведов, поводом для оригинального названия клинка. В числе этих точек зрения заслуживает внимание и мнение академика И.Ю. Алироева, склоняющегося к версии о существовании восточных клинков с изображением обезьяны, имевших высокое качество, широкую известность в Чечне и нареченных чеченцами Терс- маймал («ревущая обезьяна»). Впоследствии, по мнению Алироева, чеченские мастера-оружейники сохранили популярное в народе название Терс-маймал и стали им называть собственные клинки с изображением своего символа — волка. Возможно и еще одно толкование этого названия. В арабском языке среди значений слова маймун есть и «обезьяна», и «счастливый, благословенный, блаженный» (значения «меч» нет). Слово терс означает «щит». Сочетание слов терс-маймун можно истолковать как «благословенный щит». В своей работе «Кавказская война» в разделе «Несколько слов о холодном оружии» В.А. Потто… отмечает: «Эти клинки, высоко ценимые на Кавказе, чаще попадаются в Чечне... Неизвестно почему чеченцы опознали в этом зверьке обезьяну — “маймун”, отчего произошло у них и самое название клинков». Изображение волка встречается и на изделиях европейских оружейников. Среди них первыми его употребили мастера немецкого города Пассау в XIV веке — изображение было заимствовано из городского герба. Бегущий волк выполнялся глубокой инкрустацией медной проволочкой. Клинки пользовались большим спросом. Эти же клинки на Кавказ могли проникнуть в XIV–XV веках… В XVI–XVII веках появились подражания пассауским волчкам на изделиях мастеров города Золингена. Здесь изображения волка делались гравировкой, без инкрустации. В ХIХ в. золингенские «волчки» появились и на Кавказе, пользовались большим спросом у горцев… Чеченские «волчки» Терс-маймал и сходны с золингенскими, и отличаются от них. Волк на чеченских клинках имеет не открытую, а закрытую пасть, кроме того, по обеим его сторонам расположены розетки с крестом внутри, так называемые «пчелы». Как можно связать Терс-маймал с пассауским или золингенским «волчком» (wolf-klinge), трудно сказать. Однако более вероятно их существование независимо друг от друга, ведь волк — символ храбрости у чеченцев, упоминаемый в народных песнях и сказаниях, и его изображение было естественным также на раннем оружии. В пользу этой версии говорит и древнее вайнахское название бронзы — борза (волк). Попавшие на Кавказ западные клинки с изображением волка могли понравиться чеченцам, и их мастера стали наносить на свои изделия изображение волка, приближенное к золингенскому и вместе с тем отличающееся от него (закрытая пасть, «пчелы»), сохранив при этом старое, популярное в народе и широко известное на Кавказе название — Терс-маймал. Рисунок волка в разные времена мог видоизменяться, в чем нас убеждает их разнообразие на кавказских клинках. По словам потомков оружейных династий, некоторые шашки Терс-маймал не имели рисунка волка из-за запрета в мусульманской религии изображать живые существа».

 

 

