|
|||
Национальная система экономической несостоятельности (банкротства) в Республике БеларусьНациональная система экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь
Переход Республики Беларусь к рыночным отношениям закономерно вызвал к жизни появление достаточно нового для белорусской экономической практики понятия экономической несостоятельности (банкротства) предприятия, которое связано с тем, что срок эволюционного развития любой социально-экономической системы объективно ограничен, т.е. с жизненным циклом организации. Важно отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой давно созданы и успешно функционируют национальные системы банкротства, а отношение общественности к банкротству нейтрально-позитивное (в отличие, например, от Беларуси и Российской Федерации, где банкротство пока еще воспринимается как исключительное и преимущественно негативное явление) и рассматривается в качестве своеобразного механизма «естественного отбора» эффективно функционирующих предприятий и оздоровления (или ликвидации) несостоятельных хозяйствующих субъектов. Любая национальная система экономической несостоятельности (банкротства), как правило, включает в себя следующие составные элементы: 1) законодательную базу об экономической несостоятельности (банкротстве) (в Республике Беларусь в ее основе лежит Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и др.; в Российской Федерации - Закон Российской Федерации 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» и др.); 2) специализированную судебную систему (в Республике Беларусь - хозяйственные суды; в Российской Федерации - арбитражные суды и т.п.); 3) институт специалистов, обеспечивающих реализацию законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) (в Республике Беларусь - антикризисные и временные управляющие; в Российской Федерации - арбитражные управляющие; в других странах - антикризисные управляющие, кризис-менеджеры и т. п., а также их помощники, советники, консультанты и другие специалисты); 4) органы государственного управления по делам о банкротстве, обеспечивающие осуществление регулирующих и надзорных функций при реализации процедур банкротства (в Республике Беларусь эти функции возложены на Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь; в Российской Федерации - на Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) и т.д.); 5) государственные органы, представляющие в делах о банкротстве интересы государства как кредитора по обязательным и другим платежам (органы государственного управления по делам о банкротстве налоговые органы, местные исполнительные и распорядительные органы государственной власти и т.п.). В настоящее время основу законодательной базы об экономической несостоятельности (банкротстве) нашей страны составляет Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (№ 423-3), а также ряд других законодательных актов, регулирующих те или иные стороны взаимоотношений должников и кредиторов, иных заинтересованных в осуществлении процедур банкротства лиц. Названный Закон, пришедший на смену Закону Белорусской Советской Социалистической Республики от 30 мая 1991 г. «Об экономической несостоятельности и банкротстве», в целом соответствует общепринятым в мире нормам и представлениям о процедурах банкротства и в то же время достаточно полно учитывает специфику социально-экономической ситуации в нашей стране. Последнее обстоятельство является весьма важным положительным моментом, поскольку, по мнению большинства специалистов в области антикризисного управления в странах СНГ, ни одна из четырех основных распространенных в мире моделей института несостоятельности (германская, американская, французская и английская модели) не может быть перенесена в социально-экономическую практику стран постсоветского пространства из-за специфики охвативших их кризисов. В связи с этим очень важно ориентироваться на собственные разработки и накопленный отечественный опыт. Теоретико-методологические и практически значимые основы процедуры банкротства в славянском законодательстве, в отличие от европейских государств и США, не были разработаны вплоть до середины XVIII в. Несмотря на то, что Екатерина II в 1785 г. и рекомендовала гильдейскому купечеству в Грамоте на права и выгоды городам Российской империи «банкрутов исключать», никто не имел представления, по каким критериям выделять этого самого «банкрута». В связи с этим определенный интерес представляет трактовка категории банкротства из «Энциклопедического лексикона» Плюшара, издававшегося в Петербурге в 1835-1841 гг.: «Банкрот, или банкрут (от итальянского «banca rotta», «изломанная скамья»), есть торгующее лицо, пришедшее в такое состояние по торговле или промыслам, которое не только не имеет наличных денег на удовлетворение в срок своих долгов в важных суммах (более 5000 руб.), но и имеет признаки, что долги не могут быть оплачены, или, другими словами, когда всего имущества лица и недостаточно для полной уплаты его долгов». Документ 1800 г. «Устав о банкротах» определял буквально все аспекты регулирования неплатежеспособности субъектов гражданских правоотношений. Этот законодательный акт, нормы которого касались, прежде всего «купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями», действовал с периодическими изменениями немногим более века. Вехами в развитии системы норм о банкротстве явились также «Устав о торговой несостоятельности» (1832), «Устав Судопроизводства Торгового» (1905). Последний признавал, что «не только физическое, но и юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным». Несостоятельностью признавалось такое положение дел, «когда кто-либо не имеет наличных денег на удовлетворение в срок своих долгов и есть признаки, что долги неоплатны, то есть всего имущества его для полной уплаты будет недостаточно». В годы советской власти факты банкротства предприятий не фиксировались, а нарастание кризисных явлений в экономике именовалось временными «трудностями роста». Плановая аккумуляция, распределение и использование денежных ресурсов позволяли нерентабельным, неплатежеспособным предприятиям долгие годы существовать за счет других - прибыльных организаций, способных платить кредиторам по своим обязательствам. В результате централизации административного руководства народным хозяйством в СССР исчезли не только органы и механизмы банкротства, но и само понятие о них. После 75-летнего перерыва логика экономических реформ 80-х гг. привела к тому, что во многих странах СНГ были приняты соответствующие законодательные акты об экономической несостоятельности. Республика Беларусь не является в этом плане исключением, поскольку 30 мая 1991 г. Верховный Совет БССР одним из самых первых из числа стран постсоветского пространства принял Закон Белорусской Советской Социалистической Республики «Об экономической несостоятельности и банкротстве». Практика (точнее, ее отсутствие) применения этого законодательного акта показала, что он обладал рядом теоретико-методологических недостатков, обусловивших крайне низкую эффективность его использования (за период 1991-2000 гг. имели место единичные случаи банкротства). В частности, банкротство в указанном законе трактовалось в узком (обыденном) смысле этого термина, а упор при его реализации делался, главным образом, на судебные процедуры. Ситуация кардинально изменилась в 2000 г. после принятия новой версии этого закона. В настоящее время под банкротством в Республике Беларусь понимается целый комплекс антикризисных мероприятий по оздоровлению должника, и лишь в случае невозможности или неудачи санации - посредством применения к нему ликвидационных процедур. В итоге только за 2001 г. хозяйственными судами Республики Беларусь рассмотрено около 1000 дел о банкротстве, главным образом предприятий негосударственной формы собственности (92-95% от общего числа дел). Информация о банкротстве государственных и имеющих долю в уставном фонде государственной собственности предприятий приведена в табл. 3. Несмотря на малый срок, прошедший с момента принятия нового закона о банкротстве, имеют место отдельные случаи успешной санации предприятий Республики Беларусь. Так, например, комплекс антикризисных мероприятий, осуществленных антикризисным управляющим на ОАО «Могилевский регенераторный завод» в 2000 2002 гг., позволил сделать заключение о том, что «благодаря процедуре экономической несостоятельности (банкротства) предприятие успешно вышло из кризиса и в настоящее время способно эффективно функционировать вне процедуры антикризисного управления». Основным нормативным документом, используемым в настоящее время для диагностирования потенциального банкротства субъектов хозяйствования в отечественной социально-экономической практике являются «Правила по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности», утвержденные постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 27.04.2000 г. №46/76/1850/20.
|
|||
|