Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





К 19.05.2020г. Тезисы лекции по теме 4. Административно – правовой статус



  К 19.05.2020г.     Тезисы лекции по теме 4. Административно – правовой статус

   Очн. ускор.                                              государственных служащих

  Дата проведения – 19.05.2020г. Время – 3 часа.   

                                     План лекции

1. Сущность государственной службы и ее виды.

2. Административно – правовой статус государственных служащих.

3.Особенности ответственности государственных служащих.

4. Прохождение государственной службы.

 

При самостоятельном изучении рассматриваемой темы необходимо обратить внимание на понимание сущности государственной службы, ее отличие от иных видов профессиональной деятельностиосновные элементы статуса: права, обязанности, ограничения и запреты. Важное значение имеет уяснение сущности указанных элементов, а также порядка их реализации. 

 

1. Государственная служба – профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий органов государства.

 Являясь разновидностью службы вообще, государственная служба имеет ряд особенностей, определяющих ее качественное своеобразие.

Во-первых, это деятельность лиц, замещающих должности в органах государства. При этом законодательство четко определяет круг субъектов государственной службы.

Во-вторых, это деятельность государственная, так как организуется государством, регулируется им посредством законодательства.

В-третьих, содержанием государственной службы является обеспечение полномочий государственных органов, выполнение задач и функций государства.

В-четвертых, в соответствии с Конституцией РФ на государственной службе могут состоять только граждане Российской Федерации.

В-пятых, государственная служба является одним из видов трудовой профессиональной деятельности. Но в отличие от иных видов службы на лиц, замещающих должности государственной службы, не распространяется законодательство о труде. Их трудовые отношения регулируются специальными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Система государственной службы включает в себя федеральную государственную службу (гражданскую, военную и службу иных видов), а также государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Принципы государственной службы – это основополагающие идеи, начала, определяющие важнейшие закономерности в организации и функционировании государственной службы.

Принципы государственной службы нашли правовое закрепление в Федеральном законе «О системе государственной службы РФ». К их числу относятся:

1. Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Законность.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

4. Равный доступ граждан к государственной службе.

5. Единство правовых и организационных основ государственной службы.

6. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

8. Профессионализм и компетентность государственных служащих.

9. Защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так физических и юридических лиц.

2. Административно-правовой статус государственных служащих включает права, обязанности, запреты и ответственность, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

К числу основных прав государственных служащих относятся:

1. Право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

2. Право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности служащего по замещаемой должности.

3. Право на отдых реализуется путем установления нормальной продолжительности рабочего времени, не более 40 часов в неделю при пятидневной рабочей неделе, а также предоставлением ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков.

4. Право на оплату труда.

5. Право на получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Право доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

7. Право на посещение органов государства, местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности.

8. Право на ознакомление с материалами личного дела,

9. Право на защиту сведений о государственном служащем.

10. Право на должностной рост на конкурсной основе.

11. Право на профессиональную подготовку.

12. Право на членство в профессиональном союзе.

13. Право на рассмотрение индивидуальных служебных споров.

14. Право на проведение служебной проверки.

15. Право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе.

16. Право на медицинское страхование.

17. Право на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.

В соответствии с действующим законодательством государственный служащий обязан:

1. Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты РФ, а также нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение.

2. Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

3. Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий.

4. Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

5. Соблюдать служебный распорядок государственного органа.

6. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

7. Не разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

8. Беречь государственное имущество.

9. Представлять сведения о доходах и имуществе как собственных , так и членов семьи.

10. Сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства.

11. Соблюдать ограничения, не нарушать запреты, выполнять обязательства и требования к служебному поведению.

12. Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей

       Федеральным законодательством определены также запреты, связанные с государственной службой.

1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.

2. Государственный служащий не может быть одновременно депутатом Государственной думы или членом Совета Федерации Федерального собрания РФ, депутатом представительного органа субъекта РФ, замещать выборную должность в органах местного самоуправления либо оплачиваемую выборную должность в профсоюзном органе.

3. Государственному служащему запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность.

4. Запрещено приобретать в случаях, установленных законодательством, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

5. Запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

7. Государственным служащим запрещается использовать в целях, не связанных с использованием должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения.

8. Государственному служащему запрещено совершать действия, способствующие подрыву авторитета государственной службы.

9. Государственный служащий не вправе принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (кроме научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, общественных и религиозных объединений и др.

Необходимо обратить внимание на порядок реализации прав, обязанностей , ограничений и запретов, установленных для государственных служащих.