Шашка Гурда «У него завелась шашка, настоящая Гурда, Кинжал — старый Базалай...» (М.Ю. Лермонтов. Кавказец. 1841) При общей известности и немалых сведениях о самой популярной на Кавказе шашке Гурда она является, тем не менее, редкой и легендарной. На клинках Гурды кавказскими мастерами использовалось клеймо «челюсти», которое, по мнению крупнейшего исследователя оружия Э.Э. Ленца, позаимствовано у итальянских клинков, впервые вышедших из оружейных мастерских Генуи и имевших почетную известность. В чеченских народных сказаниях говорится, что Гурда, словно меч Саладдина, рассекала подушку, поднесенный к лезвию человеческий волос после дуновения срезался, её клинок рубил все другие клинки. Доспехи для Гурды не являлись преградой. Своими достоинствами она приводила всех в изумление. Слава о ней уходила далеко за пределы Кавказа. Мы знаем о мастерах, давших клинку название Гурда, но нам неизвестно точное время ее появления. Однако многочисленные факты свидетельствуют, что в XIX веке, в бытность на Кавказе М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, настоящая Гурда была редким и дорогим оружием… Приобрести шашку Гурда было мечтой всякого ценителя холодного оружия, посещавшего Кавказ в XIX веке. Как лучшая шашка, Гурда вызывала у всех восхищение. Это способствовало изготовлению подделок многими оружейниками Кавказа, образцы которых дошли до наших дней. Очевидно, что очень мало музеев могут похвастаться наличием у них подлинной Гурды. В период многолетнего изучения чеченского оружия автору приходилось слышать в народе различные версии о шашке Гурда. Наряду с версией Э. Ленца, записанной им в 1911 году, которую можно и в наши дни услышать от стариков в различных вариантах, в чеченском обществе бытуют еще две заслуживающие внимания версии. Первая версия. В тайпо-родовом делении чеченцев есть известный тайп (род) айткхаллой, большая часть которого, как и прежде, проживает сегодня в юго-восточной части Чеченской Республики. Тайп славился своими удалыми наездниками и оружейными мастерами. В ауле Айткхаллой (названный именем тайпа)… были умелые мастера-оружейники. Особой славой пользовались клинки старого мастера, строго хранившего свои секреты. Говорят, что перед ковкой и закалкой клинков он долго молился в мечети, а потом надолго уходил в горы. Клинок мастера имел название «Гора да», что дословно с чеченского означает: «владеющий силой», «властелин мощи». Гора да, произносимое слитно на русском языке, в русской интерпретации соответствует слову «Гурда»… Вторая версия. Наиболее распространенной среди краеведов республики является версия о принадлежности шашки Гурда к чеченскому тайпу — гордалой. Аул Гордали (носящий имя тайпа) расположен в Ножай-Юртовском районе республики… Гурда - древнее вайнахское «меч» ( т. е. меченосцы). «В ауле Гордали жила большая династия мастеров-умельцев по изготовлению холодного оружия, которая помимо знаменитых шашек и кинжалов изготовляла плоские стальные напильники высокой закалки, имевшие еще по бокам бугорки металлических зубьев. Напильники назывались «горда» по имени того же изготовителя шашки Гурды … …В памяти глубоких стариков из тайпа гордалой остались, к сожалению, очень скудные предания об оружейном производстве и мастерах села, ограничивающиеся только лишь констатацией факта о существовании у них оружейного промысла. При этом о знаменитой шашке и мастере говорят без сомнения и с гордостью. Их предания гласят, что мастер, изготовлявший знаменитые на всем Кавказе клинки, был в ауле последним из некогда большой оружейной династии. Он один знал секреты их изготовления, перешедшие к нему от предков. С его внезапной смертью была утрачена технология изготовления Гурды. Гордалинцы считают, что последний мастер жил и работал в XVIII веке. По их мнению, имя оружейника было Горда — соответственно названию тайпа. Примечательно и то, что гордалоевские старики шашку называют не Гурда, а Горда… …Наличие двух соседствующих версий о шашке Гурда несомненно вызывает интерес… У гордалинцев бытует мнение, что первоначальной основой клейма «гурда» являются не «челюсти» города Генуя, а «зубья» капкана. Такая вероятность возможна, если учесть, что чеченское слово гур (гура) означает «капкан», а гур да — «владелец капкана», «основатель капкана». Речь может идти о мощных капканах с мертвой хваткой, использовавшихся в старину чеченцами для поимки медведя, барса, волка. Старейшины тайпа, а также нынешний директор Национального музея Чеченской Республики В.А. Асталов, являющийся выходцем из тайпа гордалой, считают, что клеймо «зубья» ранее накладывалось на мечи и сабли, имело внешнюю изогнутость, схожую с формой укуса. По их предположению, только с широким распространением генуэзских клинков на Кавказе (XV–XVI века) клеймо «зубья», схожее с клеймом «челюсти», стали изображать в форме последнего… Однако для нас наиболее важно то, что шашка Гурда неоспоримо является достоянием Кавказа и произведением высокого искусства его мастеров…» «…Дополнительным подтверждением к перечисленному о чеченской принадлежности шашки Гурда может служить и следующее: сподвижник имама Шамиля, участник Кавказской войны 1834–1859 годов Магомед-Бек Аварский, поэтическое творчество которого относится к 40–70-м годам XIX века, оставил нам поэму, написанную в 1860-м: «...И только чеченцы — стальные сердца — Решили до смертного биться конца Чеченцы обету и чести верны, И шашек их гурдских удары грозны...».

