Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сколько самолетов сбил Иван Кожедуб?



 

Иван Кожедуб родился 8 июня 1920 года в Ображиевке Глуховского уезда Черниговской губернии.

С ранних лет Иван демонстрировал художественные таланты, отлично рисовал. В юности даже собирался поступать в художественный техникум. В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка. Во время учебы начал заниматься в Шосткинском аэроклубе. В начале 1940 года поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.

 С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан – в город Чимкент. В 1942 году Кожедуб едва не погиб во время одного из тренировочных полетов. Сразу после взлета у него заглох мотор. Он вспоминал: «Тяга начала падать. Самолет терял скорость. Как бы не свалиться на крыло – это гибель. Медлить нельзя. Энергично отдаю ручку от себя и перевожу самолет в планирование. Впереди – лес, в стороне – поле. Успею ли развернуться на такой малой высоте, отвернуть от леса? Только не мешкать! Не терять ни секунды! Промедление смерти подобно. Быстро разворачиваю самолет. Стремительно набегает земля. Толчок: самолет прополз на животе по полю и остановился. «Жив», – думаю».

23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта. В ноябре 1942 года его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии  формирующийся в Иваново.

 В феврале 1943 года 240-й истребительно-авиационный полк, в который был зачислен Иван Кожедуб, был переброшен для ведения военных действий на юго-западное направление. При распределении боевой техники Ивану Кожедубу достался самолет Ла-5 первых серий, с надписью на борту «Имени Валерия Чкалова» и бортовым номером 75.

В свой первый боевой вылет на прикрытие аэродрома Иван попал под удар вражеских истребителей, когда попытался атаковать группу бомбардировщиков, а затем оказался в зоне огня своей же зенитной артиллерии. Самолет Кожедуба получил тяжелые повреждения от пушечной очереди немецкого Me-109 и от попадания двух советских зенитных снарядов. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках»  –имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него.

В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109.

 Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7.

 Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени – гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

Последний бой во время Великой Отечественной войны, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином.

 Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны.

Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию. Кожедуб летал исключительно на самолетах советского производства.

И. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года,

Сколько самолетов сбил Иван Кожедуб?

       Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боёв. В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена – в наградных документах  по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 - Ме-109 и 11 апреля 1944 – ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика. Таким образом, документально подтверждены 64 воздушных победы.

Именем И. Кожедуба названы многие улицы, площади, проспекты. Имя Кожедуба носит Центр показа авиационной техники, расположенный в Кубинке. На территории центра установлены мемориальная доска и бюст.

Подготовил:

библиотекарь абонемента

Е. В. Пасечник

 

 

Коммунальное учреждение культуры

 «ЦБС г. Макеевки»

Библиотека им. А. С. Пушкина, филиал №2

 

Буклет

 

г. Макеевка



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.