Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Две легенды Уфы: Шаляпин-Бельская



 

Э.А.Габитова

 

(г. Благовещенск)

 

Две легенды Уфы: Шаляпин-Бельская

 

Эссе

 

Ровно пятнадцать лет назад - 20 октября 2004 года в Уфе - судьба подарила мне случай встретиться с интересным человеком, удивительной женщиной - Галиной Александровной Бельской! Да, с той Бельской, благодаря усилиям и неиссякаемой энергии этой удивительной женщины проходило увековечивание памяти великого Шаляпина в Уфе, где началась его сценическая деятельность, и укрепилось желание посвятить себя театру.

 

Оказалось, что эта была первая и последняя встреча с Галиной Александровной. Будучи тогда директором Благовещенской централизованной системы, я уговорила её приехать к читателям небольшого уютного городка с красивым названием Благовещенск. Обменявшись телефонными номерами, мы определили и день – 27 ноября. Обговорили её приезд, программу встречи. В этот день с нетерпением ждали приезда желанной гостьи в центральную районную библиотеку студенты и преподаватели педагогического училища, работники культуры, местная интеллигенция. Но… Печальную новость узнали потом. 24 ноября на 78-м году жизни Галины Александровн не стало...

 

Образ доброжелательной и одухотворённой личности навсегда останется в моей памяти и памяти читателей, которым на протяжении стольких лет я и мои коллеги рассказывают о Галине Бельской и о Фёдоре Шаляпине.

 

С благоговением берегу подаренную ею небольшую брошюрку с автографом «Уфа – колыбель творческой жизни Ф.И.Шаляпина», изданную в 2004 году и два номера журнала «Уфа» со статьёй Рашиды Красновой «Маэстро и девушка из Ядрина».

 

С грустью и добрыми воспоминаниями смотрю на совместную фотографию с Галиной Александровной…

 

Шаляпин

 

«…В Уфе я уже вдохнул пыль кулис, уже узнал завлекающий гул зала перед поднятием занавеса, свет рампы…».


Э.А.Габитова

 

(г. Благовещенск)

 

Шаляпин Федор Иванович

(13 февраля 1873, Казань – 12 апреля 1938, Париж, Москва) —

 

русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991),

 

в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Получил репутацию артиста, который соединил в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство».

 

Занимался в разное время живописью, графикой, скульптурой, и снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

 

На здании Уфимской академии искусств, в прошлом губернского Дворянского собрания, висит мемориальная доска: «В этом здании в 1891 году выступал великий русский артист и певец Ф.И.Шаляпин».

 

Но мало кто даже в Уфе знает, что Фёдор Иванович не просто выступал в Уфе,

 

а что здесь он сделал первые шаги в искусстве, что он вышел из музыкального кружка Варвары Дмитриевны Савостьяновой по мужу Паршиной. Именно она,

 

и прежде всего ему самому открыла его великий талант. Она окончила Петербургскую консерваторию по классу рояля и по классу пения. К тому времени вокруг неё образовалось нечто вроде домашней консерватории.

 

Однажды Шаляпин с кем-то из товарищей пришел на самодеятельный спектакль, устроенный кружком Савостьяновой. Услышав молодого Шаляпина, она стала давать ему уроки вокального мастерства, став, по сути, его первой учительницей. В Уфе у неё было много учеников и среди них будущая «жемчужина русской оперной сцены», как её называют историки русского вокального искусства, Елена Барсова, позднее выступавшая в Москве с Шаляпиным. Артистической колыбелью стала для него Уфа… Кто-то из казанских товарищей подсказал Фёдору: известный на Волге антрепренер Семёнов-Самарский набирает хор для гастролей в Уфе, просись к нему…».

 

Дом по улице Павлуновского, 6 (снесли 25 ноября 1986 года. На месте дома сейчас развалины и свалка мусора).Здесь и проживал Шаляпин в начале своегопребывания в Уфе. В сентябре 1890 года с парохода «Витязь» сошёл на Сафроновскую пристань Уфы долговязый юноша. Багажа при нём не было, да

 


Э.А.Габитова

 

(г. Благовещенск)

 

одежонка – вместо пальто на плечи наброшена старенькая шаль – выдавала его явную бедность [1, с.3].