 

 

Шашка Калдам «Если соседи плечом к плечу — они подобие надежного, обоюдоострого клинка». (Чеченская народная пословица) «Любопытные сведения приводит в 1872 г. У. Лаудаев: «Шашки, называемые “калдам”, имеют изображение креста и считаются старыми и хорошими». В поисках таинственного клинка Калдам автор обратил внимание на следующие строки А. Дюма, касающиеся оружия народов Северного Кавказа: «У некоторых горцев есть прямые клинки, которые существуют со времен крестоносцев... Эти клинки высекают огонь не хуже огнива и бреют бороду как бритва». Мы знаем также, что Калдам был «широкий как меч». Наибольшее сходство он имеет с прямым однолезвийным палашом. В настоящее время у чеченцев палаш встречается редко. На его клинках бывают две-три долы и маленький равноконечный крест. Встречаются клинки и с клеймом «гурда». Однако крестовины, свойственные хевсурским палашам, у них зачастую отсутствуют... Считается, что на этих клинках ранее было лишь изображение равноконечного креста, и только впоследствии стали дополнительно наносить изображение волка или клеймо «челюсти», свойственное Гурде. Кресты, соответствующие крестам на клинках Калдам, встречаются на древних башнях чеченцев и ингушей. Встречи и беседы со стариками, опрос краеведов и потомков оружейных мастеров позволяют с уверенностью сказать, что палаш — Нийса тур («Прямая шашка») — известное ныне название, и есть Калдам, имеющий очень глубокие корни… Возможно, Калдам (утраченное вайнахское название кхиэла да; кхиэла дай — «владелец судьбы», «решающий судьбу») берет начало со времен ратного единства грузин, чеченцев и ингушей. Сохранив прямые линии меча — «прародителя» палаша, Калдам дошел до нас как один из типов раннего оружия чеченцев и ингушей домусульманского периода. Однако под влиянием времени и перемен раннее оружие в XVII–XVIII веках в Чечне вытесняется. Наибольшую популярность приобретают шашки…

 

 

Кинжалы

«Свободы тайный страж, карающий кинжал,

Последний судия позора и обиды...»

(А.С. Пушкин. Кинжал)

Кинжал древнее оружие чеченцев. Подтверждением тому служат многочисленные археологические находки на территории республики. Кинжалы подразделялись на два вида: вороненые и зеркальные.

До XIX века чеченские кинжалы отличались большими размерами. Они имели ребристую поверхность и были сходны с мечами римских легионеров и гладиаторов — гладиусами, но с более удлиненным острием. Их ширина доходила до ширины четырех пальцев (7–9 см), длина — до 60 см, что соответствует размерам гладиуса. Долы на ранних кинжалах зачастую отсутствовали или имелись только по одной… C середины XIX века и особенно к концу Кавказской войны кинжалы видоизменились. Крупные образцы (называвшиеся в народе «беноевскими») стали вытеснять более легкие и изящные кинжалы, с наличием одного, двух и более долов. Возможно, это произошло с прекращением активных военных действий... Кинжалы с очень тонким и удлиненным острием… назывались противокольчужными и широко использовались в сражениях. Их можно встретить и поныне.

Каждый мужчина в Чечне имел кинжал. Его отделка и качество характеризовали владельца. Принадлежность кинжала к национальному костюму, обязательное ношение с черкеской с 14–15 лет способствовали сохранению качества клинков, улучшению отделки ножен и рукоятей.

