Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Компоненты этнической культуры



 

Компоненты этнической культуры

Наименование национальности Традиции, обряды Символика, костюм Праздники Сказки Танцы Игры, игрушки Песни Пословицы Ценности Еда, жилище
Якуты В первую неделю жизни якуты укладывали младенца в берестяную коробку. Считалось, что от рождения до отпадения пуповины он еще полностью находится во власти того мира, из которого пришел, и в любой момент может уйти назад. Чтобы уберечь ребенка от влияния злых духов, например, на щеке делали «вышивку», продергивая сквозь кожу два-три волоска шерсти оленя. Если младенец прожил неделю, то, как думали, он останется жить в этом мире. Пока у ребенка не появлялись первые зубы, он считался абсолютно беззащитным перед духами-лозами, для отпугивания которых в колыбель клали острый предмет (нож, ножницы), иначе лозы похитят младенца, положат "своего", и тогда семью ждет мучительная жизнь. После появления зубов делали куклу духа-покровителя и хранили в лукошке вместе с куклами-духами всей семьи. Если ребенок заболевал, кукле делали определенные подношения: если болела голова — платок, нога — обувь, живот — шили одежду и т.д. Культ огня.Люди клали в костер или очаг кусочки пищи, брызгали на огонь молоком. Таким образом люди выражают свое почтительное отношение к «хозяину огня» — Уот-иччитэ. Промысловый культ лесного духа Бай-Баяная и его десяти братьев.Охотники и рыболовы считали, что от Баянаев зависит удача на промысле, поэтому начинать охоту или рыбалку следовало с их призывания, а заканчивать подношением Бай-Баянаю и его братьям подарков (бросать что-нибудь в костер). Якутский национальный костюм был создан для неблагоприятных климатических условий, присущих северным регионам. В нем присутствуют детали, заимствованные у других народностей. Для утепления в холодных климатических условиях использовалась кожа диких животных. В целях украшения на ткани вышивался орнамент. После освоения способов работы со скотом базовым материалом стал мех, снятый с домашних животных. Он же использовался для поверхностного декорирования (создавались воротники и специфические манжеты). Дополнительно одежда украшалась нашивками из бархатной ткани. Ысыах.Отмечают в конце весны или в начале лета, под открытым небом. Люди поют, танцуют, следят за поединками борцов и пьют напиток, приготовленный из кобыльего молока — кумыс. Эталоном народного эпоса являются поэмы олонхо. Они представляют собой от 10 до 36 тысяч рифмованных строк, повествующих о фантазийным мирах, благодаря действиям в которых и появилось все сущее. В якутский танец интенсивно вошли элементы национальных спортивных игр и состязаний, которые являются частью обряда Ысыах. У якутов множество танцев, отражающие окружающую их природу, рассказывающие об их близости и нерасторжимости с ней. Наиболее архаичными и широко распространенными в прошлом у якутов были танцы «Орел» и «Стерх». Танец в честь солнца.Этот танец исполняется в конце Ысыаха (праздник кумыса). Исполнители должны образовать круг. В разных районах Якутии танцуют по-разному, но суть всегда остается одна: якуты благодарят солнце за свет и тепло. В старину были в первооснове игрушек образы, имеющие культовое, ритуальное значение. Позднее появились тряпичные куклы. Другие- утилитарные предметы, изготавливаемые с целью привить ребенку трудовые навыки, передать социальные нормы. Хабылык (Палочки). Комплекс из лучинок для настольной игры. Часть их имеет особое значение и цену. Сущность игры состоит в том, чтобы, подбросив все лучинки кверху, поймать заранее определенное количество или особого достоинства. Хаамыска(камушки). Позволит проявить ловкость рук. Существует несколько уровней данной игры. На столе расставляются фишки, которые необходимо сбить пятой. Фишки изготавливаются из твердого дерева, которое выдерживает удары об столешницу. Баайа. Вертушка-жребий. Представляет собой кубик с осью. Каждая грань орнаментируется по особому, в соответствии с которой определяется мера выигрыша. Песни народные якутские — по тематическому содержанию разнообразны. Воспевание родной природы — один из распространенных видов народной песни. Они обычно исполняются напевом дьиэрэтии (кылысах). В песнях о природе преобладают описательные импровизации о растительном и животном мире. Красота летнего расцвета трав и деревьев раскрывается чаще всего сравнениями с животным миром. Некоторые песни, например, о жаворонке и стерхе, исполняются напевом дэгэрэҥ. Из домашних животных наиболее воспевается лошадь, которая будто сотворена божествами Верхнего мира и послана на Землю, чтобы стать другом человека. Широко известны песни-импровизации о родных местах, о Лене — реке, о ленском острове Кыыллаах арыы. Другой цикл песен состоит из песен о временах года, о природных явлениях. «Для голодного всякая еда вкусна». «Задравши голову, не плюй, а то в глаза попадет». «Не желай чужого — своего лишишься». «Спрашивай не старого, спрашивай бывалого». Бережное отношение к природе. Уважение к другим людям. С детства развиваются выносливость, воля, товарищество и чувство самоуважения. Большое почтение к семье. Еда. Из-за условий выживания, продукты питания животного происхождения использовали полностью — от рыбы, птицы (с охоты), коровы, лошади или оленя. В ход шло все: мясо, потроха, головы, кровь. Из продуктов варили супы, их тушили, перетирали в ливер. Особенное место в рационе занимали молочные продукты. От них зависело наличие в доме питья — айран, соурат, десерта — чохоон, а также сыра и масла. Жилище.Домом служила народная юрта — балаган. Строилась она в виде трапеции из молодых бревен, а щели между ними плотно набивались навозом, стружкой и дерном. Расширяющаяся к земле форма стен позволяла экономно и быстро согревать помещение печкой-мазанкой, которая располагалась в центре. Окон не было или предусматривались небольшие отверстия, которые было легко закрыть. Летом для постройки использовали берест, создавая урасу — сезонное жилье. Стояла она неподалеку от балагана. В нее даже не переносили все вещи, ведь зима возвращалась очень скоро. Юрта представляла собой округлую кверху конусообразную палатку с дверью.  

 

Источники:

1. Алексеев А.И. и др. География России: Хозяйство и географические районы: Учебн. для 8-9кл.общеобр.учрежд.- М.: Дрофа, 2005.- 291 с.

2. Крысько, В. Г. Этническая психология: учебник для вузов / В. Г. Крысько. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 359 с.

3. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика : учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с.

4. Энциклопедия для детей. Страны народы Цивилизации/ Глав. ред. М.Д. Аксёнова - М.: Аванта+, 2001.- С. 457-466



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.