Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА 10. Смиренный дух. И СЕРДЦЕ ВОИНА



ГЛАВА 10

Смиренный дух

И СЕРДЦЕ ВОИНА

 

Я должен был снова выступать на Международном чемпионате 12 ав­густа 1967 года. В предыдущем году я стал чемпионом в среднем ве­се, но проиграл Гран-при. На этот раз моей целью стало завоевание ти­тула абсолютного чемпиона.

Эти состязания были, пожалуй, самыми сложными из всех. Я вы­шел на ринг в восемь часов утра и сражался до шести часов вечера. Я провел одиннадцать боев и победил в каждом из них, завоевав таким образом титул чемпиона в среднем весе. В тот же вечер мне предсто­яло встретиться на ринге с Карлосом Бундой - чемпионом в легком весе среди обладателей черного пояса. В случае победы над ним мне пришлось бы драться с победителем в полутяжелой и тяжелой весо­вых категориях за главный приз.

Чемпионом в тяжелом весе стал Джо Льюис, так что у меня были хорошие шансы снова встретиться с ним в борьбе за чемпионский титул. Но сначала мне нужно было победить Карлоса, что я и сделал. Тем временем Джо одолел чемпиона в полутяжелом весе, и теперь нам уже в третий раз за два года предстояло побороться за звание аб­солютного чемпиона.

В отличие от двух предыдущих боев с Джо, этот бой больше напо­минал шахматный поединок. Ни один из нас не хотел совершить ро­ковое неосторожное движение. Уже пошло дополнительное время, но ни один из нас еще не заработал ни одного очка. Тот, кто зарабо­тает очко первым, становился победителем и получал звание абсо­лютного чемпиона.

Я атаковал Джо, но он великолепно защитился. Тогда я на мгновение расслабился, словно уже закончил атаку, а когда заметил, что он тоже расслабился, то бросился вперед и нанес ему удар в лицо тыльной сто­роной ладони. Судьи подняли флаги, присуждая мне одно очко. Я стал международным абсолютным чемпионом! Когда я направился к Джо I южать руку, мои ученики выбежали на ринг, подняли меня на руки и понесли вокруг ринга, крича от радости. Мой брат Уиланд выступал в тяжелой весовой категории и занял третье место. Угадайте, кто его по­бедил, — Джо Льюис!

Тем временем лицо Джо оставалось угрюмым. Он был явно шокиро­ван и разочарован своим поражением. Он даже не пытался поздравить меня. Джо тяжело переживал проигрыш, к тому же это редко с ним слу­чалось, поэтому каждое поражение было для него шоком. Теперь он проиграл мне три раза. Впоследствии Джо сделал великолепную карье­ру и всегда оказывался в числе лучших бойцов практически на всех чем- пионатах, в которых выступал. Однако при каждой нашей встрече я за­мечал, что он не перестает искать способ победить меня.

Для меня, как спортсмена, тот год был просто удивительным. Я оста­вался непобежденным на протяжении всего 1967 года, одержал победу более чем в тридцати турнирах, а журнал "Черный пояс" назвал меня "бойцом номер один". Я планировал уйти из спорта и сосредоточиться на своих школах. Моим партнером по бизнесу стал Боб Уолл, который сам был чемпионом по каратэ, и благодаря опыту Боба и моей славе чемпиона по каратэ дела в наших школах шли очень хорошо.

Однако мои планы отойти от активных соревнований изменились, когда Эд Паркер, промоутер Международного чемпионата, сообщил, что если мне удастся отстоять свой титул и в следующем году, тогда мое имя выгравируют на Большом серебряном кубке. Человеку, не знакомо­му с соревнованиями по каратэ, такое достижение может показаться не­значительным, однако вся суть в том, что на тот момент никто не выиг­рывал Международный чемпионат дважды подряд. И я понял, что не успокоюсь, пока не увижу свое имя на этом кубке!