Оружие составляло основную ценность и богатство горца. Шашки Гурда, Терс-маймал, Калдам и кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их стоимость равнялась соответственно стоимости дома, лучшего скакуна, многих десятков овец.

Главным украшением гостевой комнаты чеченца являлось оружие. На стенах, коврах развешивались шашки, сабли, кинжалы, ружья и пистолеты. Рядом висела бурка, а также плеть, украшенная серебром. С ними хранилось и дорогое убранство коня (седло, уздечка). И в настоящее время в некоторых домах можно видеть висящее на ковре ружье или дедовский кинжал с наборным поясом…

Чеченцы к оружию относились очень бережно. Подарить кинжал, шашку или обменяться ими символизировало дружбу, установление мира. Чеченское оружие до конца третьей четверти XIX века не отличалось внешним блеском, парадностью, изяществом оформления. Зачастую джигиты-удальцы предпочитали скромно украшенное оружие. Серебро было дорогим, его использовали экономно. Серебряной рукояти чаще предпочиталась рукоять из рога тура, буйвола, дерева. Дорогую и престижную слоновую, моржовую кость стали использовать со второй половины XIX века. Известно, что за кинжал, частично украшенный серебром, не взимался налог. Однако за кинжал, имевший сплошные серебряные ножны и рукоять, уплачивался налог в пользу бедных.

Большое значение имело боевое качество клинка, ружья и пистолета. Высокое качество чеченских клинков было общепризнанным. Постоянная угроза нашествия врагов… способствовала развитию военного ремесла и военного искусства. Чеченские шашки, кинжалы пользовались большим спросом… Некоторые клинки чеченских оружейников перерубали кузнечные клещи, рассекали бурку. Было немало случаев, когда молниеносным ударом бурка, укрепленная вертикально на земле, рассекалась, продолжая при этом удерживать свою форму, пока кто-либо не подходил, чтобы продемонстрировать две ее половины.

О существовании уникальных по прочности клинков свидетельствовал исследователь Г.А. Вертепов: «...В Сунженском отделе мне удалось видеть кинжал неизвестного мастера... лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы, которою свободно можно было распиливать самую крепкую сталь. Закалка этого кинжала была настолько хороша, что не поддавалась слесарным инструментам, и когда владелец вздумал снять зазубрины, пришлось “отпустить” клинок, в ущерб его прочности. Подобные клинки встречаются теперь как большая редкость...».

Оружие для горца являлось символом свободы, чести и достоинства. Поэтому мастера… очень ответственно подходили к работе, к качеству клинков. В противном случае оружейники рисковали фамильной честью и именем...

Кроме оружия, в Чечне было развито производство ножей. Как правило, ранние кинжалы практически все имели подкинжальные ножи, размещавшиеся именно под кинжалом, на тыльной стороне в специальных углублениях на ножнах. Вся эта продукция продавалась на ярмарках, базарах… Г.А.Вертепов отмечал: «Кавказские ножи пользуются репутацией хорошей закалки и прочности, а потому охотно раскупаются даже русским населением, нередко предпочитающим их дешевому ввозному товару». (Еще до недавнего времени (1980-е гг.) некоторые потомки оружейников аула Дарго изготовляли ножи, изредка кинжалы.)…»

В настоящее время мало сохранилось чеченских клинков… Наряду с оружием, сохранившимся среди семейных реликвий в самой Чечне, остается еще надежда на его сохранность в семьях чеченцев, покинувших Родину после Кавказской войны.

Огнестрельное оружие

«...Все это место засветилось от губительного

залпа ружей из трехсот — такие залпы одновременно

открываются из боковых завалов по всей колонне.

... Всех поднял на ноги залп из нескольких сот

ружей кругом с гор».

(Из воспоминаний генерал-майора А-В. фон Мерклина

о Даргинской экспедиции 1845 г.)

Русские послы, чиновники, офицеры, иностранные путешественники в начале XVII в. отмечали наличие у чеченцев и ингушей «огненного боя», «фузей», «ружей». К 1629 году относится первое сообщение о поездках русских стрельцов из крепости Терки в горы для покупки свинца у обществ Мулкой (верховья Аргуна) и Калган (верховья Ассы и Джераха).