 

3. Дисциплинарная ответственность - одна из форм принуждения, которое применяется уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущее неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом). 

Закон устанавливает специальную дисциплинарную ответственность государственных служащих, которая отличается от общей по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм, по мерам дисциплинарного взыскания, кругу лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, по установленному порядку обжалования взысканий.

Основанием для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка. Таковым в сфере государственно-служебных правоотношений признается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине гражданского служащего возложенных на него должностных обязанностей.

Однако в законодательстве отсутствует единый перечень деяний, которые могут рассматриваться в качестве дисциплинарных проступков, имеется лишь указание на отдельные составы. К ним относятся неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение обязательств по контракту, правил служебного распорядка, должностного регламента, приказов представителя нанимателя и т.п.), прогул, появление на службе в состоянии опьянения.

Помимо этого, в качестве дисциплинарного проступка может рассматриваться также неисполнение или ненадлежащее исполнение общеслужебных обязанностей, предусмотренных законодательством (ст. 15 Закона о государственной гражданской службе), например непредставление служащим сведений о доходах и принадлежащем ему имуществе.

 Кроме того, ст. 59.2 указанного закона предусмотрены дисциплинарные проступки коррупционного характера

Законодательство о государственной службе предусматривает возможность наложения на государственных гражданских служащих следующих дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Закона о гражданской службе.

При совершении дисциплинарных проступков коррупционного характера увольнение с гражданской службы может быть дополнено формулировкой «в связи с утратой доверия».

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Кроме того, если вследствие дисциплинарного проступка был причинен материальный ущерб, то помимо дисциплинарного взыскания на виновного вреда может быть возложена обязанность возместить (частично или полностью) этот ущерб (материальная ответственность). Если в совершенном дисциплинарном проступке присутствуют признаки преступления или административного нарушения (например, хищение, растрата и т.п.), то дисциплинарная ответственность может сочетаться с уголовной или административной.

Порядок привлечения к ответственности. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Такое объяснение должно быть затребовано в течение срока, предусмотренного для наложения дисциплинарного взыскания. Необходимость получения письменного объяснения от гражданского служащего обусловлена тем, что в нем могут быть указаны обстоятельства, исключающие его вину в совершении данного проступка, названы уважительные причины и др.

Еще одной особенностью дисциплинарной ответственности гражданских служащих является обязательное проведение служебной проверки, которую можно определить как совокупность мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами государственного органа в целях своевременного, всестороннего, полного и объективного исследования дисциплинарных проступков.

Служебная проверка может проводиться по инициативе как представителя нанимателя, так и самого гражданского служащего. Основанием проведения служебной проверки по решению представителя нанимателя является поступившая к нему информация о совершении дисциплинарного проступка с участием сотрудника государственного органа либо об установленном факте совершения или подготовки им преступления.

В случае применения дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей. На выяснение указанных обстоятельств и направлена служебная проверка.

Ответственность за своевременность и правильность проведения служебной проверки закон возлагает на представителя нанимателя, ее назначившего.

Максимальная продолжительность служебной проверки - не более одного месяца со дня принятия решения о ее проведении. По истечении этого срока составляется письменное заключение, которое направляется представителю нанимателя.

На период служебной проверки служащий может быть временно отстранен от замещаемой должности с сохранением денежного содержания. Решение об этом принимается представителем нанимателя. Нужно заметить, что представитель нанимателя вправе, но не обязан отстранять служащего от замещаемой должности на время проведения служебной проверки.

Результаты служебной проверки оформляются письменным заключением, в котором прежде всего должны быть указаны факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки. В этой связи в обязательном порядке к письменному заключению должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства, установленные в результате проверки, объяснения гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка, других сотрудников и иных лиц, и другие материалы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам.

Кроме того, заключение о результатах служебной проверки должно содержать предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или об освобождении от ответственности. Заключение подписывается руководителем подразделения по вопросам государственной службы и кадров, а также другими участниками служебной проверки.

Заключение о результатах служебной проверки приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Представитель нанимателя с учетом заключения по результатам служебной проверки может (но не обязан) принять решение о применении к соответствующему гражданскому служащему определенного дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание может быть назначено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Днем обнаружения проступка считается день, когда лицу, которому подчинен гражданский служащий, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно или нет правом наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарное взыскание не может быть назначено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Если дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, то время производства по уголовному делу в этот период не включается.