Перед Международным чемпионатом 1968 года я тренировался не так напряженно, как следовало бы, из-за большой занятости в школах бое­вых искусств. Это оказалось огромной ошибкой. Перед чемпионатом 1968 года я согласился участвовать в турнире Аллена Стина в Далласе, штат Техас. Я дошелдо финала вместе с такими бойцами, как Фред Рен, Скиппер Муллинс и Джо Льюис. Фред должен был стать моим пер­вым противником. Он был агрессивным бойцом и считался одним из лучших, так что я понимал, что мне нужно готовиться защищаться. Я оказался прав: наш поединок превратился в настоящее побоище.

В начале боя я притворился, что собираюсь сделать низкий удар но­гой, а сам направил удар в голову Фреду, но он успел блокировать его. Моя нога еще была в воздухе, когда я увидел, как его кулак летит прямо мне в лицо. "О, нет!Хоть бы он отдернул руку, ведь я не смогу поставить блок!" - промелькнуло у меня в голове. В следующее мгновение я уже лежал на спине со сломанным носом. Джим Харрисон, один из боковых судей, увидел, как у меня из носу хлещет кровь, подскочил ко мне, схва­тил за нос и резко дернул. Я услышал, как хрустнули кости, и почувст­вовал, как мою голову пронзила невыносимая боль.

Однако Джим знал, что делает. Он вправил мне нос, и я продолжил бой. В то время в Далласе судьи не наказывали участников за контакт, так что Фред заработал очко.

Я осознал, что если хочу победить в этом поединке, мне придется бить Фреда гораздо сильнее. Я не хотел мстить ему и не думал бить по лицу, но понимал, что, если его не остановить, он не отстанет от меня.

Когда мы снова встали в стойку, Фред сразу же рванулся вперед. Я с силой ударил его в живот так, что у него перехватило дыхание. Стоять, согнувшись от удара под дых, пытаясь восстановить дыхание, - самое постыдное для каратиста. Это принесло мне очко. Осталось заработать еще одно, чтобы победить.

Поединок продолжался. Я нанес Фреду еще один удар в живот, на этот раз сильнее прежнего. Он упал на колени, и на этом бой завершился.

В следующем состязании я встретился со Скиппером Муллинсом, которого победил, но и сам при этом получил несколько сильных уши­бов. Затем мы с Джо стали бороться за чемпионский титул. Я ни. разу не побеждал Джо дважды одним и тем же способом, и он относился ко мне так же настороженно, как и я к нему. В первой половине поединка ни одному из нас не удалось набрать очков.

Одним из любимых приемов Джо был боковой удар ногой, который я обычно блокировал. Я решил, что, когда он в следующий раз восполь­зуется этим приемом, я упаду на пол и нанесу удар ногой ему в пах - с легким контактом, чтобы не причинить травм. Я контролировал свой удар, но задержал его немного дольше, чем требовалось, так что легко­го контакта не получилось, и очко мне не присудили.

Затем мы, выжидая, стали ходить вокруг ринга, как вдруг Джо с неве­роятной скоростью сократил дистанцию между нами и схватил меня за рукав ги так, что оторвал его. Он развернул меня спиной к себе и ударил


кулаком по почкам, заработав очко и победу в матче, потому что в этот момент прозвенел гонг.

После матча я поздравил Джо с победой. До этого момента у нас с ним были напряженные отношения, так как он не мог смириться с тем, что дважды проиграл мне. Однако теперь, после победы надо мной, он стал гораздо дружелюбнее.

Когда я вернулся домой из Далласа, от полученных на турнире ушибов у меня страшно болело все тело, а боль от сломанного носа была просто нестерпимой. Я без сил повалился на кровать, а на сле­дующее утро проснулся с сильной головной болью. Мой сын Эрик, на то время еще совсем маленький, был так рад меня видеть, что забрал­ся ко мне на кровать и стал прыгать. Я лежал на спине с закрытыми глазами, когда Эрик неожиданно потерял равновесие и упал прямо на меня, своей головой попав прямо мне по носу и сломав его во второй раз! Боль была просто адской, и мне второй раз за два дня пришлось вправлять нос.