 

Улица Гоголя, 1. Старый деревянный домишко с полуподвальным этажом стоит на высоком берегу реки Белая. С весны 1891 года здесь и жил молодой Шаляпин.

 

И молодого, - тогда ему было семнадцать лет, - певца приняли в труппу на очень скромных условиях. Зато в кармане лежал первый в жизни контракт на работу хористом в труппе комической оперы и оперетты.

 

С первого же дня работы в труппе все оценили его голос, оценили и старание, с которым он отдавался работе в театре, всех покорили его увлечённость и беспримерная преданность делу. Отмечен был и его талант – с удивительной быстротой он овладел репертуаром – учить новые партии ему всегда было легко и радостно. Он не выходил из помещения театра целыми днями, помогал рабочим переставлять декорации, таскал ящики с костюмами. Не покидала его гордая радость – сбылась мечта, он служит в театре, он артист.

 

Главным событием жизни Шаляпина той поры стало исполнение первой сольной партии Стольника в опере С. Монюшко «Галька». Случилось это 18 декабря 1890 года и стало знаменательной датой – началом творческой биографии великого артиста, первой ступенью на пути восхождения к вершинам мировой славы.

 

Позже в своих автобиографических книгах Фёдор Иванович очень тепло вспоминал уфимский период своей жизни: «…всё было – и бедствовал, и голодал, имел успех, который превратил мечту стать артистом в действительность, здесь нашел новых друзей и приобрел приличную одежду. Самое же памятное – собственная фамилия на театральных афишах».

 

По окончании гастрольного сезона для Фёдора Шаляпина настали сложные времена. Труппа распалась, прекратилась выдача жалованья. Друзья из Общества помогли Шаляпину устроиться писцом в Уфимскую губернскую земскую управу с жалованием 10 рублей на полмесяца. Работая в управе,

 


Э.А.Габитова

 

(г. Благовещенск)

 

Шаляпин часто пел в церковном хоре в Ильинской церкви, участвовал в любительских спектаклях. Шаляпин, затосковав по театру, уезжает в Казань…

 

И хотя он больше никогда не бывал в Уфе, воспоминания у певца остались самые лучшие, и он делился ими с уфимцами, с которыми встречался на своём жизненном пути. Так хорошо был он знаком с художником М.В.Нестеровым,

 

уроженцем Уфы. Выступал в концертах известной русской пианистки В.В.Тимановой, был знаком с И.Е.Бондаренко – известным архитектором и художником.

 

А в 1915 году произошло знакомство Шаляпина и с Ахмет-Заки Валиди на концерте, отмечавшем 25-летие начала творческой деятельности певца. Была переписка, были встречи. В 1935 году они встретились уже в Австрии в Кицбюэле [1, с.17].

 

Уфимцы бережно сохраняют память об исторической связи Шаляпина с Уфой,

 

о роли своих предков в становлении юного талантливого певца. У мемориальной доски появляются цветы – и зимой, и летом. И сбывается предвидение, предсказание С.В. Рахманинова: «Шаляпин не умрет. Умереть он не может. Ибо он, этот чудо-артист с истинно-сказочным дарованием,

 

незабываем… для будущих поколений он будет легендой».

 

Да, это истинно так. Легенда по имени «Шаляпин» живёт во всём мире и прочно живет и будет жить в Уфе.

 

Другая легенда по имени «Бельская» живёт в фотографиях, публикациях, памятных местах Уфы, в памяти благодарных уфимцев и башкортостанцев, в том числе и благовещенцев.