Капитан генштаба И.И. Норденстамм в описании Чечни за 1834 год сообщает: «Ружья у них вообще хорошие и стреляют метко ...»

На Кавказе и в Чечне использовалось и завозное огнестрельное оружие — венгерское, крымское, русское и т. д. Однако преимущественно ружья были местного производства… В соответствии с изученными источниками Д.Ю. Чахкиев отмечает, что чеченцы и ингуши сами наладили производство сначала фитильного, а затем и кремневого оружия в башенных поселках Шикарой, Карт, Салги, Шуан и др.

Хорошей репутацией пользовалось оружие, которое изготавливалось ауховцами. В 1812 г. А.М. Буцковский отмечал: «Порох делают сами, равно и оружие, чем последним преимущественно аухи занимаются; аухи весьма хорошие делают ружья»…

В Чечне в XIX веке широко были известны ружья, изготовлявшиеся мастером-оружейником по имени Дуска (1815–1895) из аула Дарго. Качество его ружей, их дальнобойность высоко ценились среди горцев и казаков. По свидетельству старожилов аулов Белгатой и Дарго, мастер Дуска был одним из лучших изготовителей нарезного оружия не только в Чечне, но и на Северном Кавказе... В ауле Дарго старожилы поведали о запрете, наложенном имамом Шамилем на продажу ружей Дуски противнику под страхом смерти…Ружья Дуски, имевшие хорошее качество и дальнобойность, отличались зачастую внешней простотой отделки. Сохранилось в частном собрании, пожалуй, единственное в республике ружье Дуски, скромно украшенное серебром. Ствол его не инкрустирован... Кроме ружей, Дуска изготовлял и пистолеты.

В тот период в ауле работал мастер по имени Бетирха (1820–1925), также изготовлявший ружья, пистолеты и клинки. Саймирза Таюбов, 1903 года рождения, помнит его пистолеты, отличавшиеся хорошим качеством. Их набалдашники (головки рукояти) были из белой кости или черного рога. Порох в Дарго делали многие, но имена мастеров забыты. С. Таюбов назвал имя мастера Олхазура — сына Махмы (середина XIX века), изготовлявшего порох.

В ауле Белгатой удалось установить имена двух мастеров, также изготовлявших порох. Один из них, Оча — сын Цицы (вторая половина XIX века). Имя другого мастера — Сайданур (1820–1930).

В ряду известных мастеров и мастер-оружейник из аула Большие Атаги по имени Мута (предпол. 1830 года рождения). Он изготовлял как холодное, так и огнестрельное оружие, однако предпочтение отдавал огнестрельному. Его ружья, пистолеты имели хорошее качество, пользовались спросом…

Хамзат Яндарбиев, кандидат педагогических наук, знаток истории края, житель Больших Атагов, оказавший немалую помощь в поисковой работе, имел кремневое ружье работы мастера Муты. Ружье 13 лет пролежало в земле, плохо сохранилось. Ранее, работая учителем в школе, Х. Яндарбиев сдал его в школьный музей и использовал как наглядное пособие. Ствол ружья имел красивую отделку, был изготовлен особым способом по методу скручивания и наматывания металлической ленты на трубу…

Солярные розетки, сито, круги, геометрический орнамент, четырех-, шести- и восьмилепестковые розетки, завитки до двух, трех и более оборотов, трехлистник, орнамент в виде запятых и рогов тура, растительный орнамент, а также орнамент, схожий с орнаментом национальных безворсовых войлочных ковров (истангов) — в гравированном, черневом исполнении характерны для чеченского оружия до середины XIX века. В последующем, хотя и реже, такая отделка оружия также встречается наряду с оружием, украшавшимся в основном растительным орнаментом с использованием техники углубленной гравировки серебра…

Запрет на изготовление огнестрельного оружия царскими властями после Кавказской войны, появление более совершенных ружей привели к угасанию их производства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.