Позже в том же году я отправился на турнир в Силвер-Спринг, штат Мэриленд. Участники, как обычно, выстроились в шеренгу и разбились па пары, чтобы сражаться с теми, кто оказался рядом с ними. Я стал ря­дом с юношей, который совсем недавно получил свой черный пояс. Мне предстояло выступать его соперником в его первом бою. Зная, что я был одним из ведущих бойцов в стране, он так разнервничался, что его затошнило, и ему пришлось срочно бежать в туалет!

Когда он вернулся в зал, я попытался успокоить его. Перед боем я по­дошел к нему и, положив руку на плечо, сказал:

- Не переживай. У тебя все получится.

Когда мы вышли на ринг, мне стало его жалко, и я настроился на то, чтобы быть с ним полегче. И что же вы думаете - он победил меня!

С тех пор я твердо решил, что больше никогда не совершу подобной ошибки и не буду таким самоуверенным.

Незадолго до Международного чемпионата 1968 года мне позвонил Брюс Ли. Он сказал, что его взяли постановщиком трюков в фильм "Разрушители", в котором снимаются Дин Мартин и Элке Соммер.

— Здесь есть небольшая роль, на которую ты бы подошел, — сказал Брюс. — Ты будешь играть телохранителя Элке, драться с Дином Мар­тином и скажешь одну фразу в диалоге. Тебе это интересно?

- Конечно, интересно! - в восторге воскликнул я.

Хотя я не имел ни малейшего понятия о том, как играть в кино, и все же решил попробовать. Брюс назвал дату, когда я должен был при­быть на съемочную площадку, — на следующий день после Междуна­родного чемпионата.

Когда я вышел на ринг на Международном чемпионате, я был на пике формы. Я с нетерпением ждал матча-реванша с Джо Льюисом, но его дисквалифицировали за травмирование одного из участников. Вместо него мне предстояло сразиться со Скиппером Муллинсом из Техаса, за­нимавшим третью позицию в национальном рейтинге бойцов. Несмотря на то, что Муллинс обладал лицом только что начавшего бриться подро­стка, он был весьма грозным соперником ростом метр девяносто. Кроме того, мы с ним дружили, и иногда он тренировался у меня в школе.

На предыдущих турнирах я побеждал Скиппера пять раз, но он был не из тех противников, которых можно было не принимать всерьез. Каждый наш поединок был напряженной борьбой. В конце концов, он не зря занимал третью строчку в рейтинге! В раздевалке перед матчем я сказал Скипперу:

- Я завтра впервые снимаюсь в кино. Можешь бить меня по корпусу, но постарайся не бить по лицу. Я не хочу прийти на съемочную площад­ку с таким видом, словно я накануне с кем-то подрался.

Думаю, я бы не стал обращаться с подобной просьбой к другому со­пернику, но мы со Скиппером были друзьями, и поэтому мне было не стыдно попросить его об одолжении. Я не просил сражаться менее ин­тенсивно или вообще сдаться, а только лишь чтобы он постарался избе­жать чрезмерного контакта с моим лицом.

Скиппер улыбнулся и ответил:

— О'кей, но с тебя причитается.

Поединок за звание абсолютного чемпиона должен был длиться три минуты, и победителем становился боец, набравший к концу матча на­ибольшее число очков.

Мы со Скиппером сошлись в центре ринга и поклонились друг дру­гу. Скиппер был знаменит своими ударами ногами и редко использовал руки. Я знал, что одним из его любимых приемов в самом начале был круговой удар ногой под углом в сорок пять градусов, ожидал его и по­ставил блок, как и в предыдущих боях. Однако на этот раз после удара ногой Скиппер нанес удар тыльной стороной кулака, выполнив прием, который он раньше никогда со мной не проводил. Я не заметил его ку­лака, и он попал мне прямо в левый глаз. Я сразу понял, что у меня бу­дет отличный "фонарь".