 

Бельская

 

Бельская Галина Александровна

(27 июня 1927, г. Ядрин – 24 ноября 2004, г. Уфа)

 

В годы Великой Отечественной войны и после учебы работала на Уфимском агрегатно-производственном объединении «Авангард», активно занималась общественной работой. В число уфимских краеведов вошла в 90-х годах ХХ века, когда отмечалось 100-летие дебюта Ф.И.Шаляпина на оперной сцене в Уфе, и занялась поиском новых материалов по уфимским связям великого певца. Автор концепции культурно-образовательной программы «Ф.И.Шаляпин», заслужившей признание в регионах России. С 1992 года руководила Уфимским

 


Э.А.Габитова

 

(г. Благовещенск)

 

отделением Межрегионального Шаляпинского центра в составе Международного Союза музыкальных деятелей. За активную подвижническую деятельность награждена знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры Российской Федерации, отмечена благодарственными письмами и Почетными грамотами. В 2001 г. возглавила секцию «Ф.И.Шаляпин» (Мировое и отечественное культурное наследие) при Комитете РБ по делам ЮНЕСКО.

 

Уфимский период жизни Федора Шаляпина 1890-1891 годов известен по книгам «короля певцов» - «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа». В Уфе состоялся дебютный сезон артиста, тогда он спел Феррандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле».

 

Современным уфимцам было приятно сознавать это, и не больше. Но тут

 

появилась Галина Александровна Бельская со своей одержимостью и заставила их по-новому взглянуть на этот факт. С 1990-х годов возглавила в Уфе шаляпинское движение. В апреле 1991 года – в столетие дебюта «великана сцены» - в Уфе с блеском прошел Первый фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера». Мысль о его проведении зародилась в 1990-м на одном из заседаний республиканского общества краеведов. Было решено разработать программу и назначить руководителя, выбор пал на активистку фонда Галину Бельскую. Заядлая театралка, любительница оперы, энергичная, хваткая - охотно согласилась, свободного времени на пенсии много!

 

Она разыскала многих шаляпинских потомков. Нежная дружба связывала её с дочерью Шаляпина - Мариной Фёдоровной. В Казани на открытии памятника Фёдору Ивановичу она познакомилась с внучкой певца Ириной Борисовной из Нью-Йорка и правнучкой певца Дасей из Бостона. Весной 1992 года, узнав о предстоящей выставке уфимского художника Сергея Краснова в Италии, Бельская попросила его встретиться с сыном певца Фёдором Фёдоровичем и передать ему книгу Михаила Чванова «Корни и крона» (рассказ «Фёдор Иванович Шаляпин»). Это было одно из самых первых так называемых шаляпинских поручений[5, с. 67]. Бельская успела передать привет из Уфы таким образом. В конце того же года Фёдор Фёдорович умер…

 

 


Э.А.Габитова

 

(г. Благовещенск)

 

Дочь Шаляпина – Ирина Фёдоровна была в домах, в которых квартировал её отец, сфотографировалась с уфимцами. Это было в начале марта 1963 года. А во второй раз она приезжала 6 февраля 1967 года на открытие мемориальной доски на здании Уфимского училища искусств в память о выступлении её отца.

 

В те дни дочь певца подарила большую фотографию молодого Шаляпина с надписью: «Городу Уфе – колыбели творческой жизни моего отца Ф.И.Шаляпина. С благодарностью, И.Ф.Шаляпина». Ныне эта реликвияхранится в музее Уфимского института искусств. Умерла Ирина Фёдоровна в

 

1978 году, похоронена в Москве.

 

«Я по образованию – инженер, по состоянию – пенсионер, по общественному положению – автор и руководитель культурно-образовательной программы «Шаляпин», - так она обычно представлялась там, где предстояло работать по этой программе. Подруги и друзья ласково нарекли её «шаляпнутой» [6, с.75].

 

Она совершила настоящий переворот в уфимской педагогике, пропитала Шаляпиным весь город. В школах и колледжах на тему «Шаляпин. Музыка. Театр» писались сочинения, в вузах - курсовые и дипломные, в библиотеках проходили специальные мероприятия, детсадовцы инсценировали «Блоху». Стали проводить серьёзнейшие конкурсы: республиканский для учащихся художественных школ, для юных пианистов – открытый городской имени Веры Тимановой, для маленьких вокалистов – «Дебют». Эти праздники музыки и живописи открывали новые имена и возможности для начинающих дарований.