Дисциплинарное взыскание применяется к гражданскому служащему на основании соответствующего акта (приказа) представителя нанимателя. Нужно заметить, что увольнение как меру дисциплинарного взыскания может применять только лицо, которое наделено правом приема на службу и увольнения со службы.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется гражданскому служащему, а копия приказа вручается ему под расписку в течение пяти дней со дня его издания. В случае отказа гражданского служащего расписаться составляется соответствующий акт, который подписывают свидетельствующие этот факт лица.

Закон предоставляет гражданскому служащему, в отношении которого было применено дисциплинарное взыскание, право обжаловать его в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

 

4. Порядок прохождения государственной гражданской службы может рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект временной. В этом смысле прохождение службы представляет собой длящийся процесс, начинающийся с возникновения государственно-служебных отношений, т. е. со дня оформления поступления на службу, продолжается в течение всего периода исполнения полномочий по занимаемой должности и завершается прекращением служебно-правовых отношений в связи с увольнением со службы. В этом временном отрезке и реализуется статус служащего.

Другой аспект прохождения службы характеризует содержание данного периода. В этом смысле прохождение службы включает последовательную смену, изменение многих фактических данных, подчеркивающих правовое положение служащего, конкретизирует особенности выполнения служебных обязанностей и др. В этом аспекте прохождение службы всегда индивидуально.

В то же время законодательством РФ определены основные, наиболее общие элементы прохождения службы:

- поступление на службу,

- служебное аттестование,

- присвоение классных чинов,

- перемещение по службе,

- профессиональное образование,

- прекращение службы.

 

         Согласно действующему законодательству, право поступления на государственную службу имеют граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие другим установленным для службы требованиям.

Законодательством предусмотрен предельный возраст пребывания на государственной службе – 65 лет. Этот возраст и следует считать ограничительным для поступления на государственную службу.

Кроме всего вышеперечисленного, гражданин, претендующий на замещение должности государственной службы, должен соответствовать квалификационным требованиям, которые касаются уровня образования, стажа и опыта работы по специальности, знания Конституции РФ, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

При поступлении на службу и при ее прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Законодательство предусматривает два основных способа замещения должностей на государственной службе: 1) на конкурсной основе и 2) без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решению соответствующего должностного лица и государственного органа.

Путем назначения замещаются некоторые должности категорий «руководители», «помощники (советники)» и «обеспечивающие специалисты».

Конкурс представляет собой особый порядок подбора кадров, который предусматривает оценку деловых и профессиональных качеств кандидата на должность в соответствии с установленными квалификационными требованиями к должностям государственной службы. Цель конкурса – определить пригодность претендентов к исполнению функций по той должности, на которую они хотят быть назначенными, и их способность к дальнейшему профессиональному росту в системе государственной службы.

Конкурс объявляется при наличии вакантных должностей государственной службы и отсутствии соответствующего кадрового резерва для их замещения.Вместе с тем конкурс не проводится: при назначении на должности категорий «руководители» и «помощники (советники)», если эти должности замещаются на определенный срок полномочий; при замещении должностей категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; при заключении срочного служебного контракта.

Помимо названных закон предусматривает случаи, когда конкурс может не проводиться. Это касается назначения на должности, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и при назначении на должности младшей группы.

Процедура конкурсного отбора регламентирована указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

По результатам конкурса издается акт государственного органа о назначении на должность, на основании которого заключается служебный контракт. Следует отметить, что акт о назначении на должность сам по себе не является основанием для возникновения служебно-правового отношения. Для его возникновения необходимо наличие как акта о назначении на должность, так и служебного контракта, т.е. необходим сложный юридический состав.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый подписывается обеими сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта утверждена указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено законодательством или самим контрактом.

Законодательство содержит перечень существенных или необходимых условий служебного контракта:

1) наименование замещаемой должности службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности);

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;

10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей, по которым предусмотрена ротация гражданских служащих.

Помимо существенных (обязательных) условий в служебный контракт могут включаться и иные (дополнительные) условия в частности:

 - испытание при поступлении на гражданскую службу, которое устанавливается в целях проверки соответствия замещаемой должности по соглашению сторон и обязательно должно оговариваться в служебном контракте и акте о назначении на должность. Срок испытания устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года;

 - возложение на служащего обязанности о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

 - обязанность лица проходить службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

 - показатели результативности профессиональной служебной деятельности служащего и связанные с ними условия оплаты его труда. Однако названные показатели зачастую не позволяют точно и объективно оценить результативность деятельности служащего.