Когда до конца поединка оставалось немногим более минуты, Скиппер лидировал с перевесом в три очка. Он стал постоянно убегать за пределы ринга, стараясь таким образом дождаться, пока кончится время. Я пони­мал, что нужно как-то заставить его оставаться в ринге, и прорычал:

- Скиппер, ты мужик или нет? Становись в ринг и дерись!

Он покраснел и выбегать из ринга перестал. Тогда я нанес ему серию бы­стрых ударов руками и ногами, заработав четыре очка и одержав победу.

После матча я сказал ему:

— Мне просто не верится, что мне удалось тебя так зацепить! Ты должен был ответить: "Об этом мы поговорим, когда я буду абсолют­ным чемпионом".

Мое имя выгравировали на Большом серебряном кубке. Впрочем, по­мимо кубка, у меня осталось еще одно напоминание о победе: на следу­ющий день я пришел на съемочную площадку с таким синяком под гла­зом, что гримеру на его ретушь пришлось потратить целый час!

Попав на киностудию, я не переставал удивляться. Мне никогда раньше I ie доводилось бывать в таких местах, и я толком не знал, чего следует ожи­дать. Студия оказалась большим комплексом, а павильон, в котором мы должны были работать, представлял собой огромный куб с очень высоким I ютолком, яркими прожекторами и протянутыми во все стороны провода­ми. Десятки людей суетливо двигались во всех направлениях, подобно му­равьям, и я подумал, как вообще можно снять картину во всем этом хаосе.

11аконец, режиссер занял свое место, и мы приступили к работе.

Подобно большинству людей того времени, я не знал, как делают ки­но. Думал, что операторы просто включали камеры, а актеры играли свои роли - совсем как в школьных постановках. Как я ошибался! На съемку каждой сцены уходило по нескольку часов. Нужно было переста­вить прожекторы, сменить направление камер, дать указания актерам и расставить их по местам.

Мой дебют в кино сводился к единственной фразе в диалоге. Когда Дин Мартин входил в ночной клуб, я должен был шагнуть ему навстре­чу и сказать: "Позвольте, мистер Хелм". И протянуть руку ладонью вверх, подразумевая, что он должен отдать мне свой пистолет, прежде чем войти в кабинку, где сидели Элке Соммер и Найджел Грин. Сцена заканчивалась дракой между мной и Дином.

На протяжении предыдущих двух недель я повторял эту фразу снова и снова, произнося ее перед зеркалом в ванной комнате и стараясь най­ти наилучший способ подачи. Когда камеры заработали, Дин появился на площадке. Он подошел ко мне, и я почувствовал, как у меня к горлу подступил комок, а все тело напряглось. Свои слова "Позвольте, мистер Хелм" я произнес шепотом.

Дин, похоже, не обратил внимания на мой хриплый голос и отдал мне пистолет, как и требовалось. "Да, не вышло из меня киноартиста. Одну-единственную фразу и ту не смог сказать как следует!" — подумал я. К счастью, режиссера моя фраза волновала меньше всего - главное, что после нее была драка.

Затем началась съемка сцены драки. В первой части драки был занят Дин, а потом его подменял дублер — Майк Стоун, специалист по каратэ. Сначала я должен был выполнить удар пяткой с разворота над головой Дина. Я спросил его, как низко он собирается приседать, чтобы я смог рассчитать, насколько близко провести ногу над его головой. Он отве­тил, чтобы я не переживал, — он присядет низко и подогнет колени.

Режиссер крикнул: "Мотор!", и я мгновенно вошел в роль. Однако вне­запно возникла проблема: Дин забыл согнуть ноги в коленях! Я попал ему ногой прямо в плечо, и от удара он пролетел через всю площадку. Режис­сер пришел в ужас, но Дин отнесся к этому инциденту добродушно.