 

Её инициативой было проведение присвоение имени Шаляпина концертному залу Уфимского государственного института искусств, установка памятника певцу рядом с институтом и смена мемориальной доски на этом здании, возрождение к жизни забытого имени замечательной пианистки, коренной уфимки, Веры Тимановой, выпуск календарей, тетрадей, шоколада, даже водки

 

с шаляпинской символикой. А сколько было ею сделано публикаций в СМИ в Уфе, России и за рубежом! Незадолго до своего ухода она успела издать краеведческое исследование, книгу «Уфа – колыбель творческой жизни

 


Э.А.Габитова

 

(г. Благовещенск)

 

Ф.И.Шаляпина», которая стала единственным полным описанием уфимского периода жизни и творчества замечательного русского баса. И это далеко не полный перечень сделанного «неистовой» в своей любви к искусству Г.А. Бельской. Но, конечно, больше всего усилий она прилагала для создания дома – музея Шаляпина в Уфе.

 

Она с сестрой Руфиной были ещё до войны заядлыми театралками. Любовь к театру было у них в крови. Анна Листова с дочками в 1937 г. из Ядрина переехала в Уфу, где её сестра с мужем выступали в ТЮЗе. Галя после школы ещё и бегала в драмкружок при ТЮЗе, мечтала стать артисткой.

 

Когда началась война, в Уфу из Москвы переехал 161-й завод. Сначала Галя Листова работала курьером у директора, потом решила заняться более серьёзным делом – пошла в ученицы токаря. После войны поступила в авиационный техникум и закончила его в 1949-м. Снова вернулась на 161-й Агрегатный завод технологом по холодной обработке металлов.

 

Война не смогла истребить любовь к искусству. Галя была активным участником заводской художественной самодеятельности – и пела, и танцевала,

 

и играла в спектаклях. В неё и влюбился импозантный Юра Бельский, который также был театралом, работал на заводе и играл в художественной самодеятельности [3, с.78]. А Галину теперь стали знать уже как Бельская.

 

Уфимское отделение межрегионального Шаляпинского центра, секция Ф.И.Шаляпин» (мировое и отечественное культурное наследие) комитета Республики Башкортостан определил два направления деятельности программы:

 

- сохранение и выявление новых памятников истории и культуры, связанных с именем Ф.И.Шаляпина;

 

- просветительское и образовательное – приобщение подрастающего поколения и классической культуре через личность, творческое наследие и круг общения Ф.И.Шаляпина.

 

 


Э.А.Габитова

 

(г. Благовещенск)

 

Многолетний опыт подтвердил, что избран правильный путь, потому что творческое наследие великого русского певца огромно, личность привлекательна своей масштабностью; убедились, что знание всего этого повышает интеллектуальный уровень, способствует установлению контактов и общению не только в Уфе, Башкортостане и России, но и в международном масштабе. Имя Шаляпина известно и почитаемо в цивилизованном мире, это предмет общения, сближающего, да и сопутствующего, например, успеху деловых контактов.

 

Галина Бельская не успела увидеть скульптуру своего кумира. Она долго и

 

тщательно обговаривала каждую деталь будущего творения из белого мрамора.

 

Мраморная скульптура Ф. И. Шаляпину установлена в Уфе рядом с Уфимской

 

государственной академией искусств (ранее — здание Дворянского собрания

 

Уфы) на улице Ленина, напротив Башкирского театра оперы и балета.