В служебной контракт могут быть включены иные условия, не ухудшающие положения служащего по сравнению с положением, установленным федеральным законодательством (например, условие о предоставлении жилого помещения, земельного участка, служебного транспорта и т.п.).

Закон запрещает одностороннее изменение условий служебного контракта. Это правило относится к любым условиям: как существенные, так и дополнительные условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон в письменной форме.

Об изменении существенных условий служебного контракта служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

Служебный контракт может быть заключен на неопределенный либо на определенный срок.

По общему правилу замещение должностей государственной службы осуществляется на условиях контракта, заключаемого на неопределенный срок. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет может заключаться только в тех случаях, когда отношения, связанные со службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности или условий прохождения службы.

 2. Присвоение классных чинов является обязательным условием прохождения государственной гражданской службы. Порядок присвоения определен Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113.

       Классные чины присваиваются служащим в очередном и внеочередном порядке. Общие условиями присвоения чинов в очередном порядке:

      - присвоение классного чина в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы;

      - последовательное присвоение классного чина после истечения срока пребывания в предыдущем чине;

 - служащим, замещающим должности гражданской службы на основе срочного контракта, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

      Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин присваивается служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присвоенные служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

      Первый классный чин присваивается служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения служащего на должность.

      Очередной классный чин присваивается служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему. Очередной классный чин не присваивается служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

      Служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

      Внеочередное присвоение классного чина может производиться в качестве меры поощрения за особые отличия:

      - до истечения срока, установленного законодательством, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности службы, - не выше чина, соответствующего этой должности службы;

      - по истечении указанного срока - на одну ступень выше чина, соответствующего замещаемой должности, но в пределах группы должностей, к которой относится замещаемая должность.

      Внеочередное присвоение служащему классного чина может производиться не более одного раза в течение периода его службы на должностях гражданской службы каждой группы.

      При поступлении на гражданскую службу лица, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью в пределах соответствующей группы должностей.

      Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания, то федеральному гражданскому служащему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

      При этом учитывается продолжительность пребывания в классном чине иного вида государственной службы, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании.

3. Служебное аттестование призвано способствовать формированию кадрового состава государственной службы, повышению профессионального уровня служащих, решению вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. Оно может быть нацелено и на принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности всего органа, и выявление рабочих проблем; определение внутри органа стандартов деятельности и критериев оценки работы служащих. При этом в ходе аттестации служащего оцениваются: его прошлая деятельность; уровень достигнутых результатов; определяется потребность в обучении, улучшении деятельности.

      По общему правилу аттестация государственных служащих проводится один раз в три года. При этом не подлежат аттестации служащие:

      а) проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

      б) достигшие предельного возраста пребывания на службе;

      в) беременные женщины;

      г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

      д) замещающие должности категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;

      е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

      В отдельных случаях может проводиться внеочередная аттестация служащего на основании соглашения сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности служащего либо по решению представителя нанимателя после принятия решения о сокращении должностей в государственном органе или об изменении условий оплаты труда служащих.

      В соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих в Российской Федерации, утвержденным указом Президента России от 1 февраля 2005 г., аттестация проводится в два этапа.

      На первом этапе проводятся подготовительные мероприятия: формируется аттестационная комиссия, утверждается график проведения аттестации, составляются списки служащих, подлежащих аттестации, подготавливаются документы, необходимые для работы аттестационной комиссии.

      График проведения аттестации утверждается ежегодно представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого служащего не менее чем за месяц до ее начала.

      Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении служащим должностных обязанностей в аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем. К отзыву прилагаются сведения о выполненных служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период.

      Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого с представленным на него отзывом. При этом аттестуемый служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

      Второй этап представляет собой проведение собственно аттестации с приглашением служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки без уважительной причины или отказа от аттестации служащий привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится на более поздний срок.

      Профессиональная деятельность служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

      Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

      Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов служащий признается соответствующим замещаемой должности.

      По результатам аттестации служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

      а) соответствует замещаемой должности;

      б) соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;

      в) соответствует замещаемой должности при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

      г) не соответствует замещаемой должности.

      Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, с которым служащий знакомится под роспись.

      В течение семи дней после проведения аттестации ее материалы представляются представителю нанимателя. В случае утверждения представленных материалов не позднее месячного срока с момента проведения аттестации по государственному органу издается правовой акт, в соответствии с которым служащий:

      а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв;

      б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

      в) понижается в должности государственной службы.

      При отказе служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на друг



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.