- Я в порядке, - сказал он. - Давайте попробуем еще раз.

Когда мы стали снимать второй дубль, я решил махнуть ногой над го­ловой /Дина на тот случай, если он опять забудет присесть. Однако на этот раз он практически опустился на корточки, и моя нога пролетела более чем в метре от его головы. В оставшейся части драки снимался Майк Стоун, а Дин вновь появлялся на съемочной площадке только в заключительной части эпизода. Стычка между мной и Дином заканчи­ваюсь тем, что герой фильма наносил мне удар ногой, от которого я от­летал в сторону, переворачивая стол и несколько стульев. Я был абсо­лютным чемпионом по каратэ, но Дин был "Мэттом Хелмом"!

Несмотря на то, что я сыграл ниже своих собственных ожиданий, на экране эта сцена выглядела отлично. Мне понравилось сниматься, но я не торопился пробовать себя в качестве актера еще раз. Я был слишком скованным, слишком неуверенным в себе; я никогда раньше не сни­мался и не знал, чего ожидать, поэтому не мог должным образом подго­товиться. Я был разочарован своим дебютом, но особо не переживал. В конце концов, я не питал иллюзий насчет себя в роли кинозвезды. Сни­маться было интересно, однако в реальности я видел себя профессио- иальиым учителем боевых искусств, открывающим все больше школ и посвящающим свою жизнь обучению учеников. Если бы не возникшие сложности с моими школами, я бы, наверное, и по сей день учил лю­дей боевым искусствам. Позже я расскажу об этом более подробно, а пока замечу, что от участия в тех съемках все-таки была польза: меня приняли в Гильдию киноактеров.

Одним из результатов известности, которую мне принесли победы па турнирах, ртало письмо некоего рекламного агентства, рекламиро­вавшего одеколон "Черный пояс". Они искали каратиста для съемки рекламного ролика и хотели посмотреть запись того, как я что-нибудь ломаю. Я подумал: "Реклама по телевизору может оказаться весьма се­рьезным делом. Это будет способствовать моему престижу, что, в свою очередь, поможет привлечь больше учеников". Кроме того, я был не про­тив подзаработать денег.

Я сделал видеозапись того, как разбиваю шлакоблоки и доски, от­правил ее в агентство и вскоре получил приглашение на съемки в рекламе. Отправляясь в Нью-Йорк, я взял с собой Боба Уолла и Май­ка Стоуна, которые были одними из лучших мастеров боевых ис­кусств в стране.

За четыре дня съемок рекламного ролика я разбил больше трех тысяч черепиц, а также переломал руками и ногами четыреста досок, осыпая обломками Боба и Майка, которые держали эти доски. К тому време­ни, когда съемки ролика были завершены, меня уже просто тошнило от всех этих шлакоблоков, досок и кирпичей. Мне казалось, что я больше 11икогда в жизни не взгляну на стройматериалы!

Мой план прекратить участвовать в соревнованиях снова потерпел фиаско, когда в конце 1968 года мне позвонил промоутер боев Аарон Бэнкс из Нью-Йорка. Он предложил провести бой за титул чемпио­на мира в среднем весе среди профессионалов с Луисом Дельгадо в нью-йоркском отеле "Уолдорф-Астория". Раньше я уже встречался с Дельгадо на двух турнирах. В одном поединке я победил, в другом - проиграл. Луис, младший меня на несколько лет, был талантливым и разносторонним бойцом. Вспоминая свои трудные бои с Дельгадо, я


понимал, что если приму этот вызов, то меня ожидает еще один до­вольно серьезный поединок. Тем не менее я согласился.