 

Памятник выполнил художник-монументалист Р. Хасанов, архитектором

 

памятника выступил К. Донгузов. Торжественное открытие памятника

 

состоялось 12 июня 2007 года. Это памятник и Шаляпину, и музыкальным

 

традициям уфимцев…

 

Культурное наследие Шаляпина сегодня. Имя великого Шаляпина прочно

 

вписалась в музыкальную и историческую жизнь Уфы. [6]:

 

ü Ежегодные фестивали оперного искусства в Уфе проводятся с 1991 г. в Башкирском государственном театре оперы и балета, в Концертном зале имени Уфимской государственной академии искусств. Наряду с ними в

 

рамках культурной программы в Уфе с 18 декабря по 13 февраля проводятся ежегодные Шаляпинские дни, а с 1993 г. в Уфе для молодых оперных певцов учреждены премии и стипендии его имени.

 

ü 7.11.2019 года в Мемориальном доме-музее С.Т. Аксакова состоялась презентация книги Елены Замрий (председатель уфимского отделения Шаляпинского центра) «Лучше нет родной земли!», посвященная детству и юности Федора Шаляпина.

 


Э.А.Габитова

 

(г. Благовещенск)

 

ü 19 сентября 2019 года Шаляпинский центр посетили болгарские преподаватели Великотырновского университета имени святых Кирилла и Мефодия Мая Ангелова-Анастасова и Силвия Коева.

ü 12.09.2019 года состоялось очередное заседание актива уфимского отделения Шаляпинского центра. Были обсуждены результаты работы центра за минувший год и утвержден годовой план на год 2020. Начинается подготовка к проведению в 2023 году юбилейных мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения Ф.И.Шаляпина. Первостепенной задачей центра остается создание историко-культурного центра с домом-музеем Ф.И.Шаляпина на улице Гоголя, 1.

ü 15.02.2019 года в Уфимском государственном институте искусств успешно прошла научно-практическая конференция Шаляпинские Чтения «Музыкально-театральное искусство на рубеже XIX-XX вв.».

ü 28.01 2019 г. в Малом зале Городской детской филармонии прошел традиционный "Вечер русского романса", организованный Собором русских Башкортостана, отделением Межрегионального Шаляпинского центра при содействии администрации детской филармонии. Перед собравшимися выступили студенты Уфимского училища искусств (класс преподавателя Н.Г.Юсуповой) и начинающие вокалисты, лауреаты вокального конкурса "Дебют".

ü С 13 по 25 сентября 2018 года в Уфе прошел XVI Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера», который завершился грандиозным гала-концертом.

У Галины Александровны Бельской не было высоких званий, она никогда не была во власти, не болела «звездной» болезнью. И, конечно, не думала о том,

 

как долго будут ее помнить. Увы, память имеет свойство таять, уходить вместе

 

с очевидцами событий, с современниками. И было бы несправедливо забыть о Галине Александровне Бельской, не увековечив память о ней в городе.

 

Необходимо установить памятную доску на доме, где жила председатель

 


Э.А.Габитова

 

(г. Благовещенск)

 

уфимского отделения Межрегионального Шаляпинского центра (ул. Ленина, 72). Мы не должны забывать человека, посвятившего всю свою жизнь служению родному городу, своей стране, а, значит - нам.

 

Уфа, Башкортостан, Россия пусть обретут Шаляпинский историко-культурный центр, о котором мечтала Галина Бельская.

 

Объект, привлекательный и по названию, и по содержанию, и, безусловно, способствующий развитию туризма в Россию, в Республику Башкортостан и её столицу Уфу!

 

 

Литература

 

1. Бельская Г.А. Уфа – колыбель творческой жизни Ф.И.Шаляпина.- Уфа: Изд. Новый стиль, 2004.- 32 с., ил.

 

2. Чванов М.А. Корни и крона.- Уфа: Башкнигоиздат.- С.19-23

 

3. Краснова Р. Маэстро и девушка из Ядрина // Уфа.- 2007.-№ 3.- С.74-78

 

4. Краснова Р. Маэстро и девушка из Ядрина (Окончание) // Уфа.- 2007.- № 4.-С.74-79

 

5. Краснова Р. Все по заслугам знамениты…Художник Сергей Краснов отмечает юбилей // Уфа.- 2018.- № 9.- С.66-71

 

6. Интернет-ресурсы

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.