Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Духовная культура



4. Духовная культура

 

Революция 1917 г. оказала громадное влияние на судьбу России и все сферы жизни общества. Однако последствия революционного переворота в культуре проявились не сразу. В 1917 г. контуры будущего советского строя были едва обозначены, особый международный статус России как «осажденной крепости» только намечался, задачи создания «нового человека коммунистического общества» еще не были сформулированы большевистскими теоретиками. А именно эти факторы определяли особые условия развития российской культуры на протяжении десятилетий. Долговременные последствия революции для отечественной культуры будут раскрываться читателю постепенно, по мере изучения курса. В данной главе речь пойдет о непосредственном воздействии революционных потрясений на интеллигенцию и культурную жизнь общества. Свержение монархии в феврале 1917 г. вызвало духовный подъем, сплотивший общество. Демократические реформы Временного правительства (отмена сословий, религиозных и национальных ограничений, провозглашение гражданских свобод, отделение церкви от государства и др.) открывали дорогу к демократизации общества и культуры. Пробуждение масс к активной творческой жизни отразилось в широком движении художественной самодеятельности: на фабриках и заводах создавались театральные и музыкальные студии, изостудии, литературные кружки. В сентябре 1917 г. был создан Пролеткульт — центр, координирующий творческие организации пролетариата. Большинство интеллигенции с воодушевлением встретило начало революции как очистительной бури, которая должна смести все прогнившее и омертвевшее в жизни и искусстве, и активно включилось в общественную работу. Весной 1917 г. по всей стране проходили съезды учителей, собрания творческой интеллигенции, создавались различные комитеты и комиссии. Союз деятелей искусств, объединивший большинство художников от «правых» до «левых», выдвинул идею созыва учредительного собрания деятелей искусств, независимого от власти. Некоторые организации, в том числе комиссия М. Горького, занимались вопросами сохранения культурного наследия. Был создан Государственный комитет по народному образованию, в который вошли более 100 педагогов и общественных деятелей, в том числе будущий нарком просвещения первого большевистского правительства А.В. Луначарский. Комитет разработал ряд законопроектов, предусматривавших демократизацию управления учебными заведениями, введение общедоступного обязательного бесплатного начального обучения и нового правописания, создание единой школы. Однако в условиях политического кризиса эти законопроекты не были приняты, как не были решены и многие другие проблемы, стоявшие перед страной. Министерство просвещения, в котором за восемь месяцев работы сменилось три министра (профессор А.А. Мануйлов, академик С.Ф. Ольденбург, профессор С.С. Салазкин), не играло активной роли в подготовке реформы школы. Революционные иллюзии большей части интеллигенции развеялись на протяжении 1917 г., нарастало разочарование во Временном правительстве, не оправдавшем возлагавшихся на него надежд. Однако дальнейшее развитие революции, приведшее к власти большевиков, вызвало негативное отношение к ней большинства интеллигенции. Октябрьское восстание в Петрограде и последовавший разгон Учредительного собрания были восприняты как узурпация власти. Неприятие новой власти подогревалось распространившимися слухами о разрушениях соборов в Кремле, разграблении Зимнего дворца. Многие профессиональные союзы интеллигенции отказались сотрудничать с советской властью, начался массовый саботаж служащих. На собраниях Московского университета, ученых Петрограда, Дома литераторов, Дома искусств и других многочисленных организаций принимались коллективные постановления против захвата власти большевиками. Отказ большей части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью в первые месяцы ее существования привел к разрушению системы государственных и общественных органов руководства культурой, и новые органы формировались практически на пустом месте. Была разрушена старая система финансирования. Нарастание экономического кризиса сокращало бюджетные средства, выделяемые на культуру. Экономическая экспроприация, проводимая большевиками, подорвала меценатство. В условиях революции и Гражданской войны практически приостановились научные исследования, с большими перебоями работали университеты и школы, боролись за выживание музеи, библиотеки, театры. Разрушалось и нечто более важное, чем отдельные учреждения культуры. «Прежней культурной среды уже нет — она погибла, — писал в 1919 г. К. Чуковский, — и нужно столетие, чтобы создать ее». Стихия народного бунта, разбуженная революцией, не щадила ни человеческих жизней, ни, тем более, ценностей культуры. Уничтожались помещичьи усадьбы, а вместе с ними библиотеки, картины, скульптуры, годами собиравшиеся владельцами. Окрестными крестьянами были сожжены подмосковная усадьба А. Блока Шахматово, пушкинское Михайловское. Много культурных ценностей было разграблено или вывезено за границу. За годы революции и Гражданской войны страна понесла большие человеческие потери. Много жизней унесли эпидемии, голод, бандитизм — неизбежные спутники хаоса. Около 2 млн человек оказались в эмиграции. Велики были психологические и нравственные последствия революции и войны для российского общества. Миллионы людей были вырваны из привычных условий существования, потеряли близких. Массовым явлением стала детская беспризорность. Т радиционные нравственные ценности, веками освящаемые религией, были поколеблены. Патриотизм противопоставлен пролетарскому интернационализму, уважение к родителям — классовому чутью, законопослушность и гражданский долг — революционной целесообразности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.