Поединок профессионалов состоит из трех раундов, по три минуты каждый, наподобие любительского бокса. В начале первого раунда Дельгадо поразил меня ударом пяткой с разворота, сломав мне че­люсть и повергнув меня на колени. Однако уровень адреналина у ме­ня в крови был настолько высок, что я практически не ощутил боли и продолжил поединок.

Я выполнил подсечку из дзюдо, чтобы сбить Луиса с ног. Он повалил­ся на татами, широко раскинув руки, чтобы затормозить падение. Ког­да я рухнул, чтобы нанести удар кулаком, мое колено опустилось ему на руку так сильно, что треснула кость. Однако ни один из нас не представ­лял себе всех масштабов наших травм, и мы продолжали драться до кон­ца матча. В результате я был объявлен победителем. К врачу нас везли вместе. Мне пришлось наложить шину на сломанную челюсть, а Луису — гипс на руку. Выходя из больницы в тот вечер, мы были мало похожи на чемпионов-каратистов.

Несмотря на то, что мне было приятно завоевать профессиональ­ный титул, я понимал, что самое большое удовольствие в моей карь­ере мастера боевых искусств мне доставляет собственно движение к цели. Титул чемпиона мира среди профессионалов радовал меня так же сильно, как и победы на первых этапах моей карьеры. Я все отчет­ливей понимал, что удовлетворение в жизни приносит не достиже­ние цели, а сам путь к ней.

В разгар войны во Вьетнаме оба моих брата, Уиланд и Аарон, записа­лись в армию. Как бывший военный, я понимал их желание служить и согласился с их решением пойти в армию. Аарон попал служить в Ко­рею, а Уиланда отправили во Вьетнам. Когда Уиланд уезжал во Вьетнам, я обнял его, поцеловал и сказал:

— Я буду скучать по тебе. Будь осторожен.

В 1970 году, когда я был судьей на турнире в Калифорнии, я услышал объявление в динамиках: "Чак Норрис, вам срочный звонок". Я поспе­шил к телефону и узнал приглушенный голос моей тещи. Она плакала.

- Что случилось, Эвелин? — спросил я.

— Твой брат Уиланд погиб во Вьетнаме.

Это известие потрясло меня сильнее, чем если бы меня одновре­менно ударила под дых дюжина чемпионов-каратистов. Я дернулся прочь от телефона, словно от этого слова Эвелин могли стать неправ­дой. Однако это была правда.

Я повесил трубку, двигаясь как при замедленной съемке, и долго не мог прийти в себя. Я просто сидел в шоке и думал о своем младшем бра­ге Уиланде - моем лучшем друге, которого теперь мне никогда не суж­дено увидеть в этой жизни. Я разрыдался прямо там, на глазах у всех.

Когда Уиланду было двенадцать лет, однажды у него появилось пред­чувствие, что он не доживет до двадцати восьми. Уиланд погиб 3 июня 1970 года, за месяц до своего двадцативосьмилетия... Позже я узнал, что моего брата убили, когда он вел свой отряд через опасный участок вражеской территории. Он заметил вражеский патруль, который го­товил ловушку, и попытался предупредить своих ребят, но вьеткон- говцы застрелили его.

Младший брат Аарон получил специальный отпуск, чтобы прилететь из Кореи на похороны. Власти США также позаботились о том, чтобы тело Уиланда доставили домой для погребения. Я помог маме с решени­ем всех связанных с похоронами вопросов, поддерживая ее в это тяже­лое время. Она понимала, что ее сын Уиланд возвращается домой, но она больше никогда не услышит его голоса, не увидит его улыбки и не заметит той искорки в его глазах, которая, казалось, озаряла весь дом. Только тот, кому довелось потерять любимого человека в подобной си­туации, может понять, какую боль нам пришлось пережить.

Бог благословил меня прекрасной, большой семьей, но мне до сих пор очень не хватает моего брата. Я часто думаю об Уиланде, и меня утешает только уверенность в том, что однажды я крепко обниму его на небесах